Сергей
ЗАВЬЯЛОВ: "ЗАВТРА МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ ПРОСНУТЬСЯ
МОРДВИНАМИ"
Интервью для газеты
"Лига наций" №8(9), 7 апреля 2000
– Недавно во
Львове, когда мы, как всегда, завелись на
национальные темы и что-то заговорили о Мордовии,
я говорю собеседнику, редактору
культурологического журнала: “А мы, между
прочим, знаем “мордовского царя”, он в Питере
живёт”. “Это поэт Сергей Завьялов, что ли?”, –
угадал собеседник. Представляешь, такое точное
узнавание.
– Ну, корни этой
легенды в том, что мои предки действительно из
царского места – древней столицы Арзамаса
(Эрзямаса), района, который был центром
мордовской полуудавшейся – полунеудавшейся в 13
веке при инязоре (царе) Пургазе
государственности, района, сопротивлявшегося
христианизации дольше других (последнее
восстание совпало с наполеоновской войной) и
одновременно – района, лидирующего в
русифицированности и уже в середине 19 века
практически перешедшего на русский язык
(этническая группа терюхан).
– И кто твой народ?
– В последней
переписи населения чуть больше одного миллиона
человек заявили о своей принадлежности к
мордовскому народу. Из них одна половина живёт на
своей этнической родине (Республика Мордовия,
Пензенская область, юг Нижегородской области,
запад Симбирской, юго-запад Чувашии), другая –
составляет диаспору, сформировавшуюся в
основном в 16-17 веках в результате русской
колонизации. В самой Мордовской республике это
два слабоконсолидированных племени – эрзя и
мокша – говорящие на взаимослабопонимаемых
диалектах, живущие в сёлах по разные стороны реки
Инсар.
– В своих стихах
ты часто упоминаешь и о других восточно-финнских
народах – коми, удмуртах, марийцах...
– Да потому что у нас
– одна этническая судьба, во многом сходные
демографические процессы, в каком-то смысле –
единый статус внутри российского государства. И
всё это очень мало похоже на то, что происходит в
других регионах России. В отношении этой большой
территории, включающей четыре страны – Мордовию,
Марий Эл, Удмуртию и Коми – лежащих к востоку от
Москвы и вплоть до Урала, мне представляется
актуальным изменение модели национального
самосознания с “или – или” на “и – и”.
Этнические процессы, протекавшие здесь в
последние три четверти века, приблизили их к
“кельтской модели”, т.е. метисизации и в
значительной мере потере национального языка, с
одной стороны, и пробуждению национального
самосознания, с другой. Здесь актуально не "или
русский, или мордовский", а "и русский и
мордовский". Наш опыт приглашает к пересмотру
самого понятия “этнос”, сдвинуть акцент с
расового и языкового аспектов на
идентификационный, то есть понимать этнос как
более зыбкое, непостоянное, переменчивое, почти
интимное. Он требует “новой искренности”.
– Политологи
утверждают, что именно этот регион – одна из
наиболее спокойных российских национальных
провинций. А ты описываешь существование региона
в явно кризисных этнопонятиях. Насколько это
справедливо?
– Говоря о
спокойствии финно-угорского региона, обычно
невольно подменяют описание сравнением.
Конкретно – сравнением с Кавказом. Да, здесь всё
другое. И модель этноса иная. И иное прошлое. Но
иной драматизм не есть отсутствие драматизма.
Если на Кавказе мы сталкиваемся с абсолютизацией
этноса, то здесь придётся отказаться от простой
линейности, как отказалась от неё геометрия и
физика. Здесь иной уровень сложности.
– В чём эта
сложность?
– Регион ранее всех
других оказался в поле русской этнической и
государственной экспансии (Коми и Мордовия в 13
веке, Удмуртия и Мари – в 16-м). 700 лет – слишком
большой срок для актуальности плоскостной
картины. В 17 веке уже две трети населения
Мордовии стало русскоязычным. Но далее этот
процесс не шёл по привычной ассимиляционной
схеме. Здесь сыграло свою роль прежде всего
различие в ментальности и культурной модели мира
у финно-угров и славян. Повторилось то же, что
было на Британских островах. Лингвацид (гибель
языка) не повёл за собой этноцид (гибель этноса) .
