ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
Журнал
TextOnly
ExLibris НГ
Русский
Журнал
Галерея
М.Гельмана
Курицын-
Weekly
Библиотека
М.Мошкова
Малый Букер
М.Эпштейн:
Дар слова
Rema.ru
Интернет-
клуб
СКРИН
Ferghana.ru
Александр
Левин
Леонид
Каганов
Растаманские
сказки
Журнальный зал
Amason.com

 
Вероника БОДЕ СТИХИ
 

Из книг “МУЗЫКА И БУМАГА” и “ДЛЯ СВЕТА И СНЕГА”



***

И когда засверкает ястребиный блиц
и войной займется дальний край небес,
мы увидим землю и увидим лес,
и тогда пойдем на змеиный плац.
На звериный форум, где болотный дом
смотрит черными дырами вверх и вниз.

Там-то мы его и найдем.

Мы увидим того, кто стоит спиной, -
цвета дыма, в густом дыму.

И ничего не будем говорить ему.

Он и сам молчит – потому не врет.
Это – тот, кто пьет из чумных болот,
кто глотает дым и ломает наст.

И ни о чем не будем его просить.
И ничего не будем предлагать взамен.

Он нам сам, что захочет, даст.

1996




М.Б.

Как мы ждали друг друга – можно сойти с ума!
И ведь знали, что это – тюрьма, тюрьма,
и что она расколется на куски,
как от блица раскалывается тьма.
Если собрать в один все эти куски
ожиданья, смятенья, любви, тоски, -
то разверзнется сердце и лопнут виски,
словно мыльный орех в тисках.

И ведь знали, раскалываясь на куски,
что уже нигде, ни в каких веках
мы не будем вдвоем на желтых лежать песках,
никогда – как песчинки, как камушки – друг у друга в руках.

Только во сне, совершая путь по твоей руке,
я так ясно вижу, что в глине она, в песке, -
словно ангел смерти бродит невдалеке
и горит во лбу у него звезда,
и сияет, как полуночная вода
путеводная – в никуда.


1996




***

заблудился ты в небе что делать никого не зови
крыши тают в огне растворяются лица и тени
только вспышки безумного белого света в крови
только сна ледяные ступени
и идешь и глотаешь зеленый и синий огонь
постепенно лишаясь и зренья и слуха и тела
и не видишь как в синем огне над тобой
вырастают созвездья из света и мела

а потом этот белый бессмысленный свет дорогой
затихает как эхо
и вдыхая огонь выдыхаешь огонь
заблудился ты в небе и город тебе не помеха

этот город затоплен зеленым и синим огнем
заблудился ты в призрачном городе только и слышишь
как внутри нарастает снежной нежности ком
и желание острое как лезвие крыши




***

На железный хлеб навостривши зубы,
понимая, что, в общем, не по зубам,
волком смотришь из ощетиненной шубы,
узкой белкой скачешь по деревам.

Даже зная, что жизни тебе не хватит,
остаешься и к этому глуп и слеп,
потому что не вырваться, если схватит,
потому что заманчив железный хлеб.

но зато за эти года и веки,
заперев замки, заплатив долги,
можешь все подряд исходить города и веси,
истоптать железные сапоги.

1994




В.С.

Это все-таки март. Это все-таки лед.
И ломается утро в глуши ледяной.
И на звонкие дольки ломается год.
И ползет таракан у тебя за спиной.

И машина летит. И ворона идет.
И протухшая тряпка на ветке висит.
И весеннего вида тусуется кот.
И откуда-то с неба Бетховен звучит.

Словно обруч чугунный снимают со лба,
и прозрачной водой наполняется дом.
А по облачной слякоти катит судьба
и удача на палочке едет верхом.

1994




***

Все идет как-то так – мимо рук.
Только встанешь да глянешь вокруг –
бог ты мой: мимо губ, мимо глаз
целый мир уплывает от нас.
За окном – то ли снег, то ли пух,
и летит, и летит во весь дух.
Он горчит и на вкус, и на слух –
непонятно, который из двух.
Полуявь-полусон-полубред.
Ни названья, ни облика нет.
Обернись: над кварталом пустым
это облачный храм – или дым?

