3) Нынешний социальный статус: "лицо
свободной профессии" (или по международной
терминологии - "фри-ланс", вольный стрелок).
Профессионально: литератор в широком смысле
(помимо авторских текстов - редактура, переводы и
проч.). Перед тем закончил русский филфак
Львовского госуниверситета, год учительствовал,
после чего дезертировал с т.н. идеологического
фронта (в этом отношении в провинции и сегодня
ничего не изменилось) и 17 лет работал витражистом
в реставрационных мастерских и строительных
организациях.
4) Мне давно хотелось разглядеть пасьянс,
имевший одним из результатов мое появление на
свет. И, как мне кажется, если род просматривается
в глубину более чем на три поколения, это уже
занятно и может иметь более общий интерес.
Мать с отцом познакомились и поженились в
Одессе, где она заканчивала ветеринарный
институт, а он, институт инженеров морфлота. Мать,
Розалия, младшая из восьмерых детей в семье Юзефа
(Иосифа) Кушарского, поляка из Проскурова
(Хмельницкого), каменщика, познакомившегося с
моей бабкой, Луциной, украинкой, при
строительстве костела в местечке Бар Винницкой
области. Полвека спустя, в середине 50-х, бабка
крестила меня втайне от родителей в этом костеле.
Бабка нянчила меня, а деда я уже не застал - он
умер за десять лет до моего рождения.
Фамилия Клех - польского происхождения -
означает бранное прозвище ксендза (затрудняюсь
подобрать русское соответствие, Попцов -
мягковато, нужно что-то порезче - по аналогии с
кличкой "мент" для милиционера). По-польски -
"Клеха", этимологически - от латинского
"клирик". Прозвище распространяется также с
оттенком пренебрежения на церковных служек - от
учителя приходской школы (как правило, из
недоучившихся риторов или богословов) до
органиста и того, кто зажигает и гасит свечи. При
переходе из языка в язык фамилия обронила
польское окончание "а".
Принес ее прапрадед Андрей Клех, литвин,
отслуживший солдатом 25 лет в николаевской армии
и получивший за то десятину земли в Змиёве (г.
Готвальд) Харьковской губернии. Здесь он женился
на внучке чумака, ездившего в Крым на волах за
солью, смолившего перед дорогой холщовую одежду,
чтоб не заболеть, и умершего от укуса бешеной
собаки (уже негде взять имен и света, чтоб пробить
толщу рода в этом направлении). Его сын, также
Андрей, работал писарем в змиёвском
казначействе, затем служащим в банке и к исходу
прошлого века произвел на свет четырех детей,
младший из которых, Борис, станет моим дедом.
Старший, Петр, погибнет в Гражданскую, мой дед
будет ранен в стычках с махновцами - пуля пройдет
навылет через правый глаз и ухо, - но оклемается.
И в 1926 году женится на тридцатилетней
Неониле Карузской, имевшей дочь от первого брака.
В 29-м у них родится сын Юрий, мой отец. Дед с бабкой
всю жизнь проработали учителями, он - математики,
она - ботаники. Оба закончили Ленинградский
пединститут им. Герцена, а перед тем - учительские
курсы, дед не знаю где, а бабка в Первую мировую в
Петрограде. Оставаясь беспартийным, дед часто
директорствовал в школах и техникумах. На первом
всесоюзном съезде "шкрабов" он видел
Сталина, чей посеребренный бюстик стоял на его
письменном столе до самой его смерти в 1969 году. В
большевиках они с бабкой видели
дисциплинирующую силу, сумевшую прекратить
зверства Гражданской войны (бабка, оказавшаяся в
те годы сельской учительницей под Питером, и в
конце жизни с содроганием вспоминала о
еженедельных публичных казнях в селе и
беспределе, учиненном не выходившими из загула
"братишками" - она их называла
"горлопанами"). Советская власть для них
являлась синонимом справедливости.
