ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
Журнал
TextOnly
ExLibris НГ
Русский
Журнал
Галерея
М.Гельмана
Курицын-
Weekly
Библиотека
М.Мошкова
Малый Букер
М.Эпштейн:
Дар слова
Rema.ru
Интернет-
клуб
СКРИН
Ferghana.ru
Александр
Левин
Леонид
Каганов
Растаманские
сказки
Журнальный зал
Amason.com

 
Дмитрий ГАЙДУК Эссе, критика, литературоведение
Дмитрий ГАЙДУК

 

Про два романа Марининой, которые я прочитал

Критическая заметка, написанная по просьбе ВРП Сергея Соколовского

 

Вот я недавно прочитал два романа Марининой - "Иллюзия Греха" и "Не Мешайте Палачу". Прикольные книжки, хотя местами скучноватые и растянутые, но это понятно: платят ведь за объем, поэтому всякое лыко в строку идет. Конечно, это не Агата Кристи: на мой взгляд, Агата гораздо зануднее и замороченнее. И вобще, конечно, в мировой детективной литературе рядом с Марининой, пожалуй, даже некого поставить. У них там направленность совершенно другая, более развлекательная, а у Марининой все очень жизненно и даже больше чем правда. Это типа как современный миф, что-то вроде той хрени, которую в Мегаполисе печатают: тоже, в общем-то, выдумки, но иногда гораздо правдоподобнее, чем любая правда. Причем (и это еще один офигеннный плюс) очень чувствуется, что у Марининой мозги абсолютно не засраны всякой видюшной попсой западного происхождения, которой сейчас кормятся многие наши знаменитые детективщики. И "Плоскомоец Московский" на нее практически не повлиял: то ли она его не читает, то ли вобще не читает. Кстати, я его тоже не читаю, и никому не советую: такая оттуда чернуха прет, что просто ховайся. По-моему, давно уже пора собрать статистику насчет того, какой процент московских бытовых убийц регулярно читал "Плоскомоец" -- и на этом основании сделать строгое предупреждение господину Меринову, а то ведь какое скотство: и не читаешь даже, а просто на витрине увидишь, и уже оп! кусочек от какашки с разбегу проглотил.

Так вот, насчет Марининой. Она ведь еще чем хороша: нету у нее этого говнища, которое нынче считается типа как неотъемлемым элементом жизненной правды. То есть, она как-то ухитряется не переступать ту грань, за которой литература уже становится жизнью и писатель начинает грузить читателя по-конкретному (например, как Достоевский). Помнится, Набоков за это Достоевского шибко ругал; так вот, Мариниными романами он бы в этом плане остался доволен, хотя по разным другим поводам наверняка бы ей что-нибудь предъявил (вот ведь въедливый был старикашка!). И любой литинститутовский мудак тоже ей до фигищи чего предъявит, только ей-то все это по фигу! Она же не для критиков пишет, а для читателей, причем не столько даже для читателей, сколько для читательниц, которые у нас тоже очень клевые, и в этом, я думаю, многие со мной согласятся. Клевые у нас тетки! и не хрен их простебывать, что вот, мол, читают они всякие дамские романы, смотрят мыльные оперы, а Сорокина с Сокуровым ни хера не догоняют. Просто, понимаете ли, время такое, что критики теперь отдельно, а литература отдельно. Критики - это просто такая разновидность читателей, которая считает себя круче всех остальных читателей, и поэтому книжек не читает, а читает, в лучшем случае, "Московский Плоскомоец" (это для души), а для работы - какое-нибудь "Книжное оборзение", где аннотации на книжки печатают. Я вот недавно с ними тусовался, и выяснил, что они даже Пелевина не читали, хотя Пелевин, кроме того, что солнышко, так он же даже Букера получил (хотя Соколовский тут со мной не согласен, говорит, что не получил). Вот и Маринина тоже солнышко, а они с ее имени пытаются сделать нарицательное название для всей "низкопробной" и "бульварной" литературы. Которой, кстати, вообще не читают. А зря - она порой бывает гораздо добрее и прикольнее, и даже в чем-то оригинальнее, чем многие нынешние умняковые книжки.

Ну, Маринина, конечно, стилевыми изысками не поражает - но у нее и задача другая, и средства другие. Она просто любит придумывать преступления, которые ни одному даже самому хитрому оперу не распутать. В "Палаче", например, действует бригада гипнотизеров, которая не оставляет вообще никаких следов. Ну, нашептал гипнотизер что-то на ушко, а мужик потом свою жену на глазах у всех под машину толкнул, а сам в тюрягу. Или еще такая хрень: тоже мужик после гипнотической обработки садится в машину и на скорости сворачивает на большую улицу прямо навстречу одностороннему движению - тут ему и хана. Причем, что особенно прикольно: мужики все пострадавшие - либо мафиози, либо коррумпированные депутаты (гады, короче), а заказали их другие гады, чтобы удобнее обстряпать свои гадские делишки. А сами гипнотизеры - клевые ребята, настоящие спецы, и следачка, которая их дело распутывает - тоже очень нормальная тетка, неглупая, внимательная и очень терпеливая. Тычется в разные слепые углы и ищет удачи; причем читатель почти с самого начала знает, в чем суть преступления и что раскрыть его практически невозможно. То есть, первые полторы сотни страниц - это чисто описание преступления, а преступление такое хитрое, что весь читательский интерес дальше сводится к одному: а как же Настя Каменская (так следачку зовут) его распутает? Но здесь, надо сказать, Маринина читателя отчасти даже разочаровывает: в обоих романах, которые я прочел, все решается благодаря какой-нибудь счастливой случайности, которую Настя вовремя отловила и использовала. В общем, любители классических детективов здесь, наверное, плюются и матюкаются, но все равно уже по инерции до конца дочитывают.

Наверное, то, что Маринина пишет - это не вполне детектив, а вроде как у Достоевского: преступление и наказание; только и то, и другое - как бы понарошку. И никого не жалко. И ни за кого не переживаешь (впрочем, это, может быть, только я такой холодный и бессердечный, а другие очень даже переживают - не знаю, не знаю). Но, как на мой взгляд, самое интересное у нее - не преступление даже (хотя оно обычно очень профессионально сочинено, хоть бери и пользуйся), а детали, типажи, фактажные фишки и прочие прибамбасы, которые идут как бы фоном, мазочками, но при этом складываются в весьма занятный импрессионистский эскиз постсоветского общества, со всей его социопатией, психопатологичностью, шизофреничностью, беззаконием и полным безразличием государства к бедам отдельных рядовых граждан (эку фразочку-то ввернул!). Однако при всем при том у читателя (то есть, опять-таки у меня) возникает такое чувство, что жить в этом бардаке не просто можно, а очень даже можно, и притом невероятно интересно, потому что где же еще такое увидишь и где же еще такое сделаешь. Такой вот своеобразный типа как бы патриотизм, который у меня всегда был такой, а тут вот еще и находит подкрепление в лице популярнейшей писательницы, которую читает весь народ. Приятно, короче говоря. В общем, я бы, пожалуй, еще парочку ее книжек прочел бы с удовольствием, только вот купить не на что - кризис, понимаете ли, второй месяц уже без денег сижу. Так что, если есть у кого лишняя Маринина или Кивинов - не стесняйтесь, присылайте Соколовскому на индекс 103104, абонентский ящик 6, он мне передаст. Заранее благодарен.

(октябрь (по-моему) 1998)

PS. А вот Кивинов - ей-Богу, не умен! И зануда, к тому же. Да и ящик абонентский давно не работает.

Апрель 2000 (это уж точно!).


 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221