Андрей
УРИЦКИЙ
Сочинения 1995–97 годов
ПЕШЕХОДЫ
представьте себе открытую
консервную банку откуда последняя килька ушла
под руку с шановним сановником садоводом
дачником одиночником и они лениво шествуют вдоль
прикованных цепями друг к другу металлических
тумб вдоль трамвайных путей вдоль полотна
железной дороги сотканного причудливой арахной
любительницей хрустящего арахиса
укротительницей архаров чьи анархические
привычки и привилегии приводят в ужас пристойно
умытых чистюль в июле и умников в январе
и они проходят мимо
матерящихся матросов мутноглазых мытников
мельтешащих мальков в прогретой солнцем луже где
лыжники жуки плавунцы роящаяся мошкара реющие
стрекозы глянцевые фотоснимки слюдяного лета
и они идут между лысеющих
сосен покрытых броневой корой невесомой между
деревянных деревьев и дровяных сараев
заснеженных улиц с улитками окон коконы
расстояний куколки километров личинки дорог чьи
усталые лица линяют от непосильного ветра чьи
волосы чьи ресницы чьи черты чинны
и они достигают того дня и
той ночи и того утра и того вечера и через три
часа через дорогу через через через обретают как
отлетают в кромешной тьме крошечного кинозала
киноварь которого еще ярче еще пронзительней
проще яснее ясновельможней рожденных
и это последний пункт
* * *
Порез пространства — и
хлынули в мир гигантские гусеницы и мудрые
муравьи, чей дом-муравейник пронизан
переплетением ходов, туннелей и ходиков, и когда
чугунные гирьки плывут вверх, то степень
восходит на пьедестал, а латунная лента рыбака
Мебиуса истекает через секунду, перешагни и
выплыви на простор, усыпанный пожелтевшей хвоей
и прелыми листьями, переползи поле, перебеги
речку, не опоздай, иначе в переплетении ходов,
автострад, улиц, на возвышенностях мостов и
эротических эстакад падеспань и вальс, танго и
рок-н-ролл, твистующие малышки, мышиные норы,
московские чердаки, полные пулеметов, гаубиц и
гортензий — исчезнут в провале, в пороховом дыму,
в следующее мгновение — и только гигантские
гусеницы, мудрые муравьи, малахитовые бабочки,
бетонные мотыльки, муаровые стрекозы,
стеариновые мошки и ласточки в кружевных
оборках, беретиках, чепцах, со спицами в цепких
лапках сплетают ленты, силки, сплетни и сонные
силлогизмы в одну крупноячеистую сеть сна.
ЛЕГЕНДА
градоначальник эмпидокл
фортунатович шанс имел превратить но для этого
было необходимо и заштатный, затрапезный,
задрипанный, заспанный, зассанный где каменная
двурукая фигура на площади перед
государственным зданием с клумбой у входа и
флагом на крыше за спиной а слева дом местной
культуры справа кинематографический театр-сарай
и музей изобразительных искусств об одном зале и
через дорогу в продолжении линии каменного
взгляда рестарация с ночными танцами и блядями
но эмпидокл фортунатович шанс имел несмотря и
только оставалось намотать пейзаж на
музыкальной шкатулки вал чтобы металлические
штырьки мелодически задевали за жестяные
плавники поющего карпа чье отражение в
зеркальной глади и нестройный хор выпадающих из
ресторана, бредущих туда, где выстроились в
вихляющие ряды аккуратные белые хаты, и
попадающих в камышовые заросли с водой по колена
в поисках пропавшего времени часовых дел мастера
на бреющем верхушки вращающихся деревьев полете
но эмпидокл фортунатович шанс имел когда
приземлилась последняя армада и проклюнулся
розовый свет в цветном калейдоскопе кромешных
будней, бутылочных зеленых осколков и белых
облаков над понурыми головами повинившихся
жителей самогонного рая и заблеванных
лесопарков танцплощадок в тени и туманных
перспектив но эмпидокл фортунатович шанс имел
если бы вышли из траншей и двинулись походом по
степям украинским, по лесам белорусским и
финским чащобам шепотом поправляя друг друга а
не то взорвется фейерверком искр и шампанские
вина зальют пространство и вплавь достигнут
бойцы надежного причала, обретут землю под
ногами и выпьют во здравие императора всея руси
малой и белой горячкой закончат поход и имя
ермака золотыми буквами впишут в букварь а
китайцы... а что китайцы? они китайцы. всё.
