Авторы

 

Игорь Сид

 

Недавно на мировом рынке сотовой связи едва не разразился жуткий скандал. В продажу нелегально поступила модель мобильного телефона, разработанная компанией Samsung эксклюзивно для блокбастера "Матрица-2". Так выдуманная вещь "из будущего" проникла в нашу жизнь, превратившись в бренд сегодня...ГЕНЕРАТОР
И ПОЛЕ БИТВЫ БРЕНДОВ


Цикл интервью о "брендинговых" аспектах фантастики, журнал "Со-Общение", №6, 2004


Борис СТРУГАЦКИЙ
Ант СКАЛАНДИС
Андрей ЦЕМЕНКО

     Недавно на мировом рынке сотовой связи едва не разразился жуткий скандал. Дело в том, что в продажу нелегально поступила модель мобильного телефона, разработанная компанией Samsung эксклюзивно для блокбастера «Матрица-2». Так выдуманная вещь «из будущего» проникла в нашу жизнь, превратившись в бренд сегодня! Не говорит ли это о том, что роль НФ – научной фантастики (science fiction) в коррекции глобальной прикладной истории по-прежнему значительна и важна?
     С вопросами о роли научной фантастики вообще и, в частности, в создании новых брендов мы обратились к экспертам: патриарху и корифею жанра Борису СТРУГАЦКОМУ, Анту СКАЛАНДИСУ – представителю нового поколения, соавтору классика американской фантастики Гарри ГАРРИСОНА, и Андрею ЦЕМЕНКО – редактору журнала «Никогда», «губернатору» лагеря фантастов «Комариная плешь» (1987–1998) на том самом острове Тузла.


Андрей ЦЕМЕНКО, редактор журнала фантастики «Никогда»,  координатор проекта «Комариная плешь» (о. Тузла, Керчь)БИТВА ФАНТАСТИЧЕСКИХ БРЕНДОВ

 

Андрей ЦЕМЕНКО
редактор журнала фантастики «Никогда»,
координатор проекта «Комариная плешь» (о. Тузла, Керчь)

s-fiction@mail.ru

– Каковы пути превращения протобрендов фантастической литературы в бренды коммерческие?

– В одном рассказе Александра Грина человек выстроил в джунглях город, о котором прочёл в книге. Сегодня образ города из книги вполне мог бы стать объектом авторских прав...

Терминология брендинга здесь очень впору. В книгах Хольма Ван Зайчика про великую Ордусь есть марка ноутбука «Керулен» (Керулен – река в Поднебесной; кстати, откровенная реминисценция на ЭВМ «Алдан» – река в Якутии – у Стругацких). Так вот на сайте Ван Зайчика стоит предупреждение: торговая марка «Керулен» уже зарегистрирована в невиртуальной и неальтернативной рельности, опоздавших просят не беспокоиться, принимаются другие предложения на официальную регистрацию реалий альтернативной Ордуси виртуального Ван Зайчика. Напомню: марки автомашин там – «хиус», «тахмасиб», «тариэль» – по именам звездолётов из Мира Полдня Стругацких...

Возьмём штампы коммерческой американской НФ времени её зарождения и расцвета – маньяк-учёный, жукоглазый монстр, герой – спаситель человечества, взбунтовавшийся робот, Чужой (копирайт не Ридли Скотта, а ещё Кемпбелла – самое позднее). Всё понятно, узнаваемо, всё привлекает (или отталкивает) проходящего мимо. Понятно, тут после литературы поработали (в смысле – заработали денег) и комиксы, и киноиндустрия. Конечно, о «брендовости» этих образов можно спорить, как и о том, вышли ли эти бренды за пределы литературы-кинематографа или остались там, внутри. Но подход к раскрутке – классический...

Вот чисто фантастические понятия: робот, машина времени, мутант... Чапековский Робот возник как явный протобренд – чистая идея, со скромными, но всё же шансами на воплощение... Затем достижения науки и техники упрочили этот бренд. И всё же: какая связь между Роботом Чапека и успехами в роботехнике и построении искусственного интеллекта? Видимо, очень малая. Успехи в конструировании машины времени не велики, но на продаже книг про «машину времени» это не отражается – образ очень мощный. С «мутантом» наоборот – абсолютно реальное понятие, узкобиологический морально нейтральный термин превратился в универсальную страшилку, анти-бренд убойной силы. Похоже, про любой проект или явление сейчас достаточно сказать «мутант» – и его можно сразу хоронить, в том числе и в коммерческом плане.

