Крымский клуб

 

Проекты


"СПА" (Современная Поэзия от Авторов)

 Аудиоантология новой русской поэзии в авторском исполнении

Выпуск 1.   ОБ АВТОРАХ


Е. Бунимович, С. Гандлевский, Н. Звягинцев, Т. Кибиров, Д. Кузьмин, В. Куллэ, И. Лёвшин, С. Литвак, М. Максимова, Д.А. Пригов, А. Родионов, Л. Рубинштейн, А. Русс, Е. Сабуров, И. Сид.

Дизайн обложки


Евгений БУНИМОВИЧ

Поэт, педагог, культуртрегер, политик. Родился в 1954 г.

Преподаватель математики в школе, автор школьных учебников, Заслуженный учитель России, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, кавалер медали К.Д.Ушинского – высшей награды Министерства образования РФ, кавалер французского ордена Академических пальмовых ветвей. Депутат Московской городской Думы многих созывов, основатель (1999) и бессменный куратор всемирного Бьеннале Поэтов в Москве. В 1980-х – 1990-х годах – один из лидеров московского клуба «ПОЭЗИЯ».

Поэзию Евгения Бунимовича отличают ироничность и психологизм, внимание к острым проблемам современности, отсутствие пафоса и ровная стоическая интонация, формальное следование некоторым авангардным традициям 1920-х – 1960-х годов. Не чуждый конкретизму и предметности, порой даже плакатности, в своих экзистенциальных поисках Бунимович прорывается к фундаментальным этическим и метафизическим константам.
Живёт в Москве.



 
Сергей ГАНДЛЕВСКИЙ

Поэт, прозаик, эссеист. Родился в 1952 г.

Филолог по образованию, работал школьным учителем, экскурсоводом, рабочим сцены, ночным сторожем; в настоящее время сотрудник журнала «Иностранная литература». В 70-е гг. входил в поэтическую группу «Московское время». Лауреат премии "Анти-Букер" (1996), премии "Северная Пальмира" (2000), премии "Малый Букер" (1996), премии им. Аполлона Григорьева (2002), литературной премии журнала "Знамя" (2007).

Работая преимущественно в самых традиционных стихотворных формах, Гандлевский выражает в своём творчестве (направленность которого он сам определяет как “критический сентиментализм”) миросозерцание русского интеллигента, со всеми его особенностями и затруднениями – самоиронией и депрессивностью; немотивированным чувством вины перед простым народом и непреодолимой склонностью к резонёрству; дистанцированием от государственно-политических реалий и пронзительным ощущением истории, творящейся с ним и вокруг; наконец, неприкрытым отвращением к самому себе...
Живёт в Москве.



 
Николай ЗВЯГИНЦЕВ

Поэт. Родился в 1967 году.

Архитектор по образованию, занимается графическим дизайном в сфере рекламы. Участник (вместе с Андреем Поляковым, Михаилом Лаптевым, Марией Максимовой и Игорем Сидом) крымско-московской поэтической группы "Полуостров".

Поэзия Звягинцева являет собой редчайший случай органичного соединения и развития отдельных элементов творчества обэриутов и раннего Бориса Пастернака. Работа дизайнера и глубокое знание наследия мирового изобразительного искусства, очевидно, и задают калейдоскопическую пестроту и взаимопроникновение зрительных образов в произведениях Звягинцева, характерную текучесть, клиповость визуального ряда. Архитектура же, как базовое ремесло, связанное с масонской традицией, играет у Звягинцева роль эфемерной несущей конструкции, на которую надстраивается лингвистическое тело текста; в этом плане особенно любопытен эзотерический цикл, посвящённый станциям московского метро. С другой стороны, некоторые критики усматривают у этого автора подчёркнутую «инфантильность» восприятия. Эта гипнотическая «оптика расширенных зрачков» преломляет предметы и явления, делая их детали предельно выпуклыми, заслоняющими целое, – как в фасеточном зрении некоторых мелких существ...
Живёт в Москве.




Тимур КИБИРОВ

Поэт. Родился в 1955 году.

