Авторы

 

Игорь Сид


      

Игорь СИД: "КЛУБ – ЭТО НЕ СТОЙБИЩЕ ПИСАТЕЛЕЙ, А СКОРЕЕ ВИБРОСТЕНД".

Литературные сообщества переживают кризис
и переходят в новое качество

 

Беседовала Маргарита ШИЦ.
Газета "Финансовая Россия",
24-25.02.2002

"Эссе-клуб", "Авторник", "Классики XXI века", "Подвал", "Проект О.Г.И" – эти названия на карте Москвы говорят о чём-то лишь посвящённому. Всё это – литературные клубы, вербующие читателей в основном из числа профессионалов. Литклубы – явление в столичной жизни весьма своеобразное, не слишком себя анонсирующее. Но тем не менее акция "Кризис клуба", проведённая недавно Крымским геопоэтическим клубом, стала поистине знаковой. Часть лидеров основных столичных литературных проектов (Георгиевский клуб, Крымский клуб, Эссе-клуб) объявили о прекращении или приостановке своей работы. Похоже, что это знаменует некую новую стадию в жизни русской словесности и общественной жизни в целом. О чём корреспондент "Финансовой России" и побеседовал с Игорем СИДОМ, куратором Крымского клуба.      

       – Игорь, насколько я знаю, вас все в обиходе называют просто Сидом. Вам так привычней?

       – Это мой псевдоним и даже имя с 80-х годов. Литераторы любят всевозможные "обрезания": Хемингуэй, как известно, – Хэм, Гумилев – Гум, Курицын – Кур...

       – Тогда Сид... Я хотела бы услышать от вас, что такое нынешние литературные клубы. Это что, закрытые элитарные сообщества, которые и живут, пока они закрыты от посторонних глаз? Ведь ещё Черчилль говорил, что клуб, расширяющий число своих членов, перестает быть клубом...

       – Согласен с Черчиллем, но хотел бы кое-что и пояснить. Литклубы всегда открыты для гостей, для широкой публики, хотя и не ради них существуют. Но главное, литературный клуб – ни в коем случае не разновидность клуба вообще, это особое явление.

       Если городской клуб – это понятие пространственное: площадка для удовлетворения каких-то социальных или культурных нужд, то для литературного клуба главный параметр – не пространство, а время, историческая канва. То есть это не стойбище писателей в топографии города, а один из каналов литературного, языкового процесса. Недаром, скажем, Клуб литературного перформанса, Крымский клуб или Эссе-клуб так легко меняли "прописку" внутри Москвы и не терялись. Да и не могли потеряться, потому что главные слушатели – не потребители искусства, а его производители, коллеги автора, профессионалы.

       Скажем, в клубе музыкальном даже произведения композиторов-новаторов в авторском исполнении звучат для удовольствия слушателей, подаются как свершившийся факт. А в литклубах все читаемое обсуждается, обкатывается. Такой вибростенд, после которого какие-то изделия улучшаются, какие-то рассыпаются...

       До революции в России ту же роль играли салоны: салон Зинаиды Гиппиус, "башня" Вячеслава Иванова, либо редакции – "Аполлона" и других журналов. Домашние салоны, кстати, возродились на склоне советской эпохи. Только ограниченный метраж советского жилища превратил их в "мансарды", как у группы Черткова, и "квартирники", как у Наташи Осиповой.

       Во время перестройки появился вкус к публичным акциям, но совсем иного плана, чем в "евтушенковскую" оттепель, когда ценился не эстетический, а социальный заряд текста. В начале 90-х уже формировались частные литературные проекты. Первый настоящий салон "Классики XXI века" создали в 1994 году Руслан Элинин и Алена Пахомова. В 95-м почти одновременно возникли Крымский и Георгиевский клубы. И пошло-поехало.

       – Скажите, насколько вообще репрезентативна эта ваша клубная жизнь? Не чужда ли она большинству современных писателей, участвуют ли они в ней?

       – Участвуют. Так или иначе – подавляющее большинство. Но для куратора клуба дело чести – представить публике нового яркого автора. По-детски горжусь, что впервые в Москве устроил вечера Зантарии, Хургина, Гаспарова, Гайдука, Файбисовича, Нугатова, Авалиани... И даже самые свирепые бобыли-одиночки не избегают в конце концов попадания под рампу. Так, десятилетиями скрывавшийся от публики гениальный Станислав Красовицкий недавно предстал перед слушателями в "Авторнике".

       – Нынешний кризис нагрянул внезапно, как чума, или были к тому предпосылки?