Победительный авторитет Сталина, умевшего
"просто представить и объяснить сложные
вещи", не подлежал сомнению. Они жили в мире
конфронтации и навидались человеческой природы
в таких проявлениях и испытаниях, что у меня и
мысли не возникает подступаться к ним с
суждениями своего ограниченного опыта. Я знаю,
что они охотно помогали другим и были совершенно
неспособны на низость. Они не
были
слепы, и дед рассказывал мне, как партийная
верхушка и путейское начальство сдали немцам на
блюдечке крупный железнодорожный узел на
Северном Кавказе, где их накрыла тогда оккупация.
Как-то в конце 30-х дед собрался по грибы, не
подумав, надел дождевик и был арестован на
станции, как шпион. От лагеря его спас случайно
повстречавшийся в коридорах НКВД знакомец по
Гражданской войне. Я думаю, в большевистскую
партию он не вступал по той же причине, что и мой
отец, похоронивший в хрущевско-брежневские
времена свою профессиональную карьеру и
вступивший в нее только в 1998 году, живя на
Западной Украине. Видать, не совсем впустую
прошло чтение прадедами детям вслух ненужных им
священных книг. Впрочем, последняя деталь
привлечена мной уже из истории бабкиной семьи.
Неонила в ней также являлась младшей. Старший
брат Семен был профессиональным
революционером-нелегалом с 1905 года, а после
Октябрьской революции стал ответственным
чиновником Наробраза. Их сестра Лидия вышла
замуж за питерского нэпмана, в 30-е годы расстрелянного с конфискацией
имущества (бабка моя даже завидовала, что сестра
успела походить в мехах и бриллиантах, пока она с
мужем работала то в Карелии, то на Донбассе,
получая скудное жалованье пайками и отрезами, -
удовлетворило ли ее, когда справедливость была
восстановлена?).
Вообще, эта ветвь прослеживается далее
всего. Родившийся в 1810 году в селе Карузы на реке
Сороть дед моей бабки Кирилл Петрович Карузский
был управляющим у князя Львова одним из его
имений - имением Алтун в Жадрицкой волости
Новоржевского уезда Псковской губернии. В 1839
году он приобрел у Львова 80 десятин земли и
основал вместе с дальними родственниками
Беловыми и Козловыми село Михеево. В том же году у
него родился сын Николай, мой прадед, служивший
впоследствии гласным в
уездном
земстве и заседавший в суде присяжных.
Образование он получил у дьячка, который сек его
розгами за провинности и лупцевал линейкой по
пальцам. Отчего вышел он сильно набожным.
Женившись вторично на Прасковье Куницыной,
- дочери Вукола (Виктора), служившего конюхом у
родного брата в Петербурге, - он читал в семье по
воскресеньям вслух церковные книги. Детям от
второго брака, во всяком случае, его набожность
не передалась. Зато перешел к бабке от прабабки
властный характер, сильно исказивший в семьях
потомства по этой линии распределение
женско-мужских ролей. Псковские земли последними
из русских земель были покорены Москвой, бабка с
гордостью любила об этом напоминать. Но это уже
тема, имеющая отношение к следующему вопросу
анкеты.
5) Я вырос в авторитарной семье в
авторитарной стране. Покинув родительскую семью
в 17 лет, я очень давно уже не настроен оценивать
полученный в ней опыт однозначно. Контролируемая
трудность взаимоотношений - неиссякающий
источник энергии. И, по-моему, гораздо
фундаментальнее по-разному оцениваемых
отношений с родными и близкими сам факт их
наличия. "Есть" всегда глубже переменчивого
"любит - не любит", в нем есть верность.
6) В "философии" - проторенная многими
дорожка от дальневосточного извода
буддизма-даосизма к христиански окрашенному
философскому чтению. Люблю также думающих вне
школ одиночек. Очевидно, искусство мысли,
мышление как искусство, не по мне, я больше ценю
онтологию и практику. Гносеологию уважаю, но, как
математику, не люблю.
К музыке достаточно холоден, каким уродился
- так и закрепилось в век воспроизводящих
устройств, так похожих, по существу, на
презерватив. Люблю живопись, только
по-настоящему классную: великую - или живую,
"сегодняшнюю" (и, конечно, никаких
репродукций!).