По образованию педагог. Работает в области масс-медиа – журналистом, райтером, редактором. Лауреат Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (1993), премии журналов "Знамя" (1994) и "Арион" (1996), "Анти-Букер" (1997), "Северная Пальмира" (1997), "Поэт" (2008).

Тимур Кибиров, завороживший свою, поначалу совершенно элитарную, аудиторию мощным новым поэтическим голосом, чьи интонации позволяли говорить о наследовании, – как ни странно, минуя весь XX век – напрямую стихотворных традиций века XIX-го, интересен в том числе и той эволюцией «обратной хронологии», которую претерпел за последние два десятилетия. Это развитие можно приблизительно, сильно упрощая, описать как движение от Пушкина и Баркова (прекрасная простота, жизнеутверждающая брутальность) назад к Державину и Кантемиру (пророчествующее косноязычие, поиск нравственных формул) и, возможно, ещё дальше, к забытым церковным авторам Средневековья. Автор, формировавшийся фактически в среде московского концептуализма, демонстрирующего отказ от декларативности и светскость, идёт сегодня на риск утверждать своё понимание морали и истины, в том числе религиозной – «даже / Под страхом оказаться чужим / Веку сему»...
Живёт в Москве.



 
Дмитрий КУЗЬМИН

Поэт, литературный критик, переводчик, литературовед, издатель. Родился в 1968 году.

Кандидат филологических наук. Главный редактор издательства "АРГО-РИСК", основатель Союза молодых литераторов "Вавилон" (1988), куратор множества литературных проектов, один из ведущих экспертов по современной русской поэзии, первооткрыватель и первопубликатор огромного количества новых авторов. Лауреат VI фестиваля свободного стиха (1995), премии журнала поэзии «Арион» (1998, премии Андрея Белого (2002) в номинации "За заслуги перед литературой".

Представитель редкой в русской поэзии традиции «объективной школы», которая сложилась в 1930-е годы в США и характеризуется стремлением к акцентированной репортажности, «правдивости», – с применением, как правило, сдержанного, скупо орнаментированного верлибра, местами как бы восходящего к хемингуэевской идее «телеграфного стиля». Активно разрабатывая психологическую проблематику приватного, обострённо чувствительного и ранимого существования (включая мотивы однополой любви), Дмитрий Кузьмин стал при этом одним из первых, кто рискнул вернуть в отечественную поэзию гражданственное высказывание, дискредитировавшее себя в течении советской эпохи и, казалось бы, лишённое с тех пор эстетической значимости.
Живёт в Москве.




Виктор КУЛЛЭ

Поэт, переводчик, филолог, редактор. Родился в1962 году.

Публикатор, исследователь и библиограф Иосифа Бродского, автор первой в России диссертации о нём. Возглавлял журнал «Литературное Обозрение» в поздний период существования, впечатляюще модернизировав и актуализировав это издание, ставшее к моменту его прихода вполне консервативным. Несмотря на высокую оценку знатоками и ценителями его собственной поэзии, печатается редко и гораздо больше известен как публикатор и промоутер многих других авторов.

В своём подлинно филологичном (в греческом смысле этого слова) стихотворчестве Виктор Куллэ наследует Бродскому и поэтам так называемой «Ленинградской школы» 60-х – 80-х, однако большое влияние на него оказали и переводимые им англоамериканские авторы, и современные московские поэты, от Сергея Гандлевского и Тимура Кибирова до представителей романтического концептуализма. Лирический герой Куллэ – человек с трагическим мироощущением «жизни после великой эпохи», безостановочно ностальгирующий по временам молодости и мёртвым кумирам; не случайно в его личной мифологии важное место занимает образ палимпсеста – творения, написанного поверх какого-то стёртого, погибшего, забытого текста...
Живёт в Петербурге и Москве.




Игорь ЛЁВШИН

Поэт, прозаик, драматург, рэп-текстовик и исполнитель. Родился в 1958 году.

Работает журналистом, редактором в разных, зачастую инновационных медиапроектах.