эмпидокл фортунатович
умер
начинается новый день
ВОЛНЕНИЕ
Занавес поднимается.
Появляется Гервасий.
Гервасий. Парле ву франсэ? (уходит)
Сафрон (выбегает,
взволнованно). Я видел ее, боже мой, я видел ее,
неужели я видел именно ее!? Я не верю себе, не верю,
боже мой, боже! (убегает)
Появляется Гервасий.
Гервасий. Парле ву франсэ? (уходит)
Сафрон (выбегает,
взволнованно). И все-таки я видел ее, она была
там, и я видел ее, а она была там, именно она, и я
видел ее, боже мой, боже мой, неужели! (убегает)
Появляется Гервасий.
Гервасий. Парле ву франсэ? (уходит)
Сафрон (выбегает,
взволнованно). Скоро, скоро я увижу ее, боже мой,
она будет там, и я увижу ее, мне не верится, но я
увижу ее, именно ее, как же так, боже! (убегает)
Появляется Гервасий.
Гервасий. Парле ву франсэ? (уходит)
Занавес опускается.
САМЫЙ КОРОТКИЙ РАССКАЗ О
ТОМ, КАК ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ, ГЛЯДЯ НА СКОЛЬЗЯЩУЮ
СЕКУНДНУЮ СТРЕЛКУ, Я ПОНЯЛ, ЧТО ВСЕ МЫ ПЛЕННИКИ
ГИГАНТСКОГО СОЛЕНОИДА, СТРАННИКИ ВЕТВЯЩИХСЯ
ПЕТЕЛЬ, ПАРАНОИКИ ПРОСТРАНСТВ, ОПУТАННЫХ ЛИПКОЙ
ПАУТИНОЙ КООРДИНАТНЫХ СЕТЕЙ, ЗАПЛУТАВШИЕ
ПУТНИКИ, ПЕРЕПУТАВШИЕ ДЕНЬ-НОЧЬ, БЛЕДНЫЕ
ПАЦИЕНТЫ КЛИНИКИ ЗА КАМЕННЫМ ХОЛОДНЫМ ЗАБОРОМ,
ПОКРЫТЫМ ДИКОРАСТУЩИМ КЛЕМАТИСОМ, ЛИЛОВЫМИ
ГРОЗДЬЯМИ ВИНОГРАДА И СЕРЫМИ ПЯТНАМИ СТАРОСТИ,
ПРОСВЕЧИВАЮЩИМИ СКВОЗЬ НЕПЛОТНЫЙ СЛОЙ РОЗОВОЙ
КРАСКИ, КОТОРОЙ ХВАТИЛО ТОЛЬКО НА ТО, ЧТОБЫ
ПЛЕСНУТЬ НА ЗЕМЛЮ СЕБЕ ПОД НОГИ, ТУДА, ГДЕ
ПЫШНОГОЛОВЫЕ БЕЛЫЕ ПИОНЫ НАПОМИНАЮТ О БЕСПЕЧНОЙ
ДОРОГЕ МЕЖДУ ПОСЛЕДНИМ ДОМОМ И ПРОПЛЫВАЮЩИМ
КОРАБЛЕМ, ВЕСЕЛО ВСПЛЕСКИВАЮЩИМ ПАРУСАМИ, ЯХТОЙ
С КОМАНДОЙ УТОПЛЕННИКОВ И ДУРАКОВ, СОБРАННЫХ
ВМЕСТЕ ПО ВОЛЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ВЕТРА,
ГОСПОДИНА ЭТИХ ГИБЛЫХ МЕСТ, ПРОСТИРАЮЩИХСЯ ОТ
КРАЯ И ДО КРАЯ, ДО КРАЕВ ЗАПОЛНЕННЫХ БЛУЖДАЮЩИМИ
БЕГУНАМИ, НЕСУЩИМИСЯ ПО КРУГУ, ВИТОК ЗА ВИТКОМ,
ПОКА НЕ ВЫКЛЮЧЕН ТОК, ПОКА СВЕТЛО И СУХО, ПОКА НЕ
ПРОГРЫЗЛИ МЫШИ ДЫРЫ В КАРТОННЫХ СТЕНАХ
МАЛИНОВОГО ЗАМКА, И ПОКА НЕ ВЫПАЛ СИЯЮЩИЙ СНЕГ ИЗ
ДРЯХЛЫХ РУК УКРОТИТЕЛЯ.
