Alexander Evangely
7 декабря 2000 г. 20:13
1. Автокомментарий Битова: постмодернистская
игра или форма выживания классики?
Вряд ли вменяемый человек способен органично
ощущать себя "классиком" или
"постмодернистом", но, безусловно,
существует весьма глубокий слой интроспекции,
рефлексии и мыслей о мире, версификация которых
востребована современниками как актуальная
словесность. Форма этой востребованности
ощущается писателем, вероятно, как инструмент
версификации. Я хочу сказать, что оппозиция,
существующая в вопросе, привнесена вопросом и не
существует в интенции автокомментария.
2. Битов и формула Бюффона: человек-стиль или
человек-жанр?
Человек - это все-таки непрерывность, хоть он и
помнит себя дискретно. Как, впрочем, и стиль.
("Если бы стиль был мужчиной, то написанное
было бы женщиной" - не помню, кто сказал.) Жанр -
только форма высказывания, рамка. Битов выбирает
рамки, адекватные масштабу высказывания. А стиль,
точнее их множественность, - как красочная
палитра для холста (все чаще сдержанная и
монохромная). С другой стороны, если писатель
склоняется к фрагментарным высказываниям, то и
стилистика будет соответствующей. то есть стиль
должен меняться с возрастом
3. Перформанс Битова: усталость или шило в
заднице?
какие-то уж совсем полюса. ну, может, ощущение
усталости от традиционной для литератора формы
высказывания, ощущение тренда к смешению жанров,
поиск и компенсация нехватки за пределами
литературы... весь этот комплекс ощущений -
безусловно, шило в заднице. Но на фоне усталости.
4. Битов-поэт: впадение в детство или
возвращённая молодость?
А кто, интересно, возвращает молодость и за
сколько? Профессор Преображенский? Или юношеские
черновики? С Битовым, наверное, так: слова
пожелтели, осыпались от усталости и ненужности, и
на фоне этой инфляции остались ритмы, как ветки,
или скелеты, или иные более или менее железные
конструкции. Тут тоже маячит некий перформанс:
как Битов внутри своей головы осенне-молча
бредет, шурша синтагмами, и подбирает то иголку
для ели, то желтый коготь для зайца...
Битов-поэт - это прозаик на прогулке, набравший в
свои карманы достаточно нужных листьев, чтобы
одеть дерево-стишок.
5. Каковы на самом деле, по-вашему, "четыре
измерения" "империи Битова"?
так "на самом деле" или "по-моему"?
по-моему, нет четырех измерений, нет империи. Но
мне бы хотелось узнать, как сам Битов ответил бы
на этот и остальные 12 вопросов.
9. "Новый Гулливер": Битов и миф о
шестидесятниках.
А кто Гулливер - Битов или миф? еще тут
предполагается страна - лилипутов или великанов -
но, опять же, по отношению к кому? (Впрочем,
кочевряжусь.) Эстетически Битов не
шестидесятник. Он вообще не слишком отчетлив в
смысле поколенческой ориентации. Фокус его
поколенчески-ориентированной эстетики размазан,
мне кажется, от конца 70-х (70-е закончились со
смертью брежнева) до середины 80-х (закончились в
93-м белодомовской заварушкой). Т.е. Битов не
слишком испачкан трешевым беспределом конца 80-х,
они не повлияли на его эстетику. Что и позволяет
сейчас воспринимать его как живого (в то время
как ко многим открытиям 80-х складывается
морозная дистанция). Может Битов и сейчас
всплывает как участник гонки, а не артефакт
литературной истории?
11. Битов-свадебный генерал: тамада или
импровизатор?
наверное, это зависит от свадьбы.