1990




***

жадные тающие поющие
мягче воздуха легче стрел
плоть оплетающие и пьющие
жизнь оставляющие не у дел
птицы порхающие снующие
рыбы мятущиеся на дне
бледные призраки вездесущие
в этом глубоком горят огне
силу дающие и отнимающие
долгие сладкие без конца
жадные тающие сгорающие

1994




***

1

Ты здесь жила. Вон в том углу спала,
Оклеенном афишами “Таганки”.
Ты здесь пила. И утром, после пьянки,
Любимых провожала до угла.
Ты здесь жила. И колыхалась мгла,
И бликами фонарными сквозила,
Когда пустая серая весна
Тебя в ночи из дома уводила.
И страсть была, когда ты здесь жила.
И смерть была – она с тобой ходила,
Она на всех углах тебя ждала
И слово непонятное
твердила.
Теперь, когда уехала, забыла –
Теперь куда, в какие зеркала
Стучаться, чтобы время пропустило
Туда, где ты так долго прожила?
А помнишь? Только что же это было?
Волной судьбы подняло, накатило, -
Отхлынуло…- ты этого ждала?

2

Там были одуванчики всегда,
И пух летел в любое время года,
И в подворотне капала вода.
И если наступали холода,
То на день - на два, а не на полгода,
И так же уходили без следа.
И этим миром правила беда
и так привольно по нему гуляла,
Как будто ей другого было мало.
Ты это поняла еще тогда.
И можно было не ходить туда,
Где жгло глаза, где слово умирало,
Где свет глотала черная вода…
Все было ясно с самого начала,
И смерть твоя – с тобой была всегда.

1991




ВЕСНОЙ

1

Порасплескались воды о мутные берега,
хлынуло солнце, и музыка началась, -
и словно рукой смахнуло – и снова метут снега,
и зренье разламывается, двоясь.

Повырастали монстры зеленые на окне:
каланхоэ, алоэ, - все в человечий рост,
и, того гляди, прорастут вовне
и в какие-нибудь иные края перекинут мост.

И в какую-нибудь иную тебя уведут
дорогую слепую предпраздничную страну.
Но приблизиться к ней даже мыслью немыслимо тут –
только сделаешь шаг, прошибает холодный пот.

2

Это только рассвет с диким привкусом птичьего скрежета.
Это только пространство бессонницы необжитое.
Это что-то уже пробивается легкое и золотое,
даже если глухое и медленно-серое не решено и не прожито.
Даже если и не изжить ясных холодных поблескиваний и звонов,
ни змеиного шелеста, ни мышиного бега.
Это просто пустое и чистое место для света и снега.
Это страх и мерцание. Это музыка и бумага.

1994




***

Та недосказанность, в которой Бог
живет, как в доме, гулком и прозрачном, -
то кошкой извивается у ног,
то ухмыляется огнем коньячным,
то серым ветром гонит за порог.
И ты не знаешь, где ее предел:
переступив порог, не подойдешь ко входу…
Но видишь: птица села в огненную воду,
и мокрый лес от света поредел.
И бьет насквозь ее вечерний свет,
и странно смещено пространство марта:
напоминает вымысел и бред
его географическая карта.
И снова все, что видимо живым,
и все, что живо, но полузабыто,
ты видишь словно зреньем боковым.
И что-то в нем слепым пятном сокрыто.

1986-1996




***

В зарослях бешеных огурцов,
летнего времени на краю
все обретает в конце концов
ясную суть свою.

Где-нибудь рядом, невдалеке,
на расстояньи протянутых рук
капли виснут на волоске,
тянется долгий звук.

Ветка качается. День идет.
День содержит ответ,
что и тем, кого свет не ждет,
светит недолгий свет.

1994



***

Ну и как? Ну и ладно. Наоборот?
Ну и ладно. И не беда.
А пойдем туда, где миндаль цветет?
Ни за что не пойдем туда.
Там миндаль цветет. Там весна убьет.
Там какой-то чужой народ.
А я боюсь своих. И боюсь чужих.
Все равно кто-нибудь убьет.
Но бояться, наверно, еще страшней.
Ведь они следят за тобой.
Лучше ждать самой. И следить самой.
И потом умереть – самой.
Потому что смерть – это только свет.
А даже если и только тьма?
Но горячих рук у нее нет.
И горячих губ у нее нет.
И горячего, душного тела нет –
Это только она сама.
А ее ожидание – мир иной,
где не страшен страх никакой.
Там вода бежит. Там миндаль цветет.
И там снова кто-то тебя убьет.
Снова кто-то тебя убьет.

1992




***

все равно ты зимой навсегда уезжаешь в париж
все равно ты зимой уезжаешь в париж навсегда
и дымится вода и не видно ни окон ни крыш
и не видно отсюда ни крыш ни окон и пылится вода

из горбатого города с каменной башни своей
что увидишь в окно сквозь последнюю спелую тишь
а теперь ты зимой навсегда уезжаешь в париж
и уже не увидишь ты каменной башни своей

все останется там ты приедешь туда по делам
и высоким и бледным корявым седым угловатым
полоумным безумным холодным худым и горбатым
будет город когда ты приедешь туда по делам

но уже не увидишь ты каменной башни своей
а вернуться в париж это лучше чем в город горбатый
полоумный безумный бессонный больной бесноватый
тороватый покатый горбатый не надо не смей…

1992




***

Ранним утром в змеином углу
нету места для мысли и сна,
и такая тут грязь на полу,
и такая гнилая весна…

Ну и ладно. Живут же и тут.
И чего там – судьба, не судьба…
С добрым утром, Малаховский пруд
и над ним – заводская труба!

