ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
Журнал
TextOnly
ExLibris НГ
Русский
Журнал
Галерея
М.Гельмана
Курицын-
Weekly
Библиотека
М.Мошкова
Малый Букер
М.Эпштейн:
Дар слова
Rema.ru
Интернет-
клуб
СКРИН
Ferghana.ru
Александр
Левин
Леонид
Каганов
Растаманские
сказки
Журнальный зал
Amason.com

 
Владимир ЕШКИЛЕВ Патриарх цирка "Вагабундо"
Владимир ЕШКИЛЕВ

 

ПАТРИАРХ ЦИРКА “ВАГАБУНДО

13 марта Юрию Андруховичу исполняется 40 лет

 

Мэтр российской изящной словесности века уходящего, удивляясь своему сорокалетию, изрёк: “жизнь оказалась длинной”. Таковая непрестанная фигура удивления собственной протяжённостью, кажется, преследовала всех, переваливших за 35, харизматических литераторов славянской ойкумены. Им - в отличие от населённого благополучными долгожителями Запада - по определению положено было погибать молодыми, непонятыми, непризнаными, под вой осатанелого официоза. Ещё недавно эта грустная традиция казалась неискоренимой и в нашем отечестве: Антоныч, Васыль Симоненко, Стус, Чубай... Список, при желании, можно продолжить. Скажут: так вот, призвание вот такое. Как там у зачинателей постмодернизма? “Смерть является изначальным предельным объектом всякого вытеснения.”

Не сглазить бы, но , кажется, европеизация украинского культурного ландшафта началась фактом прижизненного признания недавнего литературного подполья. Писательская карьера Патриарха эстрадно-катакомбной поэтической конфессии Бу-Ба-Бу Юрия Андруховича развернулась на фоне смены общественных формаций и была беспрецедентно успешной. От усного выговора двадцатипятилетнему поэту за безыдейность в кабинете тогдашнего первого комсомольца республики Петра Симоненко до издания двух романов в канонизирующей серии “Укаїнська модерна література минуло чуть более десятилетия. Может, столь быстрый взлёт на столь высокую орбиту объясняется карнавальными особенностями ракеты-носителя “Бу-Ба-Бу”? Ведь Первая Свобода при Новой Власти, как известно, всегда приходит в обличье Большого Карнавала. Можем признать: именно Патриарх и его бубабистский клир предложили украинской литературе пребывание в формате весёлой ответственности за самоё себя. Если до них литературное самопознание нации напоминало скорбное шествие с гробами героев минувшего, то, после поэтических манифестаций начала 90-ых с Карнавалом-от-Андруховича во главе, украинская читающая элита ощутила себя (наконец то!) не в конце, а в начале пути. Как утверждают философы, именно такая мировоззренческая сопряжённость с будущим и даёт право на прописку в настоящем.

Стало общим местом утверждение, что автор “Рекреаций” явил собою знаковую фигуру современного украинского письма. Разные люди вкладывают в эту посылку различный смысл. Не удивительно. Старшее поколение литераторов оказалось в грустной ситуации андруховичевского козака Ямайки: а батько ж хотіли взяти отой блаженний фрітаун”. Ветераны неудавшихся штурмов цитадели по имени “Актуальностьникак не хотят признать своё поражение и тех, кто - зная пароль - запросто заходит в крепостные ворота. Для литотставников знаковость Андруховича прочитывается в контексте едва ли не отступничества от национальной гуманитарной традиции, возводимой к Шевченко. В лучшем случае, они признают в нём “гения шалапутства”.

 

А, между тем, трудно найти среди отечественных адептов постмодернизма большего традиционалиста и романтика, чем Патриарх Бу-Ба-Бу. Не только его станиславские друзья, но и читатели киевской “Критики” помнят его неподдельное (и тем более трогательное) возмущение антиповстанческими пассажами в стрёмном блокбастере Ежи Гофмана. Мне возразят: какими бы ни были внутренние установки станиславского писателя, объективно он своими текстами играет в поддавки с той современной матрицей западной культуры, чьи виртуальные истоки, по мнению американского философа Ричарда Рорти, - в негласных договорённостях атлантических интеллектуалов.

 

Итогом разрешения данного противоречия мне представляется такая ситуация, в которой одним из выдвинутых самому себе условий вступления в игру, называемую Большой Литературой, стало концептуальное неверие героя этой статьи в заговоры. Неверие в то, что многоликая, изменчивая и динамичная ткань мировой культуры может долгое время терпеть и превращать в факты искусства некие олигархические конвенции.

“Полагаю, - пишет Андрухович в одной из программных своих статей, - что на самом деле идеальный читатель Набокова или Эко тот же самый, что и идеальный читатель Данте или Флобера. Ведь речь то идёт прежде всего о потребности в собеседнике, о духовной и душевной коммуникации, о дыхании книги, её развёртывании, о необходимости понимания и сближения, о сопереживании и сопроникновении. Не в последнюю очередь, также, - о наслаждении текстом. Речь идёт, как всегда, о человеческом в человеке, например о любви. Только придёшь к этому - “постмодернизм” начинает видиться всего лишь элегантной интеллектуальной фикцией.

 

Приведённая цитата, достойная прекраснодушного мистера Пиквика - окажись он современником Лиотара и Делёза - многое объясняет исследователю творчества Андруховича. Романтическая свежесть его творений, как и универсальность самого творца (поэт, прозаик, эссеист, драматург, публицист, переводчик, составитель и редактор), вероятнее всего, проистекают из относительной молодости украинской литературы. Старые, “перебродившиетекстовые культуры, как правило, не порождают столь производительных многостаночников. И не прощают романтикам их прекраснодушия. Юная украинская словесность, похоже, не только извиняет своему сорокалетнему кумиру его увлечённость насквозь идеальным читателем, но и готова ввести его в сонм своих классиков.

Ведь среди растёкшихся мыслию по древу писателей своего поколения - восьмидесятников - Андрухович, один из немногих, кто принял обрушившуюся на нас свободу, не как благодарное исполнение пророчеств, но как деятельный вызов.

 

(...)І ти, над земною

поверхнею піднятий все-таки,над площиною,

і вже не вернешся, хоч кров*ю зійди, хоч згори!

Тобі залишається рівно світити згори.

Отклик на вызов, как водится, вскоре обернулся судьбою. Флёр эстетизированой обречённости появляется в текстах Патриарха после романа “Перверсия”, написаного осенью 1994 года. Наверное именно тогда перед Андруховичем возникла проблема метафизической “стены” между комфортным тусовочным бытиём ивано-франковского богемного олдмэна и предельными масштабами игрового поля, на которое выводило его читательское признание в Украине и в сопредельных странах. Наверное, если бы он преодолел эту стену без ощутимых мировоззренческих потерь, мы бы уже сегодня читали четвёртый роман нашего героя. Но, увы:

 

Ця стіна - примара така, об яку

розсипається Азія з ії масивом піску,

розбиваються валки всі об неї, стрімку (...)

 

Но мы ещё ждём (и я уверен - дождёмся) новых гастролей непотопляемого странствующего цирка “Вагабундо”, появления на его аренах неведомых граду и миру дрессированых монстров - экзотических, ориентальных, дезориентированых и по-галицки сецессионных. А пока мы пребываем в ожидании, составитель цирка проходит сороковым авеню города Чортополя, заверяя нас с эстрадным оптимизмом матёрого бубабиста:

 

 

Вертеп не зачинено з нього показано дулю

отчизні і жизні і смерті і ясній зорі.

 

Владимир Ешкилев


 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221