ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
Журнал
TextOnly
ExLibris НГ
Русский
Журнал
Галерея
М.Гельмана
Курицын-
Weekly
Библиотека
М.Мошкова
Малый Букер
М.Эпштейн:
Дар слова
Rema.ru
Интернет-
клуб
СКРИН
Ferghana.ru
Александр
Левин
Леонид
Каганов
Растаманские
сказки
Журнальный зал
Amason.com

 
Владимир ЕШКИЛЕВ Город термитов
Владимир ЕШКИЛЕВ

 

ГОРОД ТЕРМИТОВ

Рассказ с блуждающими символами

 

Если бы мы представили себе нечто похожее на Город Термитов, расположенный в Китае, то дали бы этому созданию имя Внутренней Рощи И-Цзин; если бы мы собрали тень Города Термитов из обломков Древнего Египта, его контуры сложились бы в треугольники символа Пирамиды; в пространстве Борхеса Город Термитов обозначался бы в Лабиринте; в архитектуре позднего Ницше Город Термитов приобретало бы вид Дома Духа Тяжести. Но сколько бы мы не воображали этот дивный Город в разноцветье красок пространства и времени, он находится в жёлтой Африке. Поэтому Город Термитов есть только Город Термитов и ничем более.

Итак, вообразим себе желтую Африку. Центральную её часть. Представим себе термита — мелкое прозрачное насекомое. Представим термитник — известняковую коническую башню высотой до трёх метров. Представим, что термитников много и они связаны несметным числом ходов. В башнях и ходах снуют мириады бледно-прозрачных насекомых. Мы вообразили Город Термитов. Порадуемся этому и продолжим воображать дальше.

Все города, и Город Термитов тоже, имеют совокупность цветного затишья, которую утомлённые словотворчеством философы называют смыслом существования города. В отличие от человеческих городов, смысл существования которых со временем меняет цвет (а через столетия становится совсем бесцветным), Город Термитов всегда актуален. Он для термитов и термиты ему крайне необходимы. Были, есть и будут. Со стороны потребности, Город Термитов — идеальное место. Поэтому там нет искусства. У искусства врожденное отвращение к потребности и идеальности, хотя из всех своих болезней оно глубже всего прячет именно эту аллегорию. Искусство — заскорузлая шкура несовершенства. Поэтому оно тянет за собой свое прошлое и верещит вглубь Вселенной: “Это величайшая драгоценность!”.

Жители Города Термитов, как мы их себе представили, очень трудолюбивы. Они все время строят, совершенствуют свой город. Это потому, что они не знают разницы между наличествующим и возможным. Для них все возможное уже существует в наличии, и они думают, что Город их уже окончательно построен — осталось только шевельнуть лапками и челюстями, и Город Термитов превратится в Окончательный Город Термитов. Поэтому они работают так упорно и неутомимо.

По состоянию своего сознания обитатели города Термитов делятся на носителей двух типов мышления. Первый тип мышления — нулевой. Термиты с нулевым типом мышления считают, что будущее будет такого же цвета, как и настоящее, именно они строят ходы Города Термитов. Второй тип мышления Города мы условно назовём “мифотворческим”. Миф у жителей Города — это способ игры с Богами. Какой-нибудь глубоко оппозиционный радостям жизни очень злой философ назвал бы такую игру: Развлечение с Вонючими Дохлыми Принципами. Но, спеша отомстить словам, этот воображаемый философ оторвал бы только последний сегмент от длинного плоского белого глиста Истины. Все значительно сложнее.

