ОДИССЕЯ ПОЧЁТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА
Мотивом для путешествия может быть и бегство.
А не только погоня за драконом
Андрей БИТОВ
писатель, Президент Русского ПЕН-Центра
Испокон веков путешествия становились центральным
сюжетом или темой множества мифов, а позже – произведений мирового искусства
и литературы. Чем обусловлен интерес авторов и читателей к этой теме?
Вообще, что такое «литературное путешествие»? Мы беседуем со знаменитым
автором «Книги путешествий», живой легендой русской прозы – и человеком,
о котором известно, что в течение десятков лет он не живёт на одном месте
более нескольких дней...
– Андрей Георгиевич, почему всё-таки – «Книга путешествий»?..
– Прежде всего, это даже не название, а жанр. Путешествие в таком романтическом,
школьном понимании, связанном с радостью познания, а не только в практическом
– преодоление расстояния.
Жанр путешествия я открыл для себя, как форму. Думаю, что ничего, кроме
открытия формы, в моём первом путешествии нет, но форма была найдена самостоятельно
и безукоризненно: одна книга, одна страна.
Потом каждый раз путешествие, которое я писал, становилось не только описанием,
это оказывалось и какой-то новой темой. Форма подсказывалась содержанием,
а не наоборот. Поэтому все путешествия отличаются друг от дружки. И остановила
эту книгу путешествий, по-видимому, именно их жанровая исчерпанность,
а не только конец империи.
И слава Богу, что не всё было написано. Потому что, как правило, если
что-нибудь бывало успешно, то мне предлагали тут же продолжить ряд. «Здорово
вы про Армению написали, давайте про 15 республик!» Или если «Колесо»
удалось, про мотоциклы, то – давайте про все виды спорта! Но не написать
лишнего – это тоже одно из правильных усилий. «И празднословия не дай
душе моей»...
– Мотив литературного путешествия может возникать извне – скажем, поиск
врага, условного дракона. В общем, «квест» – как у Мелвилла в известной
его вещи. Насколько важен встречный стимул для вас?
– Ну, «Моби Дик» – всё-таки морская книга, событийная... У меня, думаю,
обратный случай – побег от врага! Врагом была система, и от неё можно
было убежать в любую сторону. Она была всюду, но ты был наиболее уязвим
там, где живёшь.
Бегство – здоровое стремление. Удрать из прайда... Удрать от семьи!..
На законных причём основаниях, – ведь для меня это бывало всегда одновременно
работой, заработком.
Вообще же, письмо есть освобождение...
Путешествие, пересечение пространства, есть познание и тоже освобождение.
Ты уезжаешь – откуда-то... Как правило, странник, когда покидает место,
недоволен той жизнью, которую он там ведёт, – или точнее, собой. И
вот эта временная свобода, пока он где-нибудь не насидится и ещё чего-нибудь
не... напортит, – она создаёт образ жизни. |
|
Жанр
путешествия – это медитативная литература...
Познание
в движении |
|
– С чего этот образ жизни начинался у вас?
– Наверное, был какой-то импринтинг, впечатление детства... Сразу после
блокады семья переехала сначала на Урал, что мне, впрочем, не понравилось,
а затем в Ташкент, где было интересно. А потом мать каждый год копила
на поездку в летний отпуск, чтобы куда-то меня свозить. Она была путешественником
– мать, которая никогда не побывала за границей. Так что это унаследованное...
О путешествиях я мечтал, как все мальчишки. Моим кумиром был Пржевальский.
Я всё искал его портрет, его не было. В то время, когда был культ Сталина,
у меня был культ Пржевальского. А потом и всех остальных, я всю эту литературу
путешественническую взахлёб читал в детстве. Кстати, писали все они отличным
русским языком, так что это можно считать собственно литературой... Очень
хорошо писал Миклухо-Маклай.
