Даур ЗАНТАРИЯ
Носферату
по имени история
В среднерусском городе
с золотыми куполами я зашел в местный музей, как
раз под золотыми куполами расположенный. Был то
ли выходной, то ли санитарный день: попасть-то в
музей я попал, но экскурсоводов не было, только
смотрительница. На все вопросы она отвечала
неохотно и односложно, хотя, как правило,
смотрительницы все знают, потому что в день по
несколько раз слышат экскурсионные тексты. Такая
молчаливо-инертная смотрительница музея могла
быть в России и только в России, чья история по
советской традиции - это история СССР. А то и
наоборот.
Я улыбнулся в душе,
представив, что так же повела бы себя
смотрительница в закавказском каком-нибудь
музее (или же прибалтийском). Что упустила бы
жертву, которая сама попала в западню. Да там не
только смотрительница, для которой обрабатывать
залетных и приобщать к истории своего народа -
внеслужебная обязанность, этакий священный долг.
Там каждый обыватель тебе такое расскажет, из
таких специальных трудов процитирует... в общем,
кому это неизвестно. Потому что на Кавказе плен
Клио особенно силен. Я даже писал как-то, что на
Кавказе войны начинают не вожди, как в
Афганистане, и не полковники, как в Латинской
Америке, а историки.
Фальсификация.
В бывшем Союзе, уж
поверьте, самый высокий процент людей,
интересующихся древностью. И знающих, что такое
“фальсификация”. В фальсификации истории
обычно упрекают историков соседнего народа,
своим то же самое прощая.
Нигде в мире, наверное,
минувшее не было так переработано, как в
Советском Союзе, и нигде история не оказывала
такого сильного влияния не только на сознание
людей и на их образ жизни, но и на формы местного
самоуправления. Воистину советский человек жил,
отягощенный своей историей.
То, что повсюду
считается делом узкого круга специалистов, в
наших союзных республиках все обсуждали, как
футбол. Историк занимал в обществе место, то ли
среднее между жрецом и дипломатом, а также
иллюзионистом, то ли синтез того и другого, а
также третьего, поскольку профеессии жреца и
дипломата в известной мере присущи черты
иллюзиониста.
От историка требовали
не делать открытия, а озвучивать настроение масс.
Ради этого массы готовы были даже взять историка
на содержание, что делало его в некотором роде
свободным от государства.
Грабить содержимое
могильников было делом подсудным, а содержание
манускриптов - нет. От историка требовалось не
только изучить прошлое, но и так его подать, чтобы
выводы его соответствовали требованию
моментума.
Конечно же, гордиться
своей историей и тем более изучать ее в школах -
такая привелегия дана была немногим. Если из
истории Армении, или Грузии, было известно много
романтического, то из украинской знали только из
Пушкина, что в таком-то году полтавский князь
Кочубей совершил патриотический поступок:
сгонял к Петру хлопца, пообещав ему за услугу в
жены свою дочь, с доносом в шапке на
Иван-Степаныча Мазапу - на своего гетьмана, на
друга юношеских баталий, на зятя своего!
Этнист вместо
интернационалиста(переделать).
СССР строился людьми,
которые искренне верили, что нации и народы, по
крайней мере в землях, куда уже успела докатиться
мировая революция, доживают свой век. И потому
каждая из бывших царских провинций, которые
перед образованием СССР были независимыми и
озирались по сторонам, получили внутри СССР тот
статус, какой они пожелали. А регионы, которые
входили в них в моментум образования Союза, стали
автономиями. Таким образом было создано и
узаконено вассальное деление народов, о чем
вожди изначально вряд ли догадывались. Например
сравнительно небольшая Грузинская ССР не только
вбирала в себя в качестве автономных абхазов и
осетин, но и внутри имела два народа (сванский и
мингрельский), язык и культура которых близки
грузинскому, но не более, чем молдавский
итальянскому. Зато, пытаясь из соображений
этнизма доказать, что название городов и рек
Абхазии (Осетии) суть не абхазские (осетинские), а
грузинские, плуты-историки пользовались сразу
услугами трех языков. А народ с одной стороны
согласно кивал, с другой исходил бессильной
яростью.
Народы союзных
республик видели себя поставленными в
полождение второсортных. Но и были третьесортные
народы, имевшие автономные республики;
четверосортные, имевшие автономные области;
пятисортные - национальные округа; шестисортные,
не имевшие ничего, кроме анекдотов о себе, где они
говорили “однако”; и наконец седьмой сорт:
крымские татары, турки-месхи и немцы Поволжья,
которые нынче, с распадом СССР, могут
рассчитывать на повышение сортности до шестого,
как утешение за утраченные очаги.
