Исмет
Шейх-Задэ – редкий случай авангардного художника, избравшего
материалом для творчества свою национальную культуру. Никакого кича,
лубка и псевдо-фолка! Созданная Шейх-Задэ виртуальная картинная
галерея “Крымское Ханство” включена, например, энциклопедией “Кирилл
и Мефодий” в список наиболее продвинутых галерей, действующих на
территории России.
“Человек мира”, путешествующий с проектами по странам Европы и Азии,
Исмет использует в своих концепциях философско-эстетические первоосновы
крымскотатарских традиций. Галерея “Крымское Ханство” открыта к
контактам; среди имевших удовольствие проводить с ней совместные
акции – Борис Гребенщиков, группа “Аукцыон”, живущий в Лондоне наследный
принц Крыма Джеззар Гирей.
– Исмет, сперва ритуальный вопрос: с чего
исчисляешь свою творческую биографию?
– Искусством меня заинтересовала Екатерина Кристенс, ученица Н.Рериха.
Она вела изостудию в моём родном Чирчике, под Ташкентом. Потом учился
в Ташкентском художественном училище им. Бенькова. После армии и
года жизни в Питере поехал в Москву поступать в Суриковский. Преподавали
там корифеи советского искусства: Салахов, Королёв, Глазунов. Поступал
я в мастерскую Клавдии Тутеволь, ученицы Дейнеки, после её смерти
учился у Евгения Николаевича Максимова, его считаю своим основным
учителем. Учился с 1986 по 1993 г. Время было классное. Благодаря
деятельности Салахова в Москве проходили выставки ведущих художников
разных стран, можно было, никуда не выезжая, познакомиться с лучшими
достижениями мирового искусства.
Диплом защитил с отличием; за это время семья переехала в Крым.
Так что, поступив в Москву из Узбекистана, я как бы отступил
в Крым. И если семья – родители, братишка – переезжала на родину
физически, то я скорее “ментально”, – так сказать, цивилизационно,
находясь на учёбе в Москве. Всё крымское меня волновало и вдохновляло.
И становилось ясно, что главной темой моих художественных исследований
будет Крым, его сакральные пласты.
Отсюда появилась идея галереи “Крымское Ханство”: это концепт, в
котором столицей мира является Крым. То есть: что мы можем предложить
миру, в качестве некоего крымского ноу-хау? Как выясняется, довольно
многое...
– Проявления восточных культур в современном искусстве бывают
поразительны. Авангардные художники постмаоистского Китая – сенсация
недавнего венецианского Бьеннале. Один из радикальнейших артистических
жестов прежних десятилетий – смертельный прыжок японского художника
с небоскрёба на собственный чистый холст – имеет глубокие корни:
ведь только для Японии характерен ритуал самоубийства, нигде в мире
нет терминов, аналогичных “харакири” или “камикадзе”. В чём, по-твоему,
может быть вклад (не обязательно радикальный) крымскотатарской культуры
в новое мировое искусство?
– Ну, у нас речь идёт скорее не о суициде, а наоборот, о зачатии
(смеётся). Наша родина недаром так чётко выделена географически
на мировой карте. И исторический опыт взаимодействия Крыма с окружающим
миром уникален. Именно у нас в Крыму существует, пока мало осознанный,
опыт инициации глобальных, мировых процессов.
Так, начало хвалёной американской демократии (конец 18 века) имеет
прямую связь с финалом крымской демократии. У нас был редкостный
пример клановой демократии. Настоящая вольница. Были рода, которые
контролировали меру власти хана. Были выборные ханы, помимо того,
что назначались турками. Ещё недавно это была сверхдержава – Ислам-Гирей,
например, отвоевал Украину у Польши. И вот конец этого в Крыму дал
некий энергетический толчок продолжению в Америке, по принципу сообщающихся
сосудов. Песочные часы Истории!
Ещё раньше – эпидемия чумы, потрясшая средневековую Европу, началась
фактически с небольшой ссоры между татарами и генуэзцами в Кафе.
Уже в новое время: спасение крымскими татарами разбившегося немецкого
пилота, буквально его второе рождение после лечения народными средствами
привело к возникновению феномена Йозефа Бойса, одного из величайших
художников 20 столетия, внёсшего экологическую тему в искусство,
основавшего всемирное движение Партии зелёных... Бойс всегда помнил
о крымских татарах. Одна из акций галереи посмертно вернула художника
в лоно родной кочевой стихии. Он получил новое имя, в татарской
транскрипции, – Юсуф Байсу. Думаю, два других гиганта, Пушкин и
Мицкевич, получившие от Крыма творческий заряд на всю жизнь, тоже
достойны подобной акции. Появление Пушкина, потомка ордынского хана
Радши, в крымском родовом гнезде Чингизидов было фактически встречей
двух родственных кланов. И беспрецедентный факт, когда поэт спасает
целый город! (Если бы не внимание к нему поэта, Бахчисарай был бы
уничтожен.) Хлебников как поэт начался в Крыму, его первое стихотворение
называлось “Крымское”. Не перечесть всех инициированных Крымом гигантов.
– Наверняка примером “крымской инициации” является и Ялтинская
конференция 1945 года. ООН, родившаяся в Сан-Франциско, зародилась
всё-таки в Крыму.