Трупики тропиков
отупели
* * *
Жило-было это самое
жило-было, текло по жилам, проживало, переживало,
волновалось и всех пережило, передавило,
пережевало и выплюнуло — такое вот оно было
сознательное, чувствительное, такое маленькое
как последовательность из восьми букв, где две
совпадают, и остается четыре, связанных
выстрелом дефиса, неразрывных до самой смерти
внутри алфавита, но слово “вита” улетает
пернатым беглецом сквозь частокол знаков
препинания, запинания и прений в прерии гудящих
ассонансов, аллитераций и внебрачных подкидышей
с разрушенными внутренними связями.
* * *
Я — писатель слов,
говоритель в никуда, летатель на листе, искатель
разностей, ведомый по жизни, заключенный в
коробке, отраженный в стекле, забытый в доме,
вычеркнутый из списка, лежащий без движения,
бегун по кругу, ходун по дороге, кривошип за
штатом, образованный из частей и частностей,
засохшей чаинкой упавший в воду, я — повторитель,
шептун и градожилец, выкрикнут в пустоту
непонятно зачем, поворачиваясь по часовой
стрелке — все-таки куда-то иду.
ОДИН ДЕНЬ
(пьеса)
Занавес поднимается.
На сцене — квартира в
разрезе. Слева кухня, справа комната. В комнате
стоят кровать, телевизор, стол, над столом —
книжные полки. На кровати кто-то лежит. Звенит
будильник. Лежащий приподнимается и резко
садится. Это молодой человек лет 25, на нем черные
сатиновые трусы и застиранная майка, волосы
всклокочены. Он встает, шлепая босыми ногами
уходит вглубь сцены и скрывается за дверью. В
течение 15 минут в зал доносятся характерные
звуки, слышно, как льется и булькает вода. Через 15
минут Молодой человек появляется на кухне. Он
умыт и гладко причесан. Молодой человек
открывает холодильник, берет два яйца и бутылку с
подсолнечным маслом, затем зажигает газ, ставит
на плиту сковородку, наливает в сковородку масло
и разбивает над ней подряд два яйца. Белок с
желтком падают в масло и шкворчат, скорлупу
Молодой человек бросает в стоящее рядом мусорное
ведро. Пока жарится яичница, Молодой человек
зажигает газ во второй конфорке и ставит чайник.
Через 2 минуты Молодой человек выключает газ,
снимает сковородку и перекладывает яичницу на
тарелку, садится и начинает есть. В этот момент
закипает вода в чайнике, чайник пронзительно
свистит. Молодой человек вскакивает, выключает
газ, достает банку с растворимым кофе, насыпает
кофе в чашку и туда же бросает один кусок сахара,
наливает в чашку вскипевшую воду, перемешивает,
садится за стол, доедает яичницу, торопливо
выпивает кофе, встает, складывает тарелку и
сковородку в раковину, заливает водой и уходит в
комнату. В комнате Молодой человек надевает
рубашку, брюки, носки и застилает постель, берет
сумку и уходит. В течение следующих 10 часов
Молодой человек в квартире отсутствует. Зрители
могут оставаться в зале, могут удалиться по своим
делам — в магазин, к врачу или сбегать домой
проведать больного ребенка. Через 10 часов на
сцене вспыхивает свет. В комнату входит Молодой
человек; он бросает сумку в угол, садится на
кровать, снимает рубашку, брюки, носки и остается
в черных сатиновых трусах и застиранной майке,
потом идет на кухню, открывает холодильник, берет
сыр и сливочное масло, идет к столу, отрезает два
куска хлеба и делает бутерброды, оставив сыр с
маслом на столе, берет бутерброды и идет в
комнату; в комнате Молодой человек достает из
сумки жестяную банку с пивом, включает телевизор
и садится на кровать. По телевизору показывают
футбол. В течение 30 минут Молодой человек ест
бутерброды, пьет пиво, время от времени
выкрикивая: “ну ты даешь”, “мазила”, “ух ты”,
“молодец”, “сука”. По окончании первого тайма
Молодой человек идет на кухню, убирает сыр и
масло в холодильник, моет тарелку и сковородку,
потом возвращается в комнату, достает вторую
банку с пивом, открывает, садится на кровать и
пьет пиво, уже никак не реагируя на происходящее
на экране. Через 20 минут Молодой человек уходит
вглубь сцены и скрывается за дверью, откуда в зал
доносятся характерные звуки и ухающий шум
спускаемой воды. Вернувшись в комнату Молодой
человек подходит к телевизору и переключает с
программы на программу, затем выключает
телевизор, берет с полки книгу и ложится на
кровать. В течение 1 часа 10 минут Молодой человек
лежит на кровати и читает. Звенит телефонный
звонок. Молодой человек встает и выходит из
комнаты. В течение 35 минут из-за стены слышится
его приглушенный голос, смех и выкрики: “да ты
что”, “ну ты даешь”, “сука”, других слов
разобрать невозможно. Через 35 минут Молодой
человек входит в комнату, ложится на кровать и
лежа читает в течение 20 минут, затем встает,
включает телевизор, садится на кровать и в
течение 1 часа 30 минут смотрит новости и вечерний
сериал. Через 1 час 30 минут Молодой человек
встает, выключает телевизор, идет вглубь сцены и
скрывается за дверью, откуда в зал в течение 15
минут доносятся характерные звуки и шум льющейся
воды. Через 15 минут Молодой человек возвращается
в комнату, стягивает с кровати покрывало и
забирается под одеяло. Гаснет свет. Через 10 минут
Молодой человек начинает мерно похрапывать.
