Крымский клуб

 

Проекты


"СПА" (Современная Поэзия от Авторов)

 Аудиоантология новой русской поэзии в авторском исполнении

Выпуск 2.   ОБ АВТОРАХ


М. Амелин, Н. Байтов, А. Битов, Д. Воденников, Л. Горалик, Д. Давыдов, А. Ерёменко, В. Коваль, Е. Лесин, С. Львовский, В. Полозкова, Ф. Сваровский, М. Степанова, Е. Фанайлова, Т. Щербина.




Максим АМЕЛИН

Поэт, издатель, переводчик. Родился в 1970 году в Курске.

Окончил коммерческий колледж, учился в Литературном институте. C середины 1990-х работает топ-менеджером и редактором в авторитетных издательствах. Автор многих статей и эссе о поэтах и поэзии, составитель нескольких поэтических антологий. Как эксперт, часто бывает востребован в жюри литературных конкурсов и премий. Известен также в качестве переводчика античных поэтов – Гая Валерия Катулла, Пиндара и других классиков. Лауреат премии журнала «Новый мир» (1998), независимой премии «Антибукер» (1998), поэтической премии «Anthologia» (2004), большой премии «Московский счет» (2004) и других.

«Архаист-новатор», «сбрасывающий современность с парохода вечности», «человек, своей кровью склеивающий далекие эпохи» – наиболее часто упоминаемые в связи с этим автором определения. Рискованный, в контексте нашей уставшей от переизбытка пафоса культуры, лингвистический эксперимент – «работать на стыке XVIII века и современности», «вернуть в поэзию утраченный торжественный тон, от элегии сделать шаг в сторону оды» – Амелин ещё в юности осознал как своё предназначение. Актуализируя старинные и древние, зачастую напрочь забытые пласты лексики и элементы поэтики, воссоздавая в своих произведениях дух отдалённого прошлого, он ищет пути к восстановлению целостности мира вдоль его наименее поддающейся склеиванию, драматически разорванной координаты.
Живет в Москве.




Николай БАЙТОВ

Поэт, прозаик, акционист, бук-артист. Родился в 1951 году в Москве.

Окончил математическую школу и Московский институт электронного машиностроения, длительное время работал программистом. В 1980-х редактор (совместно с Александром Барашом) легендарного самиздатского альманаха "Эпсилон-салон". Основатель, совместно со Светой Литвак, Клуба литературного перформанса и куратор литературного салона "Премьера", в рамках которых проводит разнообразные литературные акции («Праздник рифмы», «Литературный карнавал», выставки бук-арта и т.д.). Авторское кредо: «Искусство возникает там, где знаки приводятся в таинственное движение, составляются в текст, – там, где начинается манипуляция этими знаками. Поэтому искусство акционно и перформативно по своей сути». Лауреат сетевых литературных конкурсов «Тенёта» (1998) и Тенёта-Ринет (2000); шорт-лист Премии Андрея Белого (1999); стипендия Фонда Иосифа Бродского (2007), специальная премия «Московский счёт» (2008).

В 1980-1990-е годы считавшийся живым классиком отечественного постмодернизма, в новом тысячелетии Николай Байтов постепенно и необратимо выламывается из всех возможных литературоведческих определений и классификаций. Вероятно, это единственный сегодня крупный поэт, сочетающий формальное экспериментаторство с напряжённым вниманием к православной, христианской проблематике. Однако сказать о Байтове «ни на кого не похожий» – значит, ничего не сказать. Каждое новое стихотворение или цикл строится на новых основаниях. Меняются лексика, синтаксис, темп, интонация, тематика... Критики говорят о протеизме, колобковости («фигура ускользания» из словаря московского концептуализма) Байтова; сам он определяет свой метод как «не-Х», т.е. отказ от любого постоянного «Х» – устойчивой стилистики, однонаправленной интенции, чёткого авторского имиджа. При этом, как правило, сохраняются немногие «общепринятые» атрибуты поэзии: неизменный метр, чаще всего усложнённый; рифмы – как правило, не столько точные, сколько необычные; а на первый план выходят аллитерации, пронизывающие тело текста как бы нервной системой фонетических связей и семантических уподоблений.
Живёт в Москве.




Андрей БИТОВ

Прозаик, эссеист, поэт. Родился в 1937 году в Ленинграде.

Служил в стройбате на Севере. Окончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института и Высшие сценарные курсы. Писать начал в 1956 году, публиковал рассказы и повести. С 1965 года будучи членом Союза писателей СССР, в интервью, тем не менее, часто называл себя непрофессиональным писателем. В советское время выступал также как киносценарист. В 1978 году опубликован в США роман «Пушкинский дом», с которого началась его всемирная известность. В 1979 году – один из создателей знаменитого неподцензурного альманаха «Метрополь»; Битова перестали печатать до 1986 года. В 1988 году участвует в создании Русского ПЕН-клуба, с 1991 года его бессменный президент. С 1968 опубликовал более 30 книг прозы, в 1990-е годы – также две книги стихов. Лауреат Ордена «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция, 1993) и медали Мовсеса Хоренаци (Армения, 1999), Пушкинской премии фонда А.Тепфера (Германия, 1989), Премии за лучшую иностранную книгу года (Франция, 1990, за роман «Пушкинский дом»), премии Андрея Белого (1990),  двух Государственных премий Российской Федерации (1992, за роман «Улетающий Монахов»; за роман «Оглашенные», 1997), премии «Северная Пальмира» (1997, за роман «Оглашенные»), Царскосельской художественной премии (1999) и многих других литературных премий.

