| |
Владимир Шпаков |
Мыслящий стилист |
|
Петербургский
книжный вестник - http://www.bookman.spb.ru/10/Kleh/Kleh.htm Мыслящий стилист
И.Клех. Инцидент с классиком, Изд.
НЛО, 1998
Д ля широкого читателя
Игорь Клех начался с публикации "Хутора во
Вселенной". Новый автор входил в литературный
контекст углом, нестандартно: не отказываясь от
повествования, отвергал беллетризм; привязанный
к реальности - то и дело убегал в культурные
ассоциации; а еще спокойно вставлял снижающие
детали, коробившие некоторых критиков, а еще
словечки всякие непривычные... Зря, в общем-то,
коробилась критика - чем и ценен писатель, так это
в первую очередь "лица необщим выраженьем".
Потом было пространное эссе "Зимания.
Герма.", окончательно утвердившее Клеха как
мыслящего стилиста, предпочитающего
беллетристическим конструкциям пристальное
вглядывание в жизнь, и судьбу и затейливое
воплощение своих мыслей и переживаний. А вот
теперь вышла и книга, солидный и прилично
изданный в "HЛО" том, который представляет
автора в полном объеме. Точнее, дополняет
известное, поскольку издатель поставил условие:
в книгу включать только неопубликованное, а его
набралось предостаточно.
Первая
книга автора, пишущего более двадцати лет, -
праздник и ответственность, радость и мука. И
тщательная выстроенность книги говорит о том,
что автор основательно помучился с составлением,
надо думать, в странном этом процессе открывая
себе - себя же, И нам открываясь с самых разных,
привычно-непривычных сторон и задавая загадки;
например, жанровые.
Игорь Клех
пишет не рассказы, не повести и, разумеется, не
романы. К повествовательной прозе, как уже
сказано, он вообще испытывает легкое отвращение,
а точнее - скуку, причины которой можно понять:
беллетристика и правда поднадоела, она
волей-неволей порождает штампы, затягивает текст
в жесткий корсет стандартных форм и в конечном
итоге воспроизводит несвободу. А творчество по
определению есть скачок из царства
необходимости в царство свободы; и автор его
делает, выбирая жанр эссе, наиболее свободный и
наименее ограниченный рамками. В свое время
Лидия Гинзбург говорила о том, что вместо
создания интеллектуального героя слово может
взять сам интеллектуальный автор - в нашем случае
мы и имеем дело с интеллектуальным автором.
Другую
загадку прозаика Клеха будет легче разгадать,
если процитировать одно из его высказываний о
Бруно Шульце: "Шульц примыкает к тому ряду
прозаиков XX века, которые провели внезапную и
стремительную операцию по захвату исконных
территорий поэзии, смело введя языковую
проблематику в плоть своей прозы, сделав упор на
фактуру слова и долготу дыхания фразы, на сам
характер высказывания, на языковую по
преимуществу интуицию размера целого. Способ
речи потеснил у них и перевесил традиционные
прозаические добродетели"..." Все это можно
отнести и к нашему автору: при всем
интеллектуализме его прозы, то есть, при
кажущемся главенстве мысли - способ речи,
построение фразы, лексика, синтаксис для Клеха не
менее, если не более важны. И обманываться здесь
не стоит, а именно не стоит числить автора в
сугубых интеллектуалах или, к примеру, во
фрейдистах; цель его - иная, и она недостижима
хотя бы в силу несовершенства и грубости самого
языка.
Фрейд
упомянут не случайно - время от времени тот
возникает на страницах книги, и его методика даже
служит для интерпретации некоторых явлений. Что
ж, это естественно, если учесть, откуда наш автор.
Его родина - Львов, Лемберг, Леополис - город
срединной Европы, о которой автор пишет:
"Географический центр Европы - место, где бдят
пограничники пяти государств, где границы
отвердевают, а люди размягчаются и отрываются от
собственных судеб, где все контуры двоятся и
накладываются один на другой, как пакет слайдов,
где сквозят и просвечивают друг через друга
эпохи и этносы - дряблая сердцевина европейского
дерева, как всякая сердцевина, годящаяся только
на карандаши и спички... То край, чья судьба
кажется мельче его собственной тоски". Так
определяется большая родина - от Мюнхена до
Диканьки, просторы бывшей Габсбургской империи,
где появились и Фрейд, и Захер-Мазох, и Кафка, и
Гоголь (и Роман Виктюк, к слову сказать - тоже ведь
символическая фигура). Но если вчитаться в прозу
нашего автора, увидишь, что от Гоголя он взял
гораздо больше, нежели от Фрейда. У Клеха не
фрейдовская методика, а - фрейдовская метафорика,
это, опять же, способ расширения языка. И если
говорить об эротических мотивах, то у Клеха,
скорее, эротическое отношение к слову, а не к
телу; если он и стремится чем-то овладеть, так это
овладеть языком.
Один из
уроков, который преподносит нам прозаик Игорь
Клех - это урок свободы: не от формы вообще, а от
стандартных форм и тем. Клех может писать о сале
как о сакральной украинской пище или о колбасе
как о политической величине; может - о мифе
кинематографа или феномене радио, и все будет
одинаково интересно. "Нет проблем, о чем
писать, - у всех есть о чем - есть проблема жанра,
открытия формы. Все твои богатства, которые есть
и у самого неимущего, должны пройти через горнило
жанра - что-то здесь сгорит, что-то не пройдет. И
это - самое трудное."
Однако
самые удачные и интересные вещи, на мой взгляд, у
автора получаются, когда сходятся собственная
судьба, История, эмоция и мысль; тогда же, как
правило, появляется и какая-то событийность - не
сюжет, скорее, намек на него. Таков упомянутый
"Хутор во Вселенной" или маленькая повесть
(назовем ее так) "Поминки но Каллимаху",
замыкающая книгу и символически представляющая
все творчество Игоря Клеха, который не доверяет
повествованию, иронически высвечивает его
двусмысленность, но, делая обходной маневр,
все-таки создает прозу. История итальянского
поэта Каллимаха Буонаккорси и его возлюбленной
Фаниолы перемежается в повести с авторской
рефлексией по поводу сюжетности вообще: мол,
суета сует, твое время разучилось рассказывать
истории, и к чему тогда будоражить тени? Тем не
менее, история движется, захватывая читателя,
чтобы в конце взорваться: в жизни исторического
Каллимаха, оказывается, было многое иначе! Но,
хотя мы видим, как породившее романтическую
версию воображение разбивается вдребезги о
стену под названием Факт, авторские сомнения
отнюдь не подтверждаются. Мы имеем и Факт, и
романтизм, и ту самую "эпистемологическую
неуверенность", породившую постмодернистский
дискурс, и - что важно! -
преодоление неуверенности. Соблазн
постмодернизма здесь преодолевается отчаянной и
прекрасной волей к творчеству, которая тащит
тебя через тернии и репейники усталого
современного сознания к результату. Какому? А вот
такому, какой получился, и
где есть сразу - все.
Владимир Шпаков
|
|
| |
|