Лёвшин – один из креативнейших современных русских писателей, каждым циклом стихов или рассказов, пьесой или рок-оперой предъявляющий результаты очередного небезопасного опыта, апробацию новой поэтики. Свой интерес ко всем жанрам и направлениям одновременно он вооружает широким арсеналом псевдонимов и литературных масок, – наиболее правдоподобные из которых так и остаются публикой не раскрытыми... Экспериментирует Лёвшин в области не только и не столько формы, сколько содержания текста; в его произведениях имитируются, шаржируются, сталкиваются и гибридизируются такие не связанные между собой явления и дискурсы, как например религиозная исповедь и контекстная реклама, языческое камлание и исследование поведения кошек. Внешне наследуя макабрическим линиям в творчестве Юрия Мамлеева и Владимира Сорокина, Лёвшин в то же время как в поэзии, так и в прозе тихой сапой развивает линию мифо- и миротворящего абсурда, привитую русской словесности Даниилом Хармсом и членами объединения ОБЭРИУ.
Живёт в Москве.




Света ЛИТВАК

Поэт, прозаик, художник-живописец и акционист. Родилась в 1959 году.

По образованию художник, работала декоратором, преподавателем. Основатель и куратор, совместно с классиком русского постмодернизма Николаем Байтовым, московского Клуба литературного перформанса. Автор-режиссёр множества перформансов и хэппенингов, проведённых в рамках Клуба, в том числе Праздников Рифмы, возрождающих инвективу, брань и хулу как психотерапевтический и расширяющий сознание элемент средневекового карнавала. Лауреат международного фестиваля неоавангарда FEED BACK (Румыния).

В поэзии Светы Литвак заметно тяготение как к нежной женственности, даже жеманству, так и к грубому эпатажу – иными словами, к широкому спектру артистического жеста; критиками ей присвоены, в том числе, титулы «трагической клоунессы», «возвышенной стервы» и «литератора-вамп». Наиболее пуританские её стихи с удовольствием публикуют ретроградные литературные журналы, а эротическую прозу – бульварная пресса типа знаменитой газеты «Ещё». Однако скандальность, фраппирование вкусов девственной публики – лишь одна из красок, отличающих пёструю авторскую палитру Литвак.
Живёт в Москве.




Мария МАКСИМОВА

Поэт, прозаик. Родилась в 1960 году.

Историк-архивист по образованию, работает редактором в журналистских и энциклопедических проектах. Участница (вместе с Михаилом Лаптевым, Андреем Поляковым, Николаем Звягинцевым и Игорем Сидом) крымско-московской поэтической группы "Полуостров". Лауреат Всероссийского фестиваля верлибра (1993).

Усложнённая ритмика и образный ряд в текстах Марии Максимовой лишь с первого взгляда дают впечатление некоторой замкнутости, герметичности создаваемого поэтического пространства. Аутсайдер общественной жизни, скорее кабинетный по своему modus vivendi автор, на самом деле Максимова – яркий случай писателя-путешественника, каждым своим текстом приглашающего читателя с собой в новое странствие по необъятному глобусу мировой истории. «По дорогам шумным Китая путешествовать в пыльных одеждах» – говорит она, но при более внимательном взгляде кругом спутник-читатель замечает странное совмещение различных преодолеваемых им ландшафтов: так могут многократно накладываться друг на друга голографические изображения, создавая ощущение присутствия во всех пунктах съёмки одновременно. В этом смысле поэзия Максимовой – это пресловутая борхесовская «точка Алеф», позволяющая увидеть мир даже из подземелья, причём весь и сразу. Приискивая возможные исторические корни этого творческого метода, есть смысл говорить о Максимовой как о прямой наследнице русского Серебряного Века – прежде всего поэзии акмеизма, отчасти символизма, но ещё больше – возникшей в 1970-80-е годы метареалистической школы.
Живёт в Москве.




Дмитрий Александрович ПРИГОВ

Поэт, прозаик, эссеист, драматург, художник-график, скульптор и акционист.

Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007) – один из основоположников и идеологов московского романтического концептуализма, и вообще лидеров русского неофициального искусства. Внёс фундаментальный вклад в разработку понятий художественного имиджа, стратегии, жеста, апробируя на себе максимальное число как традиционных, так и «новаторских» имиджей и стратегий – поэта-глашатая, поэта-резонёра, поэта-кликуши, поэта-мистагога и т.д. В 1980-х – 1990-х годах Пригов – одна из центральных фигур московских клубов «КЛАВА» (Клуб Авангардистов) и «ПОЭЗИЯ», в дальнейшем – инициатор и активный участник бесчисленного множества литературных, музыкальных, театральных, мультимедийных проектов. Лауреат Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера (1993), был стипендиатом Академии искусств Германии (DAAD, Немецкая служба академических обменов).