Я был круглым отличником только по географии... А эта немыслимая тяга
– вешать карты над кроватью! Это ангинозное состояние, когда просыпаешься
под оторванным сапогом Новой Зеландии, болит горло, и мечтаешь, что ты
когда-то там будешь...
На географических картах меня возбуждали те места, где было больше коричневого.
Чем больше гор, тем прекраснее. В 49-м году мать привезла меня в Кабарду,
и я впервые увидел горы. Я влюбился в них со всей возможной силой... И
гораздо позже прочитал у Толстого великое описание – что творится с человеком,
когда он впервые видит горы. Альпинизмом нельзя было заниматься до получения
паспорта, но тем не менее я сумел попасть в альплагерь, и был некоторое
время самым молодым альпинистом. И из-за этого даже пошёл в Горный институт
– только из-за слова «горы». Потом это с возрастом отходило, и всё разменялось
на прочую жизнь – на любови, на дружбу, на литературу...
А вначале больше всего хотелось в Тибет. Почему именно в Тибет?.. Необъяснимо.
– Наверное, даже слово «Шамбала» было ещё неизвестно...
– Ничего не было известно. Я знал только, что Пржевальский мечтал достичь
Лхасы, и так её и не достиг. А я был уверен, что достигну. Но тоже не
достиг...
– Никогда ведь не поздно...
– Не думаю. Что нам отпущено, то нам отпущено. Я практически никогда не
добивался никакого маршрута, – как, впрочем, не добивался и никакой женщины...
Видимо, это не в моём характере. Но никогда не позволял себе пропустить
случай, который казался мне значимым для моей судьбы. Это был инстинкт.
Так постепенно сложилось, что больше месяца я ни в одном месте за всю
жизнь не прожил. Я ещё не помню такого времени... Однажды только просидел
сорок дней на Куршской косе – и написал «Пушкинский дом».
А ещё – судьба, связанная с жизнью в двух городах. Питерский человек,
я стал с середины 60-х стал сначала часто бывать в Москве, а потом в 78-м
даже поменял прописку. Ленинградцы мне до сих пор этого не прощают, считая
это изменой, – хотя я провожу в Питере столько же времени, сколько в Москве.
И я думаю, что за один только год я проезжаю по отрезку «Питер – Москва»
окружность земного экватора. И если уж я что заслужил, так звание «почётного
железнодорожника Октябрьской железной дороги». И давно выслужил себе бесплатный
билет – а так, приходится всё время разоряться! (смеётся) В общем, я так
и живу; и судьба поселила меня у двух вокзалов – в Питере у Московского
и в Москве у Ленинградского: нарочно не придумаешь.
– В вашей прозе не заметно выраженного интереса к экзотике – к
тропикам, островам. А в жизни?
– У меня родина, между прочим – остров! В Петербурге есть мой Аптекарский
остров – крошечное пространство... Так что не думаю, что термин «малая
родина» принадлежит только деревенщикам. А тебе как африканцу сообщу,
что моя родина – под пальмой! Потому что – Ботанический сад Петра Великого,
в котором я провёл, наверное, половину школы. Стариннейший парк в Питере,
он имел самую большую пальму в Европе. (Для закрытых помещений, естественно!)
Туда-то и попала бомба. Но её ствол сохраняют до сих пор, как памятник...
Так что моё детство и тропики, я считаю – неразрывны!
Потом только я стал узнавать русскую традицию путешествий – то же пушкинское
«Путешествие в Арзрум», которое когда-то небрежно просмотрел... Это замечательная
совершенно штука. А есть ещё и путевая проза, которая бывает блестящей,
и которой пользовались очень многие писатели. Например, от «Путешествия
в Арзрум» во многом происходят мандельштамовское «Путешествие в Армению».
Путевая проза, где она встречается, как побочный продукт – как, допустим,
у Блока «Молнии искусства», там он едет по Италии – может, в этой её традиции
и Бродского сочинения – про Стамбул и остальное?