Ровно в полночь занавес опускается.
СЛУЧАЙНАЯ ПЬЕСА
Занавес поднимается. На
сцену выходит Пырск.
Пырск. Пырск! Пырск? Пырск?!
Пырск!! Пырск...
Пырск уходит.
Занавес опускается.
Зрители в зале терпеливо сидят, ожидая
продолжения спектакля.
ПЬЕСА № 335
Занавес поднимается.
Занавес опускается.
Занавес поднимается.
Занавес опускается.
Занавес поднимается.
Занавес опускается.
Занавес поднимается.
Занавес опускается.
Занавес поднимается.
Занавес опускается.
Занавес поднимается.
Занавес опускается.
Занавес поднимается.
Зрители, недоумевая, сидят
в зале.
Занавес опускается.
ЗАПИСКА
Какой тяжелый густой
воздух! — пропахший потом и смертью, но смерть
это просто слово, потому что у меня нет опыта
смерти, опыта ухода в пустое ничто, иногда
именуемое тем светом, а если там
существует свет, то смерть это просто слово, ведь
никто из живущих не видел сумеречного мерцания, и
перед нами всего лишь одно из многочисленных
полупрозрачных слов: синее “с”, мутное “м”,
ершистое “е”, рыдающее “р”, тусклое “т”, и
только мягкий, как свежескошенная трава, знак не
имеет свойств, запахов, качеств — как смерть.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ
Тело распадается как
вселенная, разбегается во все стороны, как
тропинки в лесу. Вот летят вдоль земли ахиллесовы
сухожилия, улепетывая от стрел зубастых. Вот
устремились в зенит лучевые кости, звонкие
трубки грядущего дня. Вот свернулся в клубок
желудок и катится вслед желудочкам, а сердце
хлопает клапанами в поисках нержавеющего
цилиндра, под которым спряталась блестящая
лысина с рыжим волос венчиком. Сонная артерия
уютно устроилась в мягком кресле и дремлет,
похрапывая и сопя. Разноцветные кровяные шарики
играют в биллиард, где в роли стола брюшина, а
звонкий позвоночник изображает кий, отвердев до
неузнаваемости. Двуглавая мышца спорит сама с
собой. Маршируют упрямые фаланги, постукивая
костяшками и пощелкивая ногтями. Тайной покрыто
бытие курятника между ног. Лоб и лобок, сын его,
страдают в разлуке, не могут найти друг друга.
Ушные раковины уплыли в моря. Северный ветер
продувает гортань и свистит в носу. Всюду разор и
тщета, везде суета и падение нравов с высоты
собственного роста, и только солнечное сплетение
греет и согревает, светит и расцветает, сотнями
нитей окутывая пространство, и держится, и
держит, и висит в центре всего.
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Надо писать короткие
тексты — на две-три странички, в две-три фразы, в
два-три слова — чтобы внимание читателя не
рассеивалось, чтобы читатель оставался
сосредоточенным, как свинец кастета, потому что
рассеянный читатель распадается на миллиарды
корпускул, и каждая летит своим путем, и нет
читателя более, и только волны света проходят
сквозь прозрачные страницы, рассеиваясь на
волосяных буквах, и, падая зернами в землю,
всходят весной по лестнице вверх на смотровую
площадку городской башни, откуда открывается
чудесный вид на долины, горы, ручьи и моря, и
закрывается последняя страница прочитанной
книги, и поэтому желательно не писать вообще.
|