       – Он логически завершил фазу развития. Пробные проекты, размножение клубов и салонов вплоть до почкования, их расцвет, бум, в 2001 году спад... Но уже в начале 97-го мне наскучил жанр строгого авторского вечера, и мы устроили первую "неправильную" дискуссию – "Литературные мафии Москвы". Успех был неожиданным для нас самих.

       Поэт Михаил Павлович Нилин – есть у нас такой соглядатай-аналитик – отметил это как важную веху: "Новизна салонных встреч забылась, мы опротивели друг другу и хотим свежих форм взаимодействия". Потом были другие, наделавшие шума акции.

       Уход из жизни одного из зачинателей клубной литературной жизни Руслана Элинина закрыл очередную главу. Пульс современной литературы, опыты в области ее бытования были сферой кровных интересов Руслана. И хотя в результате несчастья Руслан с 1996 года находился в коме, без сознания, в каком-то смысле он непрерывно был с нами. И вот в декабре прошлого года, одновременно с его физической смертью, зазвучали разговоры о кризисе клубной жизни...

       Тогда же главный редактор бюллетеня "Литературная жизнь Москвы" Дмитрий Кузьмин провел опрос на тему: "Есть ли кризис клубов?". Правда, большинство респондентов проявили излишний оптимизм, которого я не разделяю.
      
       – Вы полагаете, скоро закроются все клубы?


       – Все не закроются. С ослабевшим потоком публики и авторов будут работать оставшиеся два-три клуба или салона. Сегодня это "Авторник", "Премьера", "Классики XXI века".

       Кризис, как известно, означает не гибель, а смену жизненных форм. В последние два-три года возникло новое явление: коммерциализация литклубной жизни. В добавление к арт-муз-клубам появились кафе "Пушкинъ", ресторан "О.Г.И", клуб "Дума". Это именно городские клубы, работающие на прибыль, но с определенным "литературным уклоном". Насколько это перспективно, покажет время.

       Форма клубного заседания одряхлела, и это стимул для поиска. Уже в 1998 году я печатно подтвердил "вырождение" моего детища в Клуб литературного хэппенинга, сдвиг к эксперименту с неуправляемыми последствиями, к большей органичности.

       – А что органично для Крымского клуба, куратором которого вы являетесь?

       – Ну, я горжусь фирменными изобретениями. Например, акция "Круглый стул": герой сидит на вращающемся кресле посреди концентрических кругов слушателей, крутится навстречу понравившимся вопросам, неинтересные пропускает. И все борются за его внимание. Настоящее ток– оу, где автор максимально раскрывается. "Первые чтения" – дискуссия про жизнь и творчество какого-нибудь живого классика с его активным участием. Прошли Битовские чтения, ранее – Приговские, Аксеновские... До нас именные чтения полагалось посвящать классикам... неживым.

       – Крымский клуб строит мосты между современными русской и украинской литературами. Проводятся совместные акции с украинскими писателями. Марат Гельман открыл галерею в Киеве. Согласитесь, определенная тенденция. Что это? Попытка воссоздания нового Союза?

       – На то наш клуб и геопоэтический, чтобы доказывать: геополитика устаревает. Взаимодействию на грубых энергиях, борьбе и объединению на уровне власти идет на смену геопоэтика: тонкий обмен, диалог, борьба творческих амбиций. Для плодотворной игры в бисер писателям России и Украины нет нужды административно объединяться.

       – И все-таки – кризис... Не приведет ли он к закрытию Крымского клуба?

       – Деятельность клуба приостановлена. Надеюсь, приостановлена... Слишком много еще соблазнительных проектов. Обязательно нужно сделать "Ё-фестиваль" в защиту утраченной буквы "ё", закруглить цикл "Литераторы – людям", посвященный, как я говорю, силовикам: с милицией, гебистами, военными и шпионами мы уже разобрались, а вот с пожарными и спасателями пока нет. Вечера цикла "Зоософия" ("Грызуны в литературе", "Образ Рыбы", "Лемуры – герои книг и мировой эволюции") неизменно срывали аншлаги, значит, надо продолжать. Раскрутить еще кое-кого на "Круглом стуле"... Так что и самому придется изрядно покрутиться.

       Справка "ФР"
       Игорь Сид (Сидоренко) – литератор, журналист, родился в Крыму в 1963 году. Куратор Крымского клуба в Москве, Боспорского форума в Крыму, российского Клуба друзей Мадагаскара и многих других культурных проектов. Директор и дипломатический корреспондент сервера африканских новостей Africana.ru. В 2001 году газетой "Иностранец" назван одним из двух "подлинных литературных генералов" Москвы.


      

 

 

 

 

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(250): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(309): SAPE_base->_write() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #3 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #4 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221