Дмитрий ГАЙДУК
Про два романа
Марининой, которые я прочитал
Критическая заметка, написанная по просьбе
ВРП Сергея Соколовского
Вот я недавно прочитал два романа Марининой -
"Иллюзия Греха" и "Не Мешайте Палачу".
Прикольные книжки, хотя местами скучноватые и
растянутые, но это понятно: платят ведь за объем,
поэтому всякое лыко в строку идет. Конечно, это не
Агата Кристи: на мой взгляд, Агата гораздо
зануднее и замороченнее. И вобще, конечно, в
мировой детективной литературе рядом с
Марининой, пожалуй, даже некого поставить. У них
там направленность совершенно другая, более
развлекательная, а у Марининой все очень
жизненно и даже больше чем правда. Это типа как
современный миф, что-то вроде той хрени, которую в
Мегаполисе печатают: тоже, в общем-то, выдумки, но
иногда гораздо правдоподобнее, чем любая правда.
Причем (и это еще один офигеннный плюс) очень
чувствуется, что у Марининой мозги абсолютно не
засраны всякой видюшной попсой западного
происхождения, которой сейчас кормятся многие
наши знаменитые детективщики. И "Плоскомоец
Московский" на нее практически не повлиял: то
ли она его не читает, то ли вобще не читает.
Кстати, я его тоже не читаю, и никому не советую:
такая оттуда чернуха прет, что просто ховайся.
По-моему, давно уже пора собрать статистику
насчет того, какой процент московских бытовых
убийц регулярно читал "Плоскомоец" -- и на
этом основании сделать строгое предупреждение
господину Меринову, а то ведь какое скотство: и не
читаешь даже, а просто на витрине увидишь, и уже
оп! кусочек от какашки с разбегу проглотил.
Так вот, насчет Марининой. Она ведь еще чем
хороша: нету у нее этого говнища, которое нынче
считается типа как неотъемлемым элементом
жизненной правды. То есть, она как-то ухитряется
не переступать ту грань, за которой литература
уже становится жизнью и писатель начинает
грузить читателя по-конкретному (например, как
Достоевский). Помнится, Набоков за это
Достоевского шибко ругал; так вот, Мариниными
романами он бы в этом плане остался доволен, хотя
по разным другим поводам наверняка бы ей
что-нибудь предъявил (вот ведь въедливый был
старикашка!). И любой литинститутовский мудак
тоже ей до фигищи чего предъявит, только ей-то все
это по фигу! Она же не для критиков пишет, а для
читателей, причем не столько даже для читателей,
сколько для читательниц, которые у нас тоже очень
клевые, и в этом, я думаю, многие со мной
согласятся. Клевые у нас тетки! и не хрен их
простебывать, что вот, мол, читают они всякие
дамские романы, смотрят мыльные оперы, а Сорокина
с Сокуровым ни хера не догоняют. Просто,
понимаете ли, время такое, что критики теперь
отдельно, а литература отдельно. Критики - это
просто такая разновидность читателей, которая
считает себя круче всех остальных читателей, и
поэтому книжек не читает, а читает, в лучшем случае,
"Московский Плоскомоец" (это для души), а для
работы - какое-нибудь "Книжное оборзение",
где аннотации на книжки печатают. Я вот недавно с
ними тусовался, и выяснил, что они даже Пелевина
не читали, хотя Пелевин, кроме того, что солнышко,
так он же даже Букера получил (хотя Соколовский
тут со мной не согласен, говорит, что не получил).
Вот и Маринина тоже солнышко, а они с ее имени
пытаются сделать нарицательное название для
всей "низкопробной" и "бульварной"
литературы. Которой, кстати, вообще не читают. А
зря - она порой бывает гораздо добрее и
прикольнее, и даже в чем-то оригинальнее, чем
многие нынешние умняковые книжки.
Ну, Маринина, конечно, стилевыми изысками не
поражает - но у нее и задача другая, и средства
другие. Она просто любит придумывать
преступления, которые ни одному даже самому
хитрому оперу не распутать. В "Палаче",
например, действует бригада гипнотизеров,
которая не оставляет вообще никаких следов. Ну,
нашептал гипнотизер что-то на ушко, а мужик потом
свою жену на глазах у всех под машину толкнул, а
сам в тюрягу. Или еще такая хрень: тоже мужик
после гипнотической обработки садится в машину и
на скорости сворачивает на большую улицу прямо
навстречу одностороннему движению - тут ему и
хана. Причем, что особенно прикольно: мужики все
пострадавшие - либо мафиози, либо
коррумпированные депутаты (гады, короче), а
заказали их другие гады, чтобы удобнее
обстряпать свои гадские делишки. А сами
гипнотизеры - клевые ребята, настоящие спецы, и
следачка, которая их дело распутывает - тоже
очень нормальная тетка, неглупая, внимательная и
очень терпеливая. Тычется в разные слепые углы и
ищет удачи; причем читатель почти с самого начала
знает, в чем суть преступления и что раскрыть его
практически невозможно. То есть, первые полторы
сотни страниц - это чисто описание преступления,
а преступление такое хитрое, что весь
читательский интерес дальше сводится к одному: а
как же Настя Каменская (так следачку зовут) его
распутает? Но здесь, надо сказать, Маринина
читателя отчасти даже разочаровывает: в обоих
романах, которые я прочел, все решается благодаря
какой-нибудь счастливой случайности, которую
Настя вовремя отловила и использовала. В общем,
любители классических детективов здесь,
наверное, плюются и матюкаются, но все равно уже
по инерции
до конца дочитывают.
Наверное, то, что Маринина пишет - это не вполне
детектив, а вроде как у Достоевского:
преступление и наказание; только и то, и другое -
как бы понарошку. И никого не жалко. И ни за кого
не переживаешь (впрочем, это, может быть, только я
такой холодный и бессердечный, а другие очень
даже переживают - не знаю, не знаю). Но, как на мой
взгляд, самое интересное у нее - не преступление
даже (хотя оно обычно очень профессионально
сочинено, хоть бери и пользуйся), а детали, типажи,
фактажные фишки и прочие прибамбасы, которые
идут как бы фоном, мазочками, но при этом
складываются в весьма занятный
импрессионистский эскиз постсоветского
общества, со всей его социопатией,
психопатологичностью, шизофреничностью,
беззаконием и полным безразличием государства к
бедам отдельных рядовых граждан (эку фразочку-то
ввернул!). Однако при всем при том у читателя (то
есть, опять-таки у меня) возникает такое чувство,
что жить в этом бардаке не просто можно, а очень
даже можно, и притом невероятно интересно, потому
что где же еще такое увидишь и где же еще такое
сделаешь. Такой вот своеобразный типа как бы
патриотизм, который у меня всегда был такой, а тут
вот еще и находит подкрепление в лице
популярнейшей писательницы, которую читает весь
народ. Приятно, короче говоря. В общем, я бы,
пожалуй, еще парочку ее книжек прочел бы с
удовольствием, только вот купить не на что -
кризис, понимаете ли, второй месяц уже без денег
сижу. Так что, если есть у кого лишняя Маринина
или Кивинов - не стесняйтесь, присылайте
Соколовскому на индекс 103104, абонентский ящик 6, он
мне передаст. Заранее благодарен.
(октябрь (по-моему) 1998)
PS. А вот Кивинов - ей-Богу, не умен! И зануда, к
тому же. Да и ящик абонентский давно не работает.
Апрель 2000 (это уж точно!). |