С добрым утром, собака и мышь,
с добрым утром, ворона, привет!
И какой еще нужен Париж?
Под Парижем Малаховки нет…

С добрым утром, комар и паук,
с добрым утром, колода и пень!
Кабы знать, что ушло между рук
и какой начинается день…

Едет поезд. Летит самолет.
Нож пылится. Ржавеет топор.
И никто не приходит на двор.
И отсюда никто не уйдет.

1992




АВГУСТ

Лето явно пошло на спад,
И на лад – натяженье жил.
Это август себя изжил.
И молчишь. И отводишь взгляд.
И уже принимаешь в дар
гарь вокзальную, долгий дым,
и не жгуч этот поздний жар,
а покоен и нерушим.
Он теперь уже только твой –
с хлебом съешь или в землю спрячь…
И глухие заборы дач
зарастают сырой травой,
и над бревнами комары
начинают вечерний пляс,
и в листве различает глаз
смерти призрачные пиры…

На террасе, под тихий стук
“роботрона” из-за стены
на охоту идет паук,
и движенья его - верны, -
не в пример тем страстям косым,
что неведомы пауку…

Чтобы лучше увидел сын,
Подними его к потолку.

1987




***

когда я буду вспоминать
как умерла тогда
то каждый раз я буду умирать
и это навсегда

ну все пора умри закрой глаза
гори гори гори моя звезда

и я умру с горячей головой
в ночи в жару на полке боковой
а может под железной синевой
в сугробе у дороги кольцевой

гори гори кромешная моя
осталась ты одна
понять где я а где уже не я
я больше не вольна

мне разрешили боль и смерть и ад
и я туда иду
наощупь наугад
гори гори

1990




***

И боли не избыть. И болью стать.
И вдруг понять, что боль реке подобна.
И протекать бессильно и беззлобно.
И в новые края перетекать.
И жизни не хотеть. И жизни ждать.
И понимать отчетливо и дробно,
Что почему и что чему подобно, -
И снова ничего не понимать.
И все забыть. И снова осознать,
Что эта смерть бессмертию подобна,
И ничего уже не забывать.
И быть. И снова протекать подробно,
Как Лета отмороженная вспять.

1996




***

а там где я там тоже нет меня
пока я там где нет меня я знаю
что нет меня там место только раю
а там где рай там тоже нет меня

а ты не знаешь как тебя зовут
и забываешь кто ты и откуда
где жизнь твоя где смерть и ниоткуда
пока ты здесь тебя не позовут

пока мне рай в объятиях твоих
и длится необъятный месяц райский
еще не мартовский уже не майский
не умирай в объятиях моих


1996




АВГУСТ

Это – время цветения вод,
Луж и озер.
Это – лодки зеркальный ход,
Шорохов хор.
Это – душный шмелиный гул
В синей траве уснул.
Это – разверстый, как львиная пасть,
Алый и белый день.
Он означает голод и страсть,
Голод и страсть, и лень.
Это – томимый предчувствием дух
Обращается в зренье и в слух.
И не ставишь ему преград,
Мнешь слои иллюзорных клеток,
Отпуская его назад,
На все четыре стороны лета.

1987




***

Это – шум в ушах, в крови возня сырая,
неизбывная, как талая вода
на дорогах обессиленного Рая,
безграничных, не ведущих никуда.

Это – мягкие высокие качели,
повороты и мигание огней,
местность темная, холмистая, и ели,
в невесомости висящие над ней.

Это – ласковый питомец желторотый,
бледный, маленький, прозрачный, как вода.
Никогда он не дойдет до поворота
и дороги не отыщет никогда.

