ГЕНЕРАТОР
И ПОЛЕ БИТВЫ БРЕНДОВ
Цикл интервью о "брендинговых" аспектах фантастики, журнал "Со-Общение",
№6, 2004
Борис
СТРУГАЦКИЙ
Ант
СКАЛАНДИС
Андрей ЦЕМЕНКО
Недавно на мировом
рынке сотовой связи едва не разразился жуткий скандал. Дело в том, что
в продажу нелегально поступила модель мобильного телефона, разработанная
компанией Samsung эксклюзивно для блокбастера «Матрица-2». Так выдуманная
вещь «из будущего» проникла в нашу жизнь, превратившись в бренд сегодня!
Не говорит ли это о том, что роль НФ – научной фантастики (science fiction)
в коррекции глобальной прикладной истории по-прежнему значительна и важна?
С вопросами о роли научной фантастики вообще
и, в частности, в создании новых брендов мы обратились к экспертам: патриарху
и корифею жанра
Борису СТРУГАЦКОМУ, Анту
СКАЛАНДИСУ – представителю нового поколения, соавтору классика
американской фантастики Гарри ГАРРИСОНА, и Андрею
ЦЕМЕНКО – редактору журнала «Никогда», «губернатору» лагеря фантастов
«Комариная плешь» (1987–1998) на том самом острове Тузла.
БИТВА
ФАНТАСТИЧЕСКИХ БРЕНДОВ
Андрей ЦЕМЕНКО
редактор журнала фантастики «Никогда»,
координатор проекта «Комариная плешь» (о.
Тузла, Керчь)
s-fiction@mail.ru
– Каковы пути превращения протобрендов фантастической
литературы в бренды коммерческие?
– В одном рассказе Александра Грина человек выстроил в джунглях город,
о котором прочёл в книге. Сегодня образ города из книги вполне мог бы
стать объектом авторских прав...
Терминология брендинга здесь очень впору. В книгах Хольма Ван Зайчика
про великую Ордусь есть марка ноутбука «Керулен» (Керулен – река в Поднебесной;
кстати, откровенная реминисценция на ЭВМ «Алдан» – река в Якутии – у Стругацких).
Так вот на сайте Ван Зайчика стоит предупреждение: торговая марка «Керулен»
уже зарегистрирована в невиртуальной и неальтернативной рельности, опоздавших
просят не беспокоиться, принимаются другие предложения на официальную
регистрацию реалий альтернативной Ордуси виртуального Ван Зайчика. Напомню:
марки автомашин там – «хиус», «тахмасиб», «тариэль» – по именам звездолётов
из Мира Полдня Стругацких...
Возьмём штампы коммерческой американской НФ времени её зарождения и расцвета
– маньяк-учёный, жукоглазый монстр, герой – спаситель человечества, взбунтовавшийся
робот, Чужой (копирайт не Ридли Скотта, а ещё Кемпбелла – самое позднее).
Всё понятно, узнаваемо, всё привлекает (или отталкивает) проходящего мимо.
Понятно, тут после литературы поработали (в смысле – заработали денег)
и комиксы, и киноиндустрия. Конечно, о «брендовости» этих образов можно
спорить, как и о том, вышли ли эти бренды за пределы литературы-кинематографа
или остались там, внутри. Но подход к раскрутке – классический...
Вот чисто фантастические понятия: робот, машина времени, мутант... Чапековский
Робот возник как явный протобренд – чистая идея, со скромными, но всё
же шансами на воплощение... Затем достижения науки и техники упрочили
этот бренд. И всё же: какая связь между Роботом Чапека и успехами в роботехнике
и построении искусственного интеллекта? Видимо, очень малая. Успехи в
конструировании машины времени не велики, но на продаже книг про «машину
времени» это не отражается – образ очень мощный. С «мутантом» наоборот
– абсолютно реальное понятие, узкобиологический морально нейтральный термин
превратился в универсальную страшилку, анти-бренд убойной силы. Похоже,
про любой проект или явление сейчас достаточно сказать «мутант» – и его
можно сразу хоронить, в том числе и в коммерческом плане.
К раскрутке бренда «Космос», как и бренда «Виртуальная реальность» фантастика
приложила руку куда больше, чем наука. А социальные бренды? У одних только
Стругацких – бренды «Полдень», «Понедельник», «Пикник», бренд «Прогрессор»...