А в литературе, опуская подробности: с
детства из великих - только Гоголь. В старших
классах - ранний Маяковский, огромное событие,
обнаружившее для меня (да и многих в моем
поколении) искусство как искусство, а не как
рассказ о бывшем или воображаемом. Это же
открытие и преображение
искал
студентом у авторов южнорусской школы, корифеев
Опояза, обериутов, авангардистов и модернистов
всех толков, у Борхеса и Набокова, чуть позднее,
но тогда же и навсегда: Шекспир, Кафка,
"Улисс", некоторые старые китайцы и японцы в
некоторых переводах, и,
пожалуй, все-таки Мандельштам. И уже позднее, в
27-28, вспять по русской поэзии двух веков - главное
открытие: весь Пушкин.
Страшно важные авторы и персонажи:
Достоевский, Толстой, Цветаева, - но всех
перечисленных по-разному и очень личным образом
не люблю. Платонова, наоборот, люблю - но он тоже
"не мой". Как и сотни других, у которых и в
которых что-то люблю, что-то нет, к чему-то
равнодушен. Иначе и быть не может, если ты дерзко
вознамерился вставить свои "пять копеек" в
эти великие сомкнутые ряды. В словесности то же,
что и везде, - но для меня она, что называется, не
по-хорошему мила, а ровно наоборот. Поскольку я
являюсь злостным "литературоцентристом" и
жизни без этой грандиозной переписки между
умершими, живыми и еще не родившимися себе не
представляю.
7) Не раз, выкарабкиваясь в былые годы из
абстинентных состояний, я говорил себе: "Если
еще и Бога нет, тогда полный гоплык!" Один мой
друг, став свидетелем этих сомнений, изумился:
"Как тебе могло такое прийти в голову? Совсем
обалдел?!" Другой же сказал мне однажды так:
"Я все понял про тебя: тебе нужен Бог без
символа веры. Но, Игорь, дорогой, так не бывает!"
Моя вера минимальна, она меньше горчичного зерна
и идентична безверию в глазах людей
конфессионально определенных. Я и не спорю. Но я
ни за
что не поверю, что Бога
нет. И я не теряю надежды на рассмотрение в Судный
день своего дела.
9) В 1989-м в рижском "Роднике" -
подготовленный мной "галицийский блок":
рассказы, а также вступительное эссе и перевод
новеллы Бруно Шульца, явившийся первой
публикацией польского классика типографским
способом на русском языке. Мне было приятно
оказать такую услугу земляку, всю жизнь
прожившему в Дрогобыче. И, кажется, я не очень
подвел его своим переводом.
10) Ранняя догадка о смертности, разбудившая
от морока детства и закоротившая некоторые
нервные цепи, развившая ощущение времени и
запустившая механизм памяти. Литература - как
чтение, так и письмо - только следствие этого
первотолчка. Отразившийся от небытия взгляд,
обращенный на земные дела, обладает странной
притягательной силой - это лучший из всех
существующих "консервантов" для
творческого продукта, делающий его чрезвычайно
стойким к воздействию времени. Откуда направлен
взгляд Бродского на собственные "стишки"?
Где располагается камера Тарковского? (Почему-то
вспомнилось некстати, как в каком-то из младших
классов прилежно переписал, кажется, из тома
Ильина историю завоевания Кортесом ацтеков.
Внизу последней страницы перевел под копирку
картинку, изображавшую ацтекского воина с
копьем, а на обложке вывел
,
будто на книжке, "Игорь Клех". Длительное
мускульное усилие, потребовавшееся для
переписывания, сняло всякие сомнения для меня в
отношении авторства. Совершенно удовлетворенный
проделанным трудом, я немедленно уселся с
удовольствием его перечитывать.)
Далее из самого важного: непростые
отношения с отцом; собственные дети, научившие
меня любить, понимать и прощать; женщины, ценой
собственного исчезновения прояснившие для меня,
в конце концов, смысл семьи и верности;
разнообразные дружбы; неодолимая склонность к
перемене мест (обитания в т.ч.) и к бесследности -
наряду с тягой к строительству и укорененности.