1994




ГОРОД ЮНОСТИ

1

в переулках ночных снег губами ловили
по апрелю дежурили по июлю блудили
а потом уезжали и втроем к коктебеле
то стихи рисовали то пекли акварели
осень выдалась шалой больной и бедовой
с перебежками вялой листвы по садовой
по пятам как на привязи смерть за нами ходила
но чья-то рука все ее отводила

2

мы вернемся туда по извечному кругу
если кто-то отступит напомним друг другу
и приблизимся к нашему верному раю
к побережию боли к его рваному краю
вот и город велик а все некуда деться
где закончится юность начинается детство
странный маленький мир сохрани его боже
ибо дальше всегда будет так же и то же

3

город юности пуст холодны его плиты
неприветливы птицы из дьявольской свиты
и из дома никто не выходит навстречу
и совсем не такой представляли мы встречу
этот мир неподвластен ни тленью ни чуду
через тысячу лет здесь по-прежнему будут
в небе крылья черны и рулады картавы
и река потечет через те же кварталы
на ее берегах
будет чисто и пусто
и уже никогда не изменится русло

1990-1992




***

сколько хочешь окон в любое смотри
и в любом отразится мгла
потому что смотреть на себя изнутри
ты бы и не смогла

видно бог тебя выдал коль съела свинья
и клетка твоя пуста
и душа пустая твоя чиста
а может и не твоя

и это твои стихи о любви
спросит безумный судья
да это а может и не мои
в мире нет ничего моего

1990



***

месяц яблоневый тополиный
месяц густой травы и лиловой пыли
самый нежный в году самый длинный
неужели тебя забыли
помню помню душный и словно вымерший город
да прохладные ночи где тщетно глаза смежала
да еще как сидела с большим бокалом
в который яблоня медленно цвет роняла
в той стране о которой нынче ни сном ни духом
где мы жили тогда и да будет ей время пухом
хоть бы затеплился след хоть примета ее какая
этого годы и годы прошу у бога
потому что бродила в жилах вода живая
потому что тому свидетелей было много
плотные белые кисти да обрывки ветренной сини
а одних лепестков тополиных комочков белых…
никого в живых
не осталось и гиблое это дело
потому что уже не бывает уже не надо
чтобы мысли рекой и слова из другого ряда
из другого слоя слова из мира иного
и уже не заслонит мира такое слово
говорила не тронь иллюзий моих они живые
сами уйдут на дно все будет и все впервые
в той стране под откос уходившей криво
и которой одно преданье свежо и живо
только видимость внешность ее повторяют снова
месяц яблоневый жара и живое слово

1989




***

Там, где круто ломается май
И сгорает от дикого света –
там уж только себя не ломай:
пощадит – будет новое лето.
Выживаешь. И в новой среде
пребываешь пустым и бездонным,
и живешь, как во сне, как в воде, -
по неведомым новым законам.
И над миром пуста и тверда
тишина без опоры и веса,
и сияет большая вода
за стволами соснового леса.
И падение яблок в саду,
ударяющих глухо и немо,
расставляет силки, как в бреду,
нарастает, как некая тема.
Вечер будет отчетлив и пуст,
и мохнатое грозное солнце
за бузинный закатится куст
и назавтра уже не вернется.
В мир иной отойдешь до зари:
может,
строчка какая приснится…
А покуда – лежи и смотри,
как летает большая ночница…

1987




СПАСОПЕСКОВСКИЙ

…И холодно… Проходит мимо лето.
Ты возвращаешься домой до света.
Бессонница плетется по пятам.
И возникает, словно рябь на глади,
сбивает шаг и теплится во взгляде
улыбка, неподвластная устам.

И гулок шаг по этим тротуарам,
где тишину тяжелым черным шаром
перед собой откатывает звук.
И ночь стирает позднюю прогулку:
вытягивает дымом по проулку
и холодом уносит – мимо рук.

И слабый свет, едва приметный глазу,
яснеет. Ветер произносит фразу
и умирает во дворе пустом.
И только пух под тополем корявым
едва шевелится комком безглавым –
бессильным, рыхлым гибели куском…

1982-1987




ГДЕ ЖИВУТ СТИХИ?

“Где живут стихи?” –
спросил меня трехлетний сын.
И я задумалась над ответом.

Сказать, что они живут в веках?
Что они живут там,
Куда нет доступа нам, пока мы живы?

Или сказать, что они живут в бедовой голове поэта?

А может, ответить, не мудрствуя,
Что они живут в книжном шкафу?

1987




ИЗ ЦИКЛА “АМЕРИКАНСКИЕ СТИХИ”


ПЕРЕЕЗД ИЗ МАСТЕРСКОЙ

I

Мы собирали в ящики тюбики и холсты,
перышки, тряпочки, камушки и перчатки,
кнопочки, слайды, ластики и листы, -
местного бытия зримые отпечатки.

Нам вспоминались реки и острова,
люди и города, сплетни и анекдоты.
Я бормотала под нос ласковые слова.
Ты очищала руки от позолоты.

И с двадцать первой в окно пробивался последний луч,
и на столе шелестел целлофан от ветра,
предвещая второе пришествие сизых туч
и приближение урагана “Берта”.