Но есть «Письма русского путешественника» Карамзина, «Фрегат «Паллада»
Гончарова, «Остров Сахалин» Чехова... Три абсолютно великие книги. «Письма...»
– для российского общества сыграли невероятную культовую роль. Потому
что впервые показали взгляд русского на Европу.
Вот радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» справедливо считается
книгой дурно написанной, идеологической, выпадает из ряда. Пушкин же написал
– или дописал – гениальную вещь, хотя мало известную: путешествие в обратном
направлении, из Москвы в Петербург. Он берёт с собой в дорогу скучную
книгу, и – пишет навстречу Радищеву!
Но сейчас мало кто занимается путевой прозой... А что меня заинтересовало,
так это эксперименты молодого автора Василия Голованова в плане «культурной
одиссеи»: путешествия по следам Платонова, по следам Толстого. Геопоэтика,
путешествие по следам культуры – возможно, за этим будущее...
Важно, что «путешествие», «книга путешествий» – это не развлекательное
чтение. Иначе это уже приключенческое направление. «Путешествие» – это,
конечно, медитативная литература. Либо вы хотите изучить предмет, либо
вам интересен путешественник, а здесь всё вместе... Познание в движении.
Но надо строго разделять путевую прозу и «путешествия». «Путешествие»
– это законченное произведение. В котором естественные начало и конец:
отъезд, возвращение...
– Но можно предположить, что начинается путешествие ещё дома,
до отправления, – в момент внутренней настройки, предвкушения. Поэт Сергей
Гандлевский признавался, что известное стихотворение про среднеазиатские
экспедиции («Опасен майский укус гюрзы...») написал ещё накануне первого
отъезда...
– Абсолютно нормально! Я сам после первого путешествия, отправляясь в
путь, уже всегда заранее знал, что я напишу. И ехал только за правом это
написать. Как бы за оплодотворением уже сложившегося сюжета... Я говорю
о скрытом сюжете, внутреннем, тайном – без которого не построить никакого
текста, чтобы тот начался чем-то и чем-то кончился... Сюжет ли это мысли,
сюжет ли это пути, сюжет ли это энергии, затраченной на путешествие и
написание... Они, впрочем, переплетаются.
Ведь и пейзаж, он только тогда и получится, когда будет абсолютно внутренне
оправдан состоянием автора.
...Я, кстати, давно думаю: а что в литературе не является путешествием?
Что такое «Мёртвые души», как не путешествие? Совершенно гениальная книга,
и вы её никуда не приткнёте, ни в какой другой жанр.
– Действительно, от портрета к портрету... Тревел по ландшафту
человеческих душ. И этот спор мужиков про колесо в начале поэмы...
– Всё так. Портреты как «станции»... Возможно, главный герой Гоголя и
есть – дорога. А что такое «Двенадцать стульев», как не путешествие? В
конце концов, недаром мы чтём, как основу, как начало для любой европейской
литературы, «Илиаду» и «Одиссею»! Жанр путешествий, как оптимальное развитие,
выходит из «Одиссеи». А из «Илиады» получается всё остальное, вплоть до
современных бандитских боевиков.
Только что меня, кстати, пригласили в международное жюри всемирного конкурса
«Одиссея», направленного на поддержание жанра «тревел». Организует это
берлинский журнал «Lettre international». Первое жюри у нас было, а затем
должны будем в Париже раздать призы – за первый 50000 долларов, между
прочим. Материала шлют очень много. Я обнаружил, что, с моей точки зрения,
уровень наших авторов ещё очень слаб – по форме. В основном это журналистика,
иногда, быть может, самого высокого полёта. То есть – ещё не проза. Не
то дыхание, когда написанное может сохраниться на более долгий срок. Зато
прикосновения разные и интересные – политические, экономические, какие
угодно. Они ведь должны ещё продать проблему. Не тему, не мысль, а проблему!
Может быть, это и ограничивает...