– Вот именно. Следующим глобальным жестом, думаю, будет переезд
ООН на территорию Крыма. А Крым ведь, как известно, содержит все
мыслимые ландшафты мира. И уже понятно, в каком ландшафте разместить
резиденции каких национальных представительств, чтобы окружающий
пейзаж соответствовал родным для них видам. Вернём ООН в место её
зачатия! Есть древняя татарская притча: создав мир, Творец долго
думал, чего же в нём не хватает? Но когда он сотворил Крым, он весь
мир переделал по его образцу...
Здесь важен тот факт, что последние царствовавшие Чингизиды, не
считая династии Моголов в Индии, ханы Гиреи, правили в Крыму, и
при этом все они были профессиональные поэты – мистики, суфии...
С этой поэтической трансформацией политики была связана акция с
яйцом динозавра, перевезённым мною из Монголии в Крым и превращённым
в геральдические атрибуты Крымского Ханства, – точнее, Крымского
Юрта Великой Орды. Эту акцию “Очень хрупкая выставка” мы повторили
в рамках “Неофициальной Москвы”. Кстати, первые инсталляции со страусиными
яйцами ещё в 16 веке висели в Бахчисарае, под куполом мечети, –
концептуальный символ тенгрианской алтайской традиции.
– Ты сотрудничаешь с крымскотатарским принцем как “придворный
художник”. Что из себя представляет Джеззар Гирей, как человек?
– При знакомстве с ним возникает ощущение, что любая нация в мире
сочла бы за честь иметь такого короля. Образованность, такт, знает
несколько языков... Можно было бы сказать: “европейский человек”,
но, сам понимаешь, это определение не исчерпывающее. Принц устраивал
приём для князя Николая Романова в Париже, когда питерский балет
показывал в Гранд Опера постановку Асафьева “Бахчисарайский фонтан”.
От нашего дома – вашему дому!.. Мы делали с ним акцию “Трансевропейская
игра для троих”, объединявшую три цивилизационных центра: столицу
Автономной Республики Крым, улицу Кингз Роуд (Дорога Королей) в
Лондоне, и Ханский дворец в Бахчисарае. На наш “Крымский генеалогический
проект” отозвались представители древних родов – Ширинские, Булгаковы,
Кантакузины... В Ростове-на-Дону обнаружились прямые потомки последнего
крымского хана Шагин-Гирея. С тех пор в Крыму прошло 12 таких встреч,
они так и называются “Крымское Ханство”.
Связи Крымского Ханства с Европой были гораздо интенсивнее, нежели
принято считать. Дворец в Бахчисарае, как и замок Ор-Капу в Перекопе,
строили итальянские зодчие, в том числе знаменитый Алевиз Фрязин.
При ханском дворце ставились прижизненные постановки Мольера и Бомарше.
Надо привыкать, что в Крыму творческие акции должны проводиться
с лучшими представителями национальных культур! King size, одним
словом.
По концепции Мурата Аджи мы с художником Яной Петровой (Дагестан)
провели серию акций “Гюрза – альтернативный Георгий”. Создать и
запустить воздушный змей “Святой Георгий” нужно было весной года
Дракона в день св. Георгия. Костюмы на дагестанские нац. мотивы
были спроектированы Петровой. Яна специально привезла из Дербента
святую воду, траву и землю с могилы св. Георгия, это стало материалом
для воздушного змея. Гюрза – азиатская змея, названная в честь св.
Георгия (Гюрджи).
В октябре галерея объявила конкурс на создание в Москве памятника
первой персоне уходящего тысячелетия – Чингисхану. Мы уверены, что
Москве необходимо раскрыть пласты татаро-монгольской идентичности.
Для меня Москва – это Маск-Ау (“Беременная Медведица”), изначально
татарский город, столица улуса большой империи Чингисхана, построенная
по точной схеме древнего Каракорума...
– Чем сегодня живёт ваша московская диаспора?
– Интересная концертная программа была на курбан-байраме, в клубе
“Дом”. Из Крыма приехали ансамбль “Аю-Даг”, танцоры, Энвер Измайлов
со своим трио, – к счастью, изредка московская публика имеет возможность
послушать выдающегося музыканта, он вечно на гастролях в Америке
и Европе... Организатором был Мустафа Мухтеремов из Гурзуфа.
Нынешняя диаспора сложилась здесь в послевоенное время. По-прежнему
есть проблемы. Очень остро для татарской общины, и для крымскотатарской
в частности стоит вопрос с домом Асадуллаева.. Татарская школа в
войну была переобородована в госпиталь, и с тех пор здание татарам
так и не вернули.
Но в Москве я всё-таки не член землячества, а гость из Крыма. Прописки
у меня здесь нет, гражданство украинское, и меня это вполне устраивает.
Живу и работаю так же, как в Нью-Йорке. – Напоследок вопрос снова ритуальный: “над чем сейчас трудитесь”?
– Провожу целые дни в РГАДА, Архиве Древних Актов, копирую как художник
некоторые письма Гиреев русским царям (17 век). Совершенно очевидно,
что эти политические послания (“Шерт-Наме”, “договорные письма”)
составлялись не просто как сообщения, но и как артефакты, они несли
дополнительную эстетическую нагрузку, выражая вкусовые установки
автора, даже его мировоззрение, персональную космогонию...
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221
Stack trace:
#0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read()
#1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data()
#2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client()
#3 {main}
thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221