| |
|
"Вавилон",
март 99 http://www.vavilon.ru/lit/mar99.html#3103
Презентация книги
Игоря Клеха "Инцидент с
классиком"
(М.: Новое литературное
обозрение, 1999, совместно с журналом "Соло". 140х215 (60х90/16), перепл., 256
с., 1999. ISBN 5-86793-042-4)
31.03.99,
Крымский клуб
Автор прочитал
несколько текстов из книги (в т.ч. два -
одноименный с книгой и "Песья суть..." - уже
звучавшие на презентации всей этой книжной серии 3.12.98), обильно
сопровождая их различными соображениями по
поводу собственного творчества. В качестве своих
тематических доминант Клех назвал физиологию
культуры и метафизику быта (приведя как пример
последнего цикл миниэссе о национальных
кулинарных символах: "Блин", "Сало",
"Водка" и т.п.). В отношении жанровой
принадлежности своих текстов Клех заявил, что
его в принципе интересуют только несуществующие
жанры; в данном случае он склоняется к
обозначению "проза", поскольку в слове
"эссе" ему видится избыточная
рациональность и механистичность построения.
При этом, отметил Клех, в книгу "Инцидент с
классиком" вошли хотя и важные для него, но
все-таки периферийные тексты (поскольку издатель
книги Александр Михайлов не хотел, чтобы в
сборник попало что-либо опубликованное в
"толстых журналах"), тогда как основной жанр
для Клеха - это повесть, высшая, по его мнению,
форма прозы (роман, по Клеху, вообще не проза и отличается от
повести как голливудское кино от авторского). В
качестве своей сквозной проблемы Клех назвал
пограничные явления и происходящие на их
границах мутации, дав понять, что это связано и с
его многолетней жизнью во Львове, пограничном
между Западной и Восточной Европой. Клех
высказал также ряд суждений о литературе (в
частности, отозвавшись отрицательно о Набокове,
который, по его мнению, злоупотребил
совершенством, придя в итоге к мертвой гладкости
и блеску письма), рассказал о своих последних
работах (среди которых - эссе об искусстве
названия). В обсуждении живо участвовали Сергей
Преображенский (охарактеризовавший прозу Клеха
как пофразовый полистилистический коллаж и
показавший, как текст складывается воедино из
кусков, каждый из которых отсылает к другой
стилистике), Андрей Бычков и др.
|
|
| |
|