Наконец - запоздалое счастье
профессиональной реализации, "выполнения
задания", обостренное существованием внутри
пробудившейся Истории и одновременно
осложненное сменой контекстов, городов, теперь
уже и стран, и пониженной приживляемостью
подуставшего за жизнь организма. Тем более что по
мере старения человек обращается все более не к
будущему, где ждет его нечто, может, самое важное,
но не очень для него хорошее, а к прошедшему, где,
как выясняется, он бывал беспричинно счастлив и
куда все более перекочевывает все то, что он в
разное время любил.
12) Для взрослого человека мир уменьшается,
все в нем оказывается намного ближе, чем
казалось. Это одна причина. Вторая - это оскудение
или однообразие событий личной жизни. И как мои
родители когда-то, вызывавшие у меня недоумение и
усмешку, я пялюсь каждый вечер в телеящик на
политический театр новостей, именно - театр,
причем по большей части кукольный. Смешное
существо человек: тебе морочат голову, ты же
злишься, когда видны кисти рук
"ньюсмейкеров" в перчатках, - не чистая, мол,
работа. Об этом любопытстве и перцептуальном
голоде есть в "Деяниях апостолов", как
афиняне толпились на площади с утра до ночи,
донимая друг друга маниакальным вопросом "что
новенького?".
14) Вообще-то меня занимает совсем не рябь
политической истории, не геополитические
судороги, и историософия лишь
постольку-поскольку, а больше - нечто вроде
истории существования той планеты, частью
которой являются и наши тела, во всяком случае, -
такой контекст.
Россия, повторю за другими, не страна, а
цивилизация, и конца ей в обозримом будущем не
предвидится. Энергетика ее огромна - толку в ней
только мало. Но о том же говорили наши предки
тысячу лет назад. И если все это тянется уже тыщу
лет, значит, наши ощущения нас подводят и толк
есть, как и назначение. Таким образом: цели ясны,
задачи определены.
17) С некоторой натяжкой я отношу себя к той
социальной категории, что на марксистском
жаргоне звалась "деклассированным
элементом". Моя деклассированность является
результатом выбора: просто я однажды не пошел
туда, где меня вообще-то ждали. Поскольку есть
некоторые родовые черты, которые не устраивают
меня и в самых замечательных представителях
этого служивого сословия.
Вся страна, за исключением, может, Москвы и
чрезвычайно тонкого слоя, переделившего
собственность в свою пользу, переживает сегодня
трудные времена. За все надо платить, и
расширение общественных свобод означает также
распространение этого принципа на проходимцев и
дураков (в масс-медиа, например, - а куда деть
дурака, когда на него спрос есть? И кто будет
"девать"? Причем падение общего уровня
культуры в начале 90-х не идет ни в какое сравнение
с тем, что обычно бывает в подобных случаях). И
люди делятся на тех, кто думает, КАК что-то
сделать, и тех, которые расходуют богатырские
силы на то, чтобы доказать и объяснить, ПОЧЕМУ
сделать что-либо нет никакой возможности.
Последних почему-то оказывается всегда больше, а
их голоса слышнее. Лучших из них и тех, кто
действительно приперт к стенке, в силу возраста в
т. ч., искренне жалко. (А за пенсионеров мы все, кто
моложе, еще ответим в свое время.) Но это вопрос,
касающийся не одной интеллигенции, а всего
населения. Для интеллигенции же,
определенная часть которой привыкла
к не пыльной работе, к различного рода
привилегиям в обмен на лояльность, к "жизни на
культурную ренту" (так, кажется, окрестил этот
род симпатичного паразитизма Осип Мандельштам) -
для интеллигенции как общественного слоя,
обслуживающего не власть (эти-то всегда при деле),
а нужды культуры, образования, здравоохранения,
нет иного способа продолжить существование,
кроме как перегруппироваться и видоизмениться.
"Тошнотворная неспособность изменяться", по
Барту, напомню, это и есть смерть, - и это лучшее из
всех известных мне определений этого
прискорбного состояния.
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221
Stack trace:
#0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read()
#1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data()
#2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client()
#3 {main}
thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221