Термиты Города убили всех своих Богов, кроме первого и последнего. Первый Бог Города Термитов такой старый, что убивать его не имеет смысла — безвредный он. Последнего Бога все боятся, а поэтому не убивают. Ждут, пока Город станет остаточным. Убитые Боги есть в каждом термитнике; иногда их переносят с места на место и смотрят, не возникает ли из разположения убитых Богов знак Совершенного Термита. Говорят, что когда-то, в стародавние рассветные времена Города, термиты видели одну из челюстей этого таинственного знака. Челюсть была такая совершенная, что термиты с нулевым типом мышления в восторге перестали строить ходы. Два термитника при этом вымерли от перенаселенности. Так что на вопрос — что такое Прекрасное? — обитатели Города отвечают: воспоминание о Совершенной Челюсти. Это единственное воспоминание, которая вносит дискуссию в стройные ряды термитов с нулевым мышлением. Некоторые из них в простоте своей считает, что будущее будет более серым, чем настоящее, ибо полный Совершенный Термит еще прекраснее, чем его Челюсть. Каноническая легенда, распространённая в 2113 термитнике, утверждает, что главным признаком Совершенного Термитника является движение усов, исполненный тревожного презрения”.

Два маленьких термитника в южной части Города ведут между собой войну. Войну они начали по просьбе двухсот соседних термитников, где от однообразия и совершенства остановилась половая жизнь. Все соседние с воюющими термитниками побились об заклад — кто победит в войне. Те термитники, которые спор проиграют, должны умереть. Ощущение опасности восстановило приходящее в упадок стремление термитов к общению. Война же идет неспешно: за сорок лет боевых действий проведено полторы военные операции. Возможно, всякая война есть только создание возможности пространства для имитации.

В термитнике №7779 обитатели не работают. Именно они когда-то сложили словосочетание “совершенний термит”. С этого времени они создают совершенные определения для всего Города. Такие определения возникают во время движения насекомых около убитых Богов. Термиты Неработающего Термитника исследуют также разные неоформленные, стихийно-кочевые символы Города Термитов. Один из таких символов — Блуждающий Термитник. Некоторые термиты представляют его призраком — прозрачным конусом, который блуждает сквозь настоящие серые известняковые термитники. Другие обитатели Города, которые не верят в привидения, считают его подземной башней, верхушка которой направлена вглубь земли. Сторонники второй гипотезы именуют обитателей Блуждающего Термитника “антитермитами”. Вообще, кажется, что вера в Блуждающий Термитник возникла на фундаменте ощущения, что настоящий Город, кроме геометрии, обитателей и игры с убитыми Богами, должен иметь ещё одно измерение — неустойчивое и противоположное трём первым. Для его обозначения мы, люди, употребили бы слово “мистика”, но вряд ли Термиты-мудрецы Неработающего Термитника согласились бы с таким упрощением. В отличии от мистики в нашем понимании, символ Блуждающего Термитника не вызывает в бледных насекомых ужаса, комплекса неполноценности и психологического дискомфорта.

Смерть в Городе Термитов — понятие относительное. Гегель когда-то утверждал, что смерть — это ближайший способ, которым отрицание проявляется в субъекте. Слова “отрицание” и “субъект” в Городе не употребляются, а потому бледные насекомые лишены понимания смерти. Умереть может только Бог, смерть — признак божественной природы.

Графоманы из соседнего муравейника (враждебного Городу Термитов) расказывают три хрестоматийных анекдота про Город и его обитателей. Мы приводим их тексты, но блестящего юмора муравьёв-графоманов передать не в силах. Муравьи расказывают анекдоты в темпе “престиссимо” (очень быстро), а мы привыкли воспринимать юмор в темпе “анданте” (размеренно).

 

Анекдот №1.

Шёл термит. Шло его число. Шёл его цвет. Ход обвалился. Термит сдох. Всё другое пошло дальше.

 

Анекдот №2.

Появился Совершенный Термит. Жители города сказали: “У-у-у...”. Все, кроме одного. Один молчал. Его спросили: “Почему не радуешься?”. Он ответил: “А Челюсть была интереснее”.

 

Анекдот №3.

Съел термит муравья. Ходил, строил ходы. Забыл, что съел муравья. Ходил, строил ходы. Вспомнил, что съел муравья. Тут его съели кочевые термиты. Тогда он окончательно забыл, что съел муравья — стал Окончательным Термитом, Который Забыл.

 

Среди муравьёв распространено также пророчество Великого Му, согласно с которым в последний день Города Термитов возле него появится Ненастоящее Зеркало, в котором разрушится совершенство...