II

Ураган, обессилев, пришел под видом дождя,
лившего всю ночь с пятницы на субботу.
И если ты не оглянешься, уходя
вечером на призрачную работу,

и если ты не останешься навсегда,
то, значит, кончилась жизнь, началась другая,
значит, скоро снова прольется с небес вода,
и ты не оглянешься, убегая.

Июль 1996, Нью-Йорк




***

А по Бронксу летит тополиный пух,
как летает пушистый смех.
И иные кусты - соболиный мех,
а иные - как Бог, как Дух.

И уже на пляже, на простыне,
у когтистых и льдистых вод
замираешь, как капля на полотне,
опрокинувшись взглядом в небесный свод.

И уже все смешалось, и не постичь,
как случалось до этих пор:
это Брайан Парк или Брайтон Бич,
или просто Серебряный Бор.

И уже дохлестнулся сюда прилив,
жадно слизывая с песка
спички, шкурки бананов, косточки слив:
всё, - до нитки, до волоска.

Лето 1996, Нью-Йорк




***

В безумном покопается мешке
и вытащит блокнот или конфету.
Ей просто путешествовать по свету:
в сабвее, на хайвее, налегке.

А может, даже фотоаппарат
достанет из котомки безымянной
и щелкнет пароход или закат
или на пляже негра с игуаной.

А раньше не меняла города,
не проводила ночи на вокзале,
и если бы ей это рассказали,
она бы не поверила тогда.

Но кто же знал, что смертные летают,
что их волна воздушная несет,
что жизнь такую легкость обретает
,
что смерть такую легкость обретет.

Лето 1996, Нью-Йорк




Вадиму Месяцу

Там, за старым вокзалом, за огромной поляной,
где играют в бейсбол, за кладбищем старых машин,
где гуляет ветер, большой и пьяный,
но обычно гуляет не он один, -

там открываются взгляду широкие мутные воды,
и Статуя Свободы видна со спины,
и стоят на приколе старые пароходы
от зимы до лета и с осени до весны.

Тут жил парусник, твой веселый однофамилец,
да видать, куда-то уплыл по весенним волнам,
и теперь его место у пристани занял красный эсминец.
Мы подумали: значит, скоро пора и нам.

Мы смотрели Свободе в спину,было странно .
Мы думали: отчего она так зелена,
и зачем нужна такая большая поляна,
и зачем на реке такая большая волна?

И, дивуясь на все эти дивные дива,
мы стояли,
и долга, и молча смотрели туда
где впадала в зловещий Хадсон таинственная Ист-Рива
И тяжелой волной набухала речная вода.

Июль 1996, Нью-Йорк




ПРО РОДИНУ

Начинается родина там, где тебя не ждут,
там, где все погибельно, призрачно, неизвестно.
Но однажды поймешь, зачем оказался тут
и какое это до дрожи родное место.

И, как безумный, ходишь по паркам и городам,
входишь в холодную воду, смотришь на самолеты,
крыши целуешь, шпили подносишь к губам
с острым привкусом бронзы и позолоты.

И уже ты знаешь, что это твоя страна,
что понятие “родина” гибко и обратимо
что уже не отпустит тебя она
из объятий безумного города-побратима,

что уже не уехать от этих лесами заросших крыш,
от скалистых уступов Манхэттена, от его красоты жестокой.
И когда ты все-таки улетишь,
то только затем, чтобы там дожидаться срока.

И настанет срок. И нажмет кондуктор на тормоза,
и застопорит “боинг” среди февральской метели, -
чтобы родина снова била тебе в глаза
желтым гнойным светом Линкольн-туннеля.

Июль-август 1996, Нью-Йорк




С.

I

Мы плавали в холодном океане,
где солнце дымное дробилось на куски,
и выходили на зыбучие пески,
и никакого срока не было в помине.
А было - всё, что только может быть:
камыш, шиповник, пальма и осока,
и туя, и шелковица, и срока
не знали мы и не хотели знать...
...И рыба, и медуза, и баклан,
и мышь летучая, и птица полевая...
И ничего уже не понимая,
мы шли, где солнце опускалось за бархан, -
по полю, по деревне, по пустыне,
по плитам каменным, нагретым дочерна:
от жара синего, от жгучего вина....
И никакого срока не было в помине.

II

Сусальным золотом, сусальным серебром
там были дни размечены, и плыли
громады бледного огня и груды пыли
над городом, поставленным ребром.
Свобода - это то, чем можешь быть,
но не становишься, единство обретая:
не падшая она и не святая,
и не достичь ее и не избыть.
К чему тебе свобода и обман,
когда они уже не за горами,
когда смеркается и близок ураган,
и страсть пульсирует холодными огнями
над городом, поставленным ребром...
По гибельному сну, идущему навстречу, -
как странно ты идешь ко мне навстречу
и держишь книжечку с сусальным серебром.