Мало того, после создания в 1934 году Мордовской
АССР процессы пошли во многом в обратную сторону.
Сейчас в Мордовской республике так же, как и 300
лет назад, треть населения говорит на мордовских
диалектах и имеет мордовские паспорта. Но две
трети русских перестали быть русскими из-за того,
что эрос, как ему и положено, выше этноса: сейчас в
городах и районных центрах республики
практически невозможно встретить
моноэтнические семьи. Русские остались в глухих
деревнях, и это – в основном лица преклонного
возраста. Иными словами, население
метисизировалось.
– Не хочешь ли ты
сказать, что мордовский сепаратизм невозможен?
– В демократической
стране с федеративным устройством – да,
невозможен. Но в стране, где систематически
звучат речи о богоносности, исключительности и
избранности русских?..
– Есть ли у тебя
культурологический прогноз для своей страны?
– Я думаю, что в
финно-угорском регионе в ближайшее десятилетие
повторится латиноамериканский вариант рубежа
18-19 веков. Возникнут новые нации. Да в сущности
уже возникли. Этнические эрзя и мокша, равно как и
русские, отойдут на этническую обочину подобно
лесным индейцам Перу или Эквадора. Возникнут
новые метисные нации с русским языком, но не
русским (хотя и не вполне эрзянско-моршанским и
проч.) самосознанием. Так что останется ждать
только Боливара (смеётся).
– Как ты думаешь,
так ли, как и ты, представляет себе будущее своего
народа мордовский президент Меркушкин?
– У этого вопроса
есть предыстория. Первый демократический
президент страны Гуслянников прославился
предложением преобразовать республику в
Саранскую область. Парадоксально, но ставленник
номенклатуры Меркушкин оказался лучшим
выразителем национального духа, чем его
либеральный предшественник. Но надо иметь в виду,
что Меркушкин – мокша, а это в республике
неминуемо влечёт за собой определённые
ассоциации. В советские годы, грубо говоря,
номенклатура рекрутировалась из мокши,
интеллектуалы – из эрзи. Из этого логически
следует, что очередным президентом должен быть
метис, или русскоязычный терюханин с русским
паспортом т.е. я (смеётся).
– Раз уж ты такой
записной носитель современного мордовского
менталитета, расскажи, какие вещи живо задевают
твоё национальное самосознание?
– Как бытовой
мордвин, я постоянно болезненно реагирую на
некоторые русские поведенческие стереотипы.
Например, помню из детства реплики русских
старушек в одном из мордовских райцентров:
“Пятьдесят лет советской власти, а
по-человечески говорить не научились”. Тогда я
начинал горячо ёрзать на стуле. Но и даже не как
бытовой мордвин, я раздражаюсь, когда читаю в
учебнике по истории (уже теперешнем) параграф о
300-летнем монголо-татарском иге на Руси и не
нахожу симметричного параграфа о 500-летнем
“русском иге” в Татарстане. Вообще всякие
разговоры о малых нациях, зоологический интерес
к национальности собеседника меня, естественно,
возмущают.
– Я слышала такую
песенку: “О великая Суоми – от Урала до Днепра”.
Что ты можешь сказать о проекте воссоздания
Великой Финляндии?
– Финляндия
действительно показала нам удивительный пример
успевания на давно ушедший поезд. Страна,
лишённая в середине 19 века национального языка,
государственности, выразившейся в произведениях
искусства картины мира, она превратилась в один
из центров мирового художественного авангарда.
Во многом задала тон архитектуре 20 века.
Возродила язык. Сейчас Финляндия взяла на себя
обучение студентов из наших республик – в
сущности, создание национальной интеллигенции. И
в этом смысле Великая Финляндия уже
воссоздалась. Кроме того, Финляндия с её упорной
борьбой во время зимней кампании 1939-40 гг.