 

Для того, чтобы представить себе Город Термитов в полноте его существования, необходимо дополнить стратегические наблюдения и философские штудии чем-то обыденно-фрагментарным. Как писал Лонгфелло: “Махонький миг нам сохраняет вечность...” А может, не писал. Только думал.

Так вот, представим встречу двух термитов в подземном ходе между 10252-м и 5674-м термитниками и попробуем понять их беседу. Движение термитов в этом ходе пульсирующее. Сложные ритмы пульсирующего движения напоминают развёртывание фиолетовых спиралей “Весны священной” Стравинского. На восходящей синусоиды ритма, посреди хода, встречаются два термита — просто термит № 10252 и термит-мордент1.

— Ты слышал, — спрашивает термит-мордент, — что на жёлто-западной границе поймали четырёх насекомых-шпионов?

— Трёх, — уточняет просто термит. — Число четвертого умерло2.

— Шпионов напророчил ординатный Бог3 термитника № 675, — сказал мордент.

— В 675 все Боги пророческие4, — заметил обитатель 10252-го термитника.

— А в нашем, — усики мордента задвигались несимметрично, — Богов убивали фиолетово5, и потому они все вертикальные6.

— Если Бога убивать фиолетово, то от него потом пахнет известняковыми числами, — согласился просто термит.

— Ну, бывай, — сказал мордент.

— Беги, старина, — сказал просто термит.

 

 

1 Термит-мордент — самоназвание больших термитов-воинов, которые охраняют границы Города от муравьёв и диких термитников-кочевников. От итальянского “морденте” — острый, кусающий. Есть версия, что это название имеет музыкальное происхождение. В системе музыкальных символов мордент — назхвание мелизму, быстрого исполнения трёх нот: главной, вспомогательной (на секунду выше главной) и снова главной. Как мордент-мелизм состоит из трёх нот, так и мордент-термит имеет три сегмента. Термитоведы считают мордентов элитой большинства термитников. Морденты руководят строительством термитников, именно мордентам поручено убивать Богов и определять цвет краев.

2 Смерть числа — термитский эвфемизм. Термиты не имеют представления о смерти отдельной личности, поэтому говорят: его число умерло, его цвет исчерпался. Знак и индивидуальность в представлении термитов равняются друг другу. Африканолог Д. Ольдерогге когда-то заметил, что в племени вандороббо и дама (Тропическая Африка) счёт и смерть тесно между собой связаны. Это замечание можно развернуть в систематизированную “мистику счёта”. Пересчитывая что-либо, мы совершаем условный ритуал убийства: 1, 2, 3, 4... Называя число “четыре”, мы убиваем “деактуализируем”) число “три”. Так вот, сам пересчёт людей является уничтожением их временных числовых значений, то есть мистическим убийством определённых ценностных фрагментов человеческого существования. У племени вандороббо людей считать запрещено.

3 Ординатный бог — одна из разновиднойстей убитых Богов. По пространственному расположению убитые Боги делятся на абциссные и ординатные. Самый первый Бог считается нулевым Богом Города Термитов. Он ещё живой.

4 Пророчества Убитых Богов — системы знаков, которые возникают во время перемещения убитых Богов. Термиты-фолософы Неработающего Термитника дают толкование пророчеств. Совокупность таких пророчеств термитоведы называют “Наукой Города Термитов”, поскольку она имеет главный признак науки — гнилое желание усидеть на двух стульях: на авторитете и на волнах вечно изменчивой Истины знака. Лучший друг семьи Вагнеров сказал бы: “... смерть богов — всегда суеверие”.

5 Фиолетовое убийство — эвфемизм, который в крайнем приближении к своему потаённому значению переводится как “равнодушие уничтожение сущностной части знака”. Лучший друг семьи Вагнеров сказал бы: “... смерть богов — всегда суеверие”.

6 Вертикальность — термин, который указывает на избыточность языка термитов. Избыточность языка высчитывается по формуле p=I(H/Ho), где H — энтропия языка.


 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(250): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(309): SAPE_base->_write() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #3 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #4 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221