3 августа 1997, Нью-Йорк




АМЕРИКАНСКИЕ СТИХИ

I

Изваляла в песке единственные штаны,
двух мужей забыла где-то за океаном,
но зато нашла на пляже серебряную сережку
да перо какой-то огромной птицы.
Это парк или остров. Это город или залив.
Это песчаный Брайтон, а может, скалистый Манхэттен.
Это остров Гарлем, а может быть, город Бруклин,
или даже Файрайленд, где земля горит под ногами,
где стоят вдоль узеньких улиц миниатюрные виллы
и олени лежат во дворах, как молчаливые галлюцинации.

II

В единственных драных штанах
шатаясь по белому свету,
всюду в обнимку тащишь свой маленький ад,
словно свой самовар.
Слабая тешит надежда: может быть, он,
словно утюг или фен, не подходит к местной сети
и свои здесь расставлены сети...
Странно в Америке в парке,
на тряском автомобильном мосту
над речкой вонючей стоять,
словно в Воронеже или в Смоленске.
Странно видеть каштаны в цвету
и мелкие скалистые острова,
покрытые битым стеклом.
“Милый, видишь ли ты домик на том берегу?
Мы могли бы в нем, может быть, жить.
Тут бы был у нас ад в шалаше.
Потому что свой ад, словно свой самовар,
вечно мы возим по свету.
Потому что все, что я о тебе вспоминаю, -
это маленький остров, покрытый битым стеклом.”

III

Что же ты, как безумная, бродишь по этим паркам,
входишь в холодную воду, смотришь на бесконечные самолеты,
лежишь на траве, запрокинув голову в небо,
под стеклянной стеной Метрополитен-музея?
Или часами сидишь на кладбищенском камне,
куришь одну за одной...
Что бы тебе не привыкнуть, не жить, как люди:
утром бы на работу, вечером - в ресторан?
Нет, ты здесь, как и там, невозможного хочешь.
Всё тебе по плечу, никто тебе не указ.
Ты как сажа бела от здешнего солнца.
Ты как пёс весела, грустна, как олень.
Что ж ты сидишь на крыльце с догорающей сигаретой,
смотришь, словно на жабу, на радиотелефон?
Тут тебе не Москва, никто тут звонить не будет.
Лучше разуй глаза: Северный Бёрген вокруг.

IY

Я лежала на ваших грязных песчаных пляжах.
Я входила в ваши когтистые льдистые воды.
Наблюдала ночью с реки ваш зубастый Манхэттен.
Мчалась с песнями по хайвеям через четыре штата
и пыталась любить самого русского из здешних русских.
И теперь вы меня не обманете, я понимаю:
это все ерунда, никакой Америки нету.
А если и ест, то скоро ее не станет:
ровным счетом в тот день, когда я отсюда уеду.

Июнь-июль 1996, Нью-Йорк




...И все они опять идут ко мне
по белому заснеженному Раю:
от боли, по наитию, во сне.
И я уже меж них не выбираю.

Да тут и не пристало выбирать.
Они идут: любимые, родные, -
они ко мне приходят умирать,
как кошки за стволы берестяные.

Так в землю зарывается зверьё,
так люди - с головой под одеяло:
невелико пространство, но - моё,
и мне его не много и не мало

Пусть снег себе спускается и тает,
пусть век кончается - но где-то там.
И пусть себе смеркается, светает,
а я тебя сегодня не отдам.

Вот так бы жить - не выходя из боли,
из гиблого последнего тепла,
и чтоб смирилась смерть, и там, на воле,
там, за порогом, больше не ждала.

Чтоб где-то мухи белые летели
и четок был узор ветвей, стволов...
Вот так бы жить и умереть в постели,
не приходя в себя от грустных снов.

Ноябрь-декабрь 1996, Москва




***

– Что вы тут ходите,
mam?
Что вы смотрите из-за угла?
Что-то ищете? - Не совсем.
Просто я здесь жила.

–Что вы тут бродите,
miss?
Бродите вверх и вниз,
бродите вкривь и вбок,
вдоль, поперек...

– А просто я здесь жила.
Только весна была.
Только вот этот склон
еще не был от инея бел
и вот этот платан
только-только зазеленел...

Что ж вы тут ходите,
girl,
в длинном осеннем пальто?
Вас не помнит уже никто,
да уж и снег пошел,
и колокол зазвонил...