реабилитировала героическое начало в
финно-угорской ментальности, избавила нас от
комплексов национальной неполноценности.
– Ты постоянно
говоришь о финно-угорском регионе, но известна
горячая конкурентность между народами. Много ли
у них общего и в чём специфика твоей Мордовии?
– Финно-угры между
собой не бОльшие родственники, чем греки,
немцы, славяне и иранцы внутри индо-европейской
семьи. Мордовская особенность – в пограничии с
народами Великой Степи. Мы – единственная
финно-угорская страна, лежащая в чернозёмной
полосе. Огромные сёла, напоминающие своими
размерами казацкие станицы. Сегодня в Мордовии
практически нет населённых пунктов с населением
меньше 1000 человек. Вся наша лексика, связанная с
металлообработкой, заимствована у скифов.
Гипертрофированный в традиционных общинах культ
мёда, иные породы “мировых древ”. Мы отличаемся
от наших родственников так же, как мордовское
пуре (медовая водка) – от пива Калевалы.
– Во всех
переписях населения последних десятилетий мы
видим постоянное снижение численности мордвы в
России. Прокомментируй, пожалуйста.
– Первая причина
сокращения количества “мордовских паспортов” и
соответствующих ответов в переписанных бланках
– мордовская диаспора. Она возникла как ответ на
завоевание страны в 16 веке. Национальная
мифология связывает её с последним инязором
Тюштяном. По легенде, чтобы не оставаться под
русскими, Тюштян увёл “настоящих” мордвинов на
Тёплое море. Поразительно то, что сами теперешние
эрзяне и мокшане, не считают себя мордвинами. В
этом, безусловно, проявляется отзвук страшной
трагедии, разыгравшейся в те времена. В
реальности же из миллиона “паспортных”
мордвинов 700 тысяч проживают за пределами
республики. В основном – в Заволжье, на
территории, которая колонизировалась совместно
русскими, казаками, чувашами и финно-уграми после
ликвидации татарских ханств. Другая причина – в
беспрецедентном распространении
межнациональных браков, по законам советской
ментальности не могущих иметь “нерусских”
детей.
– Как относятся
мордвины к отмене графы “национальность” в
новом паспорте?
– Нормально. Потому
что в наших условиях эта графа ничего реального
не отображает.
– Твоя
предвыборная платформа?
– Для того чтобы
общество могло нормально функционировать (в том
числе проводить например, экономические реформы)
нужно согласие его членов по фундаментальным
вопросам. Главнейшим вопросом в полиэтничной
стране является национальный. Мы завтра все
должны проснуться мордвинами. Не эрзянами, не
мокшанами, не (избави бог) русскими, не мишарями
(татароязычная группа населения), а мордвинами –
по месту рождения и судьбе.
Это повлечёт за собой
иное отношение к языку. Не как к средству
социальной коммуникации, – это в обозримом
будущем останется за русским языком, – а как
символу нации. Картине придаст пикантность то,
что язык ещё предстоит создать и во многом
искусственным образом, во-первых на базе двух
младописьменных диалектов (на них в советские
годы выходило по одному тоненькому журналу и по
одной газетке, а также по 4-5 книжек
художественной литературы в год), во-вторых на
базе прафиннских корней нужно восстановить
утраченные пласты лексики, в-третьих
интернациональную лексику грамматически
дерусифицировать, приблизив к греко-латинскому
оригиналу.
Это в целом повысит
общественное внимание к гуманитарным проблемам,
к конкретному человеку. Это немыслимо без
регулирующей роли государства, без
определённого градуса социализма.
– Но это немыслимо
и без либерализма.
– Нерешённость
национальной проблемы приведёт к тому, к чему
приводит всегда и везде, и что я из благочестия не
хочу произносить вслух. Не через десять лет – так
через двадцать, не через двадцать – так через
тридцать. В результате чего любые экономические
храмы будут превращены в руины, а их прихожане –
в озверевших психопатов.
Беседовала Анна
БРАЖКИНА |