Его называли чемпионом надувательства и гигантом абсурда, декадентом и воинствующим графоманом. Гениальный экспериментатор, тонко рефлексирующий мыслитель, Пригов писал практически во всех литературных жанрах – и не печатался на родине до 1986 года. Авангардист-новатор и «летописец эпохи "пост"», на неподготовленную публику он производил впечатление «безумного и неземного». Поэтические произведения Пригов писал, в том числе, обширными циклами – «Азбуки», «Стратификации», «Конвертационные тексты», «Про мертвецов», «Красавица и герой», «Дети как жертвы сексуальных домогательств», «Страна встреч с медведем и не только с ним», «Дитя и смерть», «Дистрофики», «Тараканомахия» и т.д. Общее количество стихотворных работ Д.А. Пригова превышает 35 тысяч.




Андрей РОДИОНОВ

Поэт. Родился 1971 году.

Книговед по образованию. Работает театральным художником, обладая, по профессиональному определению, «абсолютным цветовым зрением». Выступал как лидер панк-группы «Братья-короли», что очевидно сказалось на первоначальном этапе эстрадного представления им своего поэтического творчества (чтение стихотворного текста в стиле рэп), позже оркестровка исполнения усложнилась и ныне несводима к рэп-традиции. Победитель турнира «Русский слэм» (2002). Лауреат молодёжной литературной премии "Триумф" (2006) и премии имени Андрея Белого.

Сценический его образ – романтическое чудовище, химера, составленная из громогласного трубадура Владимира Маяковского, чьей реинкарнацией некоторые упорно называют именно Родионова, и жёлчного сатирика Саши Чёрного, от которого он унаследовал беспощадную внимательность к деталям и приметам человеческого существования, убогого как бы по умолчанию. Однако брутальная, по большей части, тематика – жизнь бомжей, алкоголиков, зэков, вороватых работников книжных магазинов, ЖЖ-блоггеров, поэтесс, проституток – лишь оттеняет мощное лирическое начало в произведениях Родионова. В совокупности же корпус этих текстов являет собой размашисто, крупными мазками набрасываемую мифологическую картину российского мегаполиса рубежа тысячелетий.
Живет в Москве.




Лев РУБИНШТЕЙН

Поэт, эссеист. Родился в 1947 году.

Филолог по образованию, долго работал в библиотеке. С середины 1990-х годов в журналистике. Лауреат Премии Андрея Белого номинации "Критика и гуманитарные исследования" (1999), премии русской эмиграции "Liberty" (2003).

В 70-е годы стал первооткрывателем уникального литературного формата, в каком-то смысле даже нового жанра – «стихов на карточках», а впоследствии и его «закрывателем», реализовав, по мнению критиков и экспертов, собственными силами все основные связанные с ней художественные возможности: пожалуй, единственный случай в истории мирового искусства. Основной вид представления текстов здесь – звуковой, устный, что сближает его с жанрами драматургическими и даже музыкальными, а также, вероятно, с древними формами синкретического сакрального искусства. Притом материал для работы Рубинштейн берёт, наоборот, из области профанного, приземлённого – обрывки бытовых разговоров, обезличенные фрагменты из некоей второразрядной беллетристики, цитаты якобы из прессы или графоманских стихов. Его тексты можно сравнить с арт-объектами в жанре инсталляции и «реди-мейд», составленными из как бы случайных предметов обихода или откровенного мусора, – но тем сильнее оказывается художественный эффект: омертвевшие обрывки жизни, онемевшие обломки речи, представленные в ритмической последовательности, дают ощущение прерывистого дыхания, живого пульса... Недаром специалисты выделяют, как важный внелитературный элемент произведений Рубинштейна, темпоритм прочтения карточек, включая длины пауз перед прочтением каждой из них. Однако суггестивность метода вполне ощутима и при чтении этих текстов глазами, вне воздействия авторского обаяния – тоже по-своему феноменального.
Живет в Москве.