Это, конечно, бренды русскоязычной песочницы... Но сколько миллионов поймёт
и внутренне снимет шляпу при слове «Полдень»? Или хотя бы мечтательно
улыбнётся.
В разное время выходили и продолжают выходить журналы и фэнзины (любительские
издания) с названиями – «Полдень, 21 век», «Арканар», «Анизотропное шоссе»,
«Понедельник», «Начинается», «В субботу» (это разные журналы!)... Скажите,
существовал бы генератор названий для стольких – в том числе и коммерческих
– проектов, не будь Стругацкие сами по себе брендом? В доме отдыха в Коктебеле
– бильярдная «Золотой Шар»... Понятно, дом творчества писательский...
Если бренд – это успешная марка, притягивающая деньги покупателей, то
чем сама фантастика не мегабренд? Вполне сложившаяся торговая супермарка.
Для репрезентативного процента потребителей само слово «фантастика», а
то и просто литера «Ф», сразу цепляет взгляд... Самый лаконичный из логотипов!
Но вот прото-бренд, предложенный лет 40 назад Стругацкими,– «БВИ» – Большой
Всемирный Информаторий – глобальное явление, легко предсказуемое. А вот
его непредсказуемые конкретности – вирусы-шпионы, спам, борьба с пиратами,
уход в виртуальную жизнь, глобализация тусовочного сознания – непредсказуемы
и предсказаны не были. Теперь сетевые жители в массе своей не признают,
что современный Интернет и литературный «БВИ» хотя бы близки по смыслу.
– В чём сходство механизмов действия прото-брендов в НФ с реальными
рыночными? Какими способами в мировой фантастике борются прото-бренды?
– Есть такой бренд – «программист». В самом деле, ведь не профессия же
это! Из шести тысяч вопросов за шесть лет в оффлайн-интервью Бориса Стругацкого
очень приличный процент читателей произносят сакраментальную фразу: «Я
и в программисты-то пошёл потому, что прочитал «Понедельник начинается
в субботу»...» Думаю, именно «Понедельник» превратил программиста из профессии
в бренд.
Раньше бренды фантастики жили и умирали долго, как динозавры. И борьба
между ними шла вялотекущая. Бренд «жукоглазые монстры» боролся с брендом
«братья по разуму». Что поделаешь: писатель может выступать оптимистом,
пессимистом, реалистом... Но выбирает – голосуя деньгами – покупатель
книги. Так родился американский штамп общения с инопланетянами: «Либо
мы их, либо они нас, либо будем торговать». У наших тоталитариев-бессребреников
с альтернативами было хуже, а с оптимизмом лучше – кто же торгует с братьями?
Мы им поможем бесплатно! (Ну, или они – нам.)
А вот в новом столетии (кстати, чем не бренд фантастики – «XXI век»! Как
звучал-гремел! И по сию пору жив...) борьба идёт на уничтожение. В последнее
время проявилась неприязнь ряда писателей к космосу. Штука в том, что
альянс брендов «Виртуальная реальность» и «Информационное пространство»
понял коллективным разумом: денег на всех не хватит! И тогда началось
«мочилово». Для бренда-конкурента – «Космоса» то есть – были наняты киллеры
– Виктор Пелевин и «Омон Ра». А потом, как контрольная очередь из атомного
гранатомёта – трахтах-тах! – Мэри Шелли с «Детьми стекольщика».
Случаются и «враждебные поглощения» одних брендов другими. Например, юный
бренд «Матрица» стремится приватизировать сразу несколько соседних: и
«Виртуальную реальность», и «Искусственный интеллект», и «Киберпанка»
(включая «Фантоматику» Лема, брендом так и не ставшую).
– Что можно сказать о перспективах новых прото-брендов?
– Был у фантастики когда-то бренд «Прогресс». Самый простой и самый могучий.
Тем не менее, именно он пал первым... Потому что, как ещё Илья Ильф заметил:
«Вот радио есть, а счастья нет». Не так давно в среде наиболее пытливых
писателей-фантастов заговорили о том, что фантастика способна породить
нечто вроде заменителя религии. Религия, дескать, как носитель великих
позитивных идеалов не вполне справляется, да и коммунизм как её идеологический
заменитель тоже обанкротился. А фантастика, мол, может принять эстафету
и создать позитивный этический – в терминах нашего разговора – бренд.
Но пока с таким брендом туго.
Беседовал Игорь
Сид
См. также интервью на эту тему с Б.
СТРУГАЦКИМ и А.
СКАЛАНДИСОМ
|