– Нет, никто меня не забыл!
Я же помню, как здесь жила
целых три длинных дня.
Я же помню: вино пила,
ходила загорать на Гудзон,
и все любили меня:
и она, и он...

– Ну и что вы тут ходите,
honey,
со своими стихами,
со своими неясными, длинными
и запутанными делами,
и со всеми своими мужьями,
с дорогими друзьями,
с полоумной ухмылкой,
с обкусанными губами?

Да нет, я так, ничего...
Просто люблю вспоминать.
Просто через неделю мне уезжать.
Просто хочу с собой кое-что отсюда забрать.




***

И когда-нибудь это всё
ещё как пригодится мне:
эта осень и этот свет,
сталь Гудзона и свет
заиндевевшей травы,
этот якорь под фонарем
и Манхэттен на той стороне.

Осень 1996, Хобокен




ПИСЬМО В РОССИЮ

Здесь щебечет американская птица,
перебегает дорогу американская кошка.
А ночами такое снится,
что становится тошно.

Всё это очень странно: мрачные города,
ласковые звери, призрачные озёра, -
вся эта сладкая, лакомая еда
для непривычного взора.

Равнины штата Огайо скучны и плоски.
Пенсильванские горы невысоки.
А над хайвеем березки роняют слезки,
и у обочин в траве горят светляки.

В отдельных местах океана тут очень мелко.
А в городах на крышах растут леса.
И скачет по тротуару американская белка,
и летает синяя птица, и прочие чудеса.

Июнь-ноябрь 1996,
Нью-Йорк – Москва




НОВЫЕ СТИХИ


***

А чтобы был оптический обман,
мы оптику немного перестроим,
прицелимся, замрем, глаза закроем
и будем широко держать карман.

(А если б кто-то здесь не уцелел,
его бы вряд ли сделали героем
и не по нем звонят колокола.)

А чтобы был оптический прицел,
мы технику немного перестроим
и выйдем в мир, что чудом уцелел.
В котором мгла смешала и слила
и снег, и грех, я радость, и туман,
и сыплется, и лезет к нам в карман,
за пазуху, в рукав, в провал стекла,
и страшно так, как будто бы впервые,
как будто мгла смела и занесла
и дождь, и бред, и ярость, и покой,
и ясность, и огни береговые..
.

И непонятно, кто кому смутьян,
куда идут полки передовые
под этим флагом этого числа.

И видимости нету никакой.
И впереди - свобода и обман.
И стекла запотели лобовые.
И оптики не надо никакой.

1998, март




***

Почти бесплотна я уже, и вот
бреду, шатаясь, темными дворами,
как призрак, вспоминая снег и пламя,
и темные дворы, и Новый год,
который мы на кладбище встречали,
на речке, на обрыве, на канале,
и все уже так ясно различали:
что будет, минет, канет и уйдет.

Так вот куда нас нынче занесло...
Отсюда видно все, чего не стало:
с реки, с обрыва, с берега канала...
Так опусти, Харон, свое весло!
Нас мало избранных, нас очень мало...
Так убери скорей свой меч, Дамокл!
И так еще настигнет все, что было,
и в кровь войдет, и поплывет, как плыло,
как жидкое текучее стекло.

И пусть уста закрыты на замок,
отсюда тоже видно все, что было:
и снег, и ели, и небесный свод,
и ветер, обреченный и унылый,
и темные дворы, и Новый год.

2-4 января 1998 г, Москва




***

А чтобы был оптический обман,
мы оптику немного перестроим,
прицелимся, замрем, глаза закроем
и будем широко держать карман.
(А если б кто-то здесь не уцелел,
его бы вряд ли сделали героем,
и не по нем звонят колокола...)
А чтобы был оптический прицел,
мы технику немного перестроим
и выйдем в мир, что чудом уцелел,
в котором мгла смешала и слила
и снег, и бред, и радость, и туман,
и сыплется, и лезет к нам в карман,
за пазуху, в рукав, в провал стекла,
и страшно так, как будто бы впервые,
как будто мгла смела и занесла
и смерть, и дождь, и ярость, и
покой,
и ясность, и огни береговые...

И непонятно, кто кому смутьян,
куда идут полки передовые
под этим флагом этого числа...


И видимости нету никакой.
И впереди - свобода и обман.
И стекла запотели лобовые.
И оптики не надо никакой.