Анна РУСС

Поэт. Родилась в 1981 году.

По образованию филолог, работает журналистом, редактором. Лауреат премии «Дебют» в номинации «Литература для детей» (2002), шорт-лист в номинации «Юмор» (2001) и вновь в номинации «Литература для детей» (2006, под псевдонимом Ян Штраубе).

Поэзия Анны Русс демонстрирует лёгкость и органичность применения любых художественных приёмов, от самых архаичных, в стиле народных заговоров или детских считалок, до авангардных, воспринимаемых у неё, однако, как тоже вполне традиционная форма. Об этом творчестве много говорится в плане якобы борьбы в нём двух враждебных начал – интимно-лирического и эстрадно-эпического. (Русс является, помимо прочего, неизменной победительницей в конкурсах поэтической декламации в жанре слэма и т.п., и вообще транслирует всё более внятную личностную харизму.) Однако мифическое противоречие легко снимается сменой ракурса, простым предположением: она – зачинатель нового городского фольклора...
Живёт в Казани и Москве.




Евгений САБУРОВ

Поэт, драматург, культуролог, учёный-экономист. Родился в 1946 г.

Доктор экономических наук, профессор. В советский период был известен передовыми научными исследованиями по экономике образования и макроэкономике, поэтому в перестроечную и постперестроечную эпоху периодически востребован на высших государственных должностях. Культурологические изыскания и общение со своим духовным отцом Александром Менем привели к написанию повести о свв. Кирилле и Мефодии «Легенда о солунских братьях», ходившей в СССР в самиздате.Среди прочих зигзагов бурной биографии Сабурова – «выездное» руководство в 1994 году правительством Республики Крым. Ныне Евгений Сабуров – научный руководитель российского Института развития образования.

Стройность мысли, свойственная Сабурову-учёному, уравновешена интуитивистской, спонтанной природой его поэтического творчества. Тёмные всплески подсознательного, регулярно обманываемые ритмические или рифменные ожидания, сбои темпа и смысловые сдвиги – всё это создаёт ощущение зыбкого, подвижного равновесия, балансирования на грани сна. «В предъявленной нам картине мира всё немного смещено как в самом начале лёгкого обморока» – пишет критик Михаил Айзенберг. Фактура этой поэзии сравнима с феноменом жидких кристаллов в физике: раствор выпадает в ажурный осадок, но в следующий миг кристаллический рисунок выглядит уже иначе... В этом смысле стихи Сабурова – почти беспримесный случай, идеальный образец точной фиксации собственной мысли и чувства. Так неповторимы, бесконечно изменчивы морозные узоры на стекле: наталкиваясь на ледяную преграду вечности, каждый наш выдох застывает своим, особенным образом...
Живёт в Москве.




Игорь СИД

Поэт, эссеист, культуртрегер. Родился в 1963 году.

По образованию биолог, участвовал в международных экспедициях. С 1990-х годов работает в области развития культурных связей между Украиной, Россией и Африкой в разных сочетаниях, в свободное время устраивая мини-экспедиции в тропики. Куратор Крымского клуба, Боспорского форума и множества других, зачастую трикстерных, проектов. В качестве теоретического базиса своей деятельности отстаивает идеи геопоэтики – доктрины о принципах и механизмах формирования культурного пространства, идущей на смену геополитике.

Разрываемый противоречивым опытом – языковым, антропологическим, натурфилософским, журналистским – Сид экспериментирует в диаметральных поэтических направлениях: тяготеющего к ироничной психодраме верлибра и уплотнённого рифмованного стиха, своей полисемантичностью близкого к традиции метареализма. Участник (вместе с Михаилом Лаптевым, Андреем Поляковым, Николаем Звягинцевым и Марией Максимовой) крымско-московской поэтической группы "Полуостров".
Живёт в Керчи, Киеве, Москве и Антананариву.


 

ВВЕРХ    
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова: СПА, «Современная Поэзия от Авторов», аудиоантология современной русской поэзии, аудио-антология, аудиопоэзия, аудио поэзия, SPA, audiopoetry, audio poetry, modern russian poetry, audioanthology, audio anthology