– По логике, главный вопрос путешествия – куда. «Паломничество
в страну Востока», «Путешествие в Лилипутию», «Экспедиция в преисподнюю»...
У Битова же есть подзаголовки или даже заголовки типа «Путешествие из...»
(из СССР, из России) – акцент на вопросе «откуда».
– Мы жили в закрытой стране, оттого, наверное, и приобретало особый смысл
это «из». Но вот в 66 году меня вдруг ни с того ни с сего, сразу, что
для советского было немыслимо, выпускали за границу в командировку – на
месяц в Японию. И в последний момент буквально сняли с трапа... Это стало
травмой надолго.
Так для меня осталась только наша империя.
Но и её – больше чем достаточно! Вот так я и проболтался по её пространствам.
И мне повезло в плане маршрутов: на Высших сценарных курсах вместе
со мной училось по представителю от каждой республики, – притом, как
впоследствии оказалось, выдающемуся... Так все эти республики обрели
для меня каждая своего Вергилия, и я туда ездил, используя возможности
каких-то не слишком тошных командировок. |
|
Пейзаж,
он только тогда и получится, когда будет
абсолютно внутренне оправдан состоянием автора |
|
Я думаю сейчас, это промысел Божий, что меня не пустили
в Японию. А то бы я написал какую-нибудь поверхностную книжку о великой
цивилизации – с восторгом неофита! А потом держался бы, вцепившись, за
эту возможность выезжать... Купился бы каким-то образом! Но мне сразу
дали по сопатке – и я уже ни на что не уповал.
Но и сейчас, что интересно, ангелы меня пускают по планете только от Северного
полярного круга до Северного тропика, который Рака. Вот эту верхушку арбуза,
без шапки, – самую сочную, – я более или менее съел, особенно с тех пор
как разрешили выезжать. Но последние годы я снова стал ездить по нашей
необъятной... Это мне снова стало интереснее. Там – высокая цивилизация
и... какое-то единообразие. А мне интересна жизнь, и жизнь интересна своя...
У нас ведь – жуткое количество Россий! Вот я не был никогда на Таймыре,
но уже знаю по модели: я приеду туда, и окажется, что это – целая отдельная
страна, где есть какие-то свои краеведы, патриоты, традиции...
А что до размеров России – так многие, мне кажется, наши исторические
возмездия происходят от географии. Россия ведь – материк, часть света!
Океан, или что-то подобное. Так что насчёт земли – это сделано в счёт
будущего. Я думаю, что с таким пространством мы обязаны иметь какую-то
очень мощную зелёную программу, и стать действительно землевладельцами
для всего мира. К чему и призывали в начале прошлого века все наши учёные...
(Был ведь и научный Серебряный век.) О чём говорили и Докучаев, и Менделеев,
и Чехов. Леса, почвы – всё это не бесплатная вещь. Когда эту землю – пока
нация была, по Гумилёву, пассионарной – собирали, то могли допереть куда
угодно. И Канада могла быть нашей... Дошли до Калифорнии, обмочили сапоги,
ушли. Недавно заполняю кроссворд, и там хороший вопрос: «самый большой
американский штат». И вдруг понимаю, что даже у Штатов самый большой штат
– Аляска – от нас! (смеётся)
У нас слишком много земли, и за это надо отвечать. Моя идея, что Россия,
как и русский менталитет, – это нечто заготовленное впрок, с Божьего промысла.
Его и надо учитывать, а не только собственную корысть и безграмотность.
У меня недавнее эссе посвящено преждевременности... Россия – не отсталая
страна, а преждевременная. Когда нагонит саму себя – получится что-то
очень замечательное. Всё-таки перспектива есть! Петербург – преждевременный
город, и преждевременный человек – Пётр, и территория преждевременная...
Один только язык работает, как надо. И то достаточно поздно заработал
– в культурном, литературном смысле.
Беседовал Игорь Сид
(Интервью для журнала "Со-ОБщение",
№7-8, июль-август 2006)
|