1998




***

Бедой, сплошной стеной воды,
грядой беды непроходимой,
весной, глухой стезей беды,
неповторимой и незримой,
морями, белыми ветрами,
что бились в белое стекло,
и облаками, и горами, -
засыпало, заволокло...
Чтоб никому и никогда
не рассказать того, что было,
когда туманилась вода
и гасло дневное светило,
когда в лиловых облаках
лучи небесные редели
и птицы странные сидели
на металлических крюках...
Засыпало, заволокло...
Там тучи синие редели
и птицы странные летели
и бились в белое стекло.
И ты там - вечно и не зря
один стоишь посередине:
навеки, присно и поныне -
посередине сентября.

Октябрь-март 98




***

Это я. Это та, что гналась за бесчисленными огнями,
одевала призраков в белые ткани судеб,
мифом делала каждую ночь, населяя ее тенями.
Это я. И теперь мне не хватит даже на воздух и хлеб.

Это пепел летит или снег? Это медь или кровь выступает на стенах?
Только стены все те же, и нет, и не будет других.
Это я. Я смотрю, как внутри оседает ненужная пена
и тоска по тебе на глазах превращается в стих.

Это я
, словно кошка, сама себе спину кусаю.
Это я, будто рыба, белею во тьме животом.
Это я, как пустая машина, перекресток пересекаю,
и сигнал поворота мерцает под правым крылом.

1989-98




***

Мой девочка мой мальчик мой зверек...
Зачем судьба смотрела воровато,
как девка зубы скалила с плаката,
и длилась жизнь так бегло и покато,
и я зачем тебя не уберег?

Мой дорогой, за тридевять земель
зачем мы в шахматы железные играли,
теряя туры, пешки и коней,
пока тебя с тобой не потеряли,
пока всего о боли не узнали,
но только правды не было под ней.

Зверек, зачем железная вода
лежит вокруг тугим железным кругом,
и круг не разомкнется никогда?
и тяжела казенная беда,
и звать тебя любовником и другом
я больше не посмею никогда.

На перекрестке десяти дорог
лежит судьбы разбитая посуда,
и правда не откроется, покуда
в той местности никто не одинок,
и тихо смотрит на меня оттуда
мой девочка мой мальчик мой зверек.

Но почему так страшно далеко –
за тишиной, за мглой водораздела,
залитого железным молоком...

И длится жизнь – тайком, особняком...
А страсть все мечется по клетке тела
отравленным, оставленным зверьком.

1999




***

Легко сказать “я снова не люблю”,
легко угомониться, отступиться
легко, легко забыться, откупиться,
и ждать того, кого я не люблю.

Но иногда я по ночам не сплю
и знаю, что покуда мне не спится,
то ничего плохого не случится
вовеки с тем, кого я не люблю.

Легко, легко не жить и не стареть,
не спать, не есть, не предаваться блуду,
не говорить и в рот воды не набирать.

Легко, легко проснуться
и прозреть.
и говорить, и жить, и верить чуду,
и жить, и говорить, и умирать.

Март-апрель 99




***

В год как сжигали нас автомобильные страсти
и почти истлели белые кости на семейном погосте,
стали и мы задумываться о незатейливом личном счастье,
какого желают в открытке или же в тосте.

Раньше личное счастье стояло на заднем плане:
все казалось слишком далеким, недостижимым,
и не удалось заподозрит судьбу в обмане,
как не удается нищим и одержимым.

Раньше казалось - с чем может сравниться страданье,

что может быть благородней и чище боли?
И жилось на гребне вечного ожиданья,
с которым трудно расстаться по доброй воле.

Но однажды просвет наметился в черном списке,
словно рассвет замаячил над темным полем,
и отступилась боль, словно друг неблизкий,
которого мы не любим и не неволим.

И тогда домашний порог показался порогом Рая
и как будто бы вширь раздвинулись старые стены,
и как будто упала с глаз пелена сырая.
И тогда начались счастливые перемены.




***

1

Вот птицам хорошо: им Бог дает
вовеки то
, чего недостает,
не спрашивая, сколько и куда,
а сколько нужно, всюду и всегда.
И им ответ держать не суждено
за то, чего им сроду не дано,
и им чужда пустая череда
уныния, забвенья и труда.
И им летать от этого легко
бездумно, высоко и далеко,
и хвост пушить и крылья распускать…

А я не знаю, что ему сказать.
Какую вить связующую нить
и по каким счетам ему платить.

2

Вот это я. И это жизнь моя.
И здесь со мной сегодня только я
и никого вокруг. И видит Бог,
что я теперь ступаю на порог,
с которого навыворот и влет
дорога в обе стороны идет.
Она до горизонта на виду
и только ждет, пока по ней пойду.
Она возьмет - навыворот и влет -
и примет, и отпустит, и спасет
и никому уже не отомстит.
Ну вот, и день встает, и Бог простит.

 



 

 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(250): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(309): SAPE_base->_write() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #3 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #4 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221