Но к этому времени СССР
как государство, постепенно твердея, уже стало
таким, что для любой реформы в нем надо было
долбить железобетон. И потому сюзерены и не могли
мечтать о понимании наверху Но актуальность
вопроса осталась. В союзных республиках, имевших
автономии (это касается только республик,
имевших автономии, потому что те. кто их не имел,
зачастую сами оказывались в положении автономий,
не исключая Украины и Белоруссии), латентно
развился этнизм, в отличие от национализма
настоянный не на государственно-гражданских
понятиях, а на биологической общности людей,
принадлежащих одному этносу или нескольким, чье
родство доказано историками. Не следует
смешивать этнизм с нацизмом не только потому, что
в нынешней ситуации центробежных настроений в
СНГ это вызовет много шуму, но еще и потому. что,
опять же, этнизм “встает на плечи” не
национальн-социалистической. а
национально-демократической идеологии. Этнизм
берет у западной демократии, как ему
представляется, ее рациональное зерно,
отбрасывая капиталистическую шелуху, подобно
тому. как поступал в обществоведении Маркс с
учением Гегеля. И представители бывшиих союзных,
добившиеся независимости на волне этнизма,
смогут понести эту идею в мир.
Этнизм правящей
верхушки был умеренным, его крайние формы
заглушались и загонялись в стены научных
институтов и тех же музеев. Но в народе этнизм был
популярен: интернационализм декларировался,
этнизмом жили.
Вряд ли даже Сахаров и
Солженицын догадывались изначально, что
коммунисты выставят во флагмане perestroika & glasnost
этнизм, только переодетый в демократические
одёжки. Что вместо того, чтобы объединиться в
устремлении к забрезжившей свободе, народы
начнут выяснять счеты друг с другом. Но разговор
об этнизме - разговор долгий, к которому автор
этих срок готов, но ему не хочется томить
читателя. настроенного на рычащее появление
вампира, как было обещано в заглавии.
Курганы и прокуроры.
Все началось с того, что
в 20-30 годы называлось “коренизацией”, а попросту
подбором национальных кадров. Тут и превратилась
Клио в арбитра при распределении благ, то есть
при рассаживании бюрократии. Свой чиновник,
чиновник-родственничек всегда много значит в
централизованном госудрастве. Государство
изначально воспринимается как зло, а не иначе и
потому человек озабочен не соблюдением своих
прав, а смягчением перманентного наказания.
Снова восстанавливаются общинные отношения, где
индивидуальность позволена только в форме
эпических. позволенных чудаачеств. И то общество,
в котором лучше сохранился или воссоздан
первобытно-общинный уклад, лучше выживало и
лучше жило.
Чиновник изначально
выбирается из местных, из среды, чтобы, зная
среду, лучше проводил имперскую политику на
месте. Народ об этом догадывается, как и о том,
что, как следствие, от него, чиновника то есть, в
глобальном смысле толку мало, но порадеть
родному человечку он может. Потому что народ,
внутренне не воспринимая имперский закон,
считая, повторяем, его чуждым и только карающим,
на бытовом уровне находится с ним в постоянном
конфликте и норовит от него укрыться или
откупиться. Тут и нужен свой чиновник-этнист.
Проступки одни и те же, кара одна и та же
-откупается каждый у своего. От прокурора
требовалось не знание и соблюдение закона, а то,
чтобы он был свой.
И на всяких хлебных
местах хотелось своего же. И тут работала
история. Кто будет по национальности директор
таксопарка оказывалось в прямой зависимости от
того, какого рода упряжь была найдена на том или
ином кургане. Герои и царицы прошлого, чьи голоса
глушило время, как Советы глушили Би-би-си,
заполнили жизнь современников своими тенями,
просачиваясь, как вампиры.
Две аварские мудрости.
Расул Гамзатов сказал
слова, ныне ставшие народной пословицей: “Если
ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее
выстрелит в тебя из пушки”. Конечно же, надо
гордиться своим прошлым. А если твой край еще
заманчив для туристов, то на проценты от развалин
и смиренных кладбищ можно безбедно жить. Но в
Советском Союзе муза Клио выполняла совершенно
иные функции, прошу прощения за невольную
игривость тона.
А другой аварец, миннац
Рамазан Абдулатипов, тоже произнес такое, что
могло бы пойти в надпись на некоем кинжале:
“Народы гордятся героями и поэтами, вышедшими из
их среды, но умалчивают о том, каких негодяев они
взрастили”.
А то в бывших союзных,
наконец освободившихся от советской цензуры, по
инерции этнизма такое о себе написали и такому
обучают юное поколение, что в новых условиях,
когда принцип распределения должностей уже
другой, это вливание энергии гордыни в жилы нации
не принесёт ничего нового, кроме воскрешения
новых Дракул.
|