К раскрутке бренда «Космос», как и бренда «Виртуальная реальность» фантастика приложила руку куда больше, чем наука. А социальные бренды? У одних только Стругацких – бренды «Полдень», «Понедельник», «Пикник», бренд «Прогрессор»... Это, конечно, бренды русскоязычной песочницы... Но сколько миллионов поймёт и внутренне снимет шляпу при слове «Полдень»? Или хотя бы мечтательно улыбнётся.

В разное время выходили и продолжают выходить журналы и фэнзины (любительские издания) с названиями – «Полдень, 21 век», «Арканар», «Анизотропное шоссе», «Понедельник», «Начинается», «В субботу» (это разные журналы!)... Скажите, существовал бы генератор названий для стольких – в том числе и коммерческих – проектов, не будь Стругацкие сами по себе брендом? В доме отдыха в Коктебеле – бильярдная «Золотой Шар»... Понятно, дом творчества писательский...

Если бренд – это успешная марка, притягивающая деньги покупателей, то чем сама фантастика не мегабренд? Вполне сложившаяся торговая супермарка. Для репрезентативного процента потребителей само слово «фантастика», а то и просто литера «Ф», сразу цепляет взгляд... Самый лаконичный из логотипов!

Но вот прото-бренд, предложенный лет 40 назад Стругацкими,– «БВИ» – Большой Всемирный Информаторий – глобальное явление, легко предсказуемое. А вот его непредсказуемые конкретности – вирусы-шпионы, спам, борьба с пиратами, уход в виртуальную жизнь, глобализация тусовочного сознания – непредсказуемы и предсказаны не были. Теперь сетевые жители в массе своей не признают, что современный Интернет и литературный «БВИ» хотя бы близки по смыслу.

– В чём сходство механизмов действия прото-брендов в НФ с реальными рыночными? Какими способами в мировой фантастике борются прото-бренды?

– Есть такой бренд – «программист». В самом деле, ведь не профессия же это! Из шести тысяч вопросов за шесть лет в оффлайн-интервью Бориса Стругацкого очень приличный процент читателей произносят сакраментальную фразу: «Я и в программисты-то пошёл потому, что прочитал «Понедельник начинается в субботу»...» Думаю, именно «Понедельник» превратил программиста из профессии в бренд.

Раньше бренды фантастики жили и умирали долго, как динозавры. И борьба между ними шла вялотекущая. Бренд «жукоглазые монстры» боролся с брендом «братья по разуму». Что поделаешь: писатель может выступать оптимистом, пессимистом, реалистом... Но выбирает – голосуя деньгами – покупатель книги. Так родился американский штамп общения с инопланетянами: «Либо мы их, либо они нас, либо будем торговать». У наших тоталитариев-бессребреников с альтернативами было хуже, а с оптимизмом лучше – кто же торгует с братьями? Мы им поможем бесплатно! (Ну, или они – нам.)

А вот в новом столетии (кстати, чем не бренд фантастики – «XXI век»! Как звучал-гремел! И по сию пору жив...) борьба идёт на уничтожение. В последнее время проявилась неприязнь ряда писателей к космосу. Штука в том, что альянс брендов «Виртуальная реальность» и «Информационное пространство» понял коллективным разумом: денег на всех не хватит! И тогда началось «мочилово». Для бренда-конкурента – «Космоса» то есть – были наняты киллеры – Виктор Пелевин и «Омон Ра». А потом, как контрольная очередь из атомного гранатомёта – трахтах-тах! – Мэри Шелли с «Детьми стекольщика».

Случаются и «враждебные поглощения» одних брендов другими. Например, юный бренд «Матрица» стремится приватизировать сразу несколько соседних: и «Виртуальную реальность», и «Искусственный интеллект», и «Киберпанка» (включая «Фантоматику» Лема, брендом так и не ставшую).

– Что можно сказать о перспективах новых прото-брендов?

– Был у фантастики когда-то бренд «Прогресс». Самый простой и самый могучий. Тем не менее, именно он пал первым... Потому что, как ещё Илья Ильф заметил: «Вот радио есть, а счастья нет». Не так давно в среде наиболее пытливых писателей-фантастов заговорили о том, что фантастика способна породить нечто вроде заменителя религии. Религия, дескать, как носитель великих позитивных идеалов не вполне справляется, да и коммунизм как её идеологический заменитель тоже обанкротился. А фантастика, мол, может принять эстафету и создать позитивный этический – в терминах нашего разговора – бренд. Но пока с таким брендом туго.


Беседовал Игорь Сид 

См. также интервью на эту тему с Б. СТРУГАЦКИМ и А. СКАЛАНДИСОМ

 

ВВЕРХ      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221