Андрея Битова называют живой легендой русской литературы, но это случай, когда жизнь ещё интереснее легенды. «Русский писатель с европейской дисциплиной мысли» (по выражению Петра Вайля), он одновременно – один из изобретательнейших современных литераторов. Ещё в советскую эпоху, при крайнем дефиците информации о западной литературе, опираясь в творчестве на образцы отечественной классики и собственный жизненный опыт, он вводит в канву своих произведений элементы сверхсхемной рефлексии, «автолитературоведения» (встроенные притчи об авторе и герое и т.п.) – практически одновременно с аналогичными экспериментами европейских авторов. С годами его литературные проявления всё более разнообразны – от издания «мусорных» сборников (записки, выписки и т.д.) до концептуалистских акций. Одно из блистательных действ, придуманных и исполняемых им – музыкально-голосовой перфоманс «Черновики Пушкина» (он по сей день один из лучших знатоков и интерпретаторов творчества русского классика): Битов зачитывает пушкинские наброски – варианты словосочетаний и стихотворных строк, как бы воспроизводя в реальном времени ход мысли поэта. Не менее авангардная инициатива – проект памятника зайцу, якобы помешавшему Пушкину принять участие в декабристском восстании и тем спасшему нашего гения от ранней гибели... При всём том, о поэзии Андрея Битова можно сказать, что это наиболее строгая и классичная – во всяком случае, в формальном плане – часть его творчества.
Живёт в Санкт-Петербурге и Москве.




Дмитрий ВОДЕННИКОВ

Поэт. Родился в 1968 году в Москве (либо, как утверждает в интервью сам автор, в Амстердаме).

Окончил филфак Педагогического университета, преподавал в школе. В течение многих лет годы работает на «Радио России»: создатель и ведущий программ о современной русской литературе «Записки неофита» и «Своя колокольня». Вторая книга стихов Дмитрия Воденникова «Holiday» (СПб, Инапресс) в 1999 году вошла в шорт-лист премии Андрея Белого и шорт-лист премии Антибукер. В 2007 г. на поэтических состязаниях в Политехническом музее избран Королём поэтов, унаследовав славу Игоря Северянина и Александра Ерёменко, стяжавших этот титул соответственно в 1918 и 1983 годах.

Поэзия Дмитрия Воденникова – ярчайший и беспримесный случай любовной лирики, во всех её формах и проявлениях. Специфические черты лирического героя у этого автора – с одной стороны, его хрупкость и ранимость, а с другой – фатальное ощущение отверженности, трагическая недооцененность, недолюбленность, ранящее одиночество. Герой борется с этой болезненной для него ситуацией, сражается за любовь, сжигая без сожаления на её жертвеннике все остальные возможные жизненные ценности. «Вызывать огонь любви на себя» – его каждодневная жертва и пожизненная миссия. Вообще, стихотворчество Воденникова тесно связано с жизнетворчеством, тем, что в современном искусстве принято называть «life art». Фотопортреты Воденникова украшают обложки глянцевых журналов, поэт в его интерпретации – это секс-идол. В последние годы он читает себя под музыкальный аккомпанемент, становясь всё более похожим на рок-звезду. Критики отмечают его движение «от роскошной метафорики к большей эмоциональности и минимализму».
Живёт в Москве.




Линор ГОРАЛИК

Поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Родилась в 1975 году в Днепропетровске.

С 1989 года жила в Израиле, окончила Беэр-Шевский универсистет по специальности Computer Science, работала в области высоких технологий. В конце 90-х выступает как поэт и как журналист, постоянный автор ряда литературных, общественно-политических, глянцевых изданий. С 2000 года работает в Москве. Автор двух романов («Нет», в соавторстве с Сергеем Кузнецовым, и «Половина неба», в соавторстве со Станиславом Львовским), сборников короткой прозы. Помимо литературной деятельности работает консультантом по развитию бизнеса. Автор ряда художественных выставок и проектов. Лауреат молодежной премии «Триумф» (2003).

Поэзия Линор Горалик, внешне яркая и экспрессивная, изобилующая художественными эффектами, построена при этом на нюансах, полутонах, недосказанности, фигурах умолчания. Сострадание чужой боли и невозможность прямо говорить о боли собственной диктуют автору применение отчасти сглаживающих, отчасти маскирующих приёмов. Поэтому высказывание часто делается как бы «не с тем выражением лица», с «хорошей миной при плохой игре» и наоборот. Это, говоря словами критика, «раскапывание того главного, что спрятано под различными масками: цинизма, растерянности, самоуверенности». Затруднительность, при исследовании тонкостей человеческих переживаний и взаимоотношений, передачи сообщения открытым текстом – возможная причина того, что Горалик чаще многих других авторов пользуется образами героев-зверей. (Здесь следует чётко отделить её поэтическое творчество от арт-экспериментов, – вроде знаменитого минималистского комикса «Заяц Пц и его воображаемые друзья», – где задействованы совершенно иные эстетические механизмы.) Художественное остранение напоминает здесь о «зоософии» Г.Спенсера: смыслы, которые несут в себе животные, несводимы до конца к смыслам человеческим, но и наоборот. Зяблик, зайчик, волчок, лиса в текстах Горалик – это одновременно немножко зяблик, зайчик, волчок, лиса... Такая полисемантичность не имеет отношения к традиционному «эзоповому языку», а скорее отчасти сближает её с авторами метареалистической школы.
Живёт в Москве.




Данила ДАВЫДОВ

Поэт, прозаик, эссеист, критик. Родился в 1977 году в Москве.

Окончил Литературный институт им. Горького, кандидат филологических наук (тема диссертации – «Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика»). С 2009 года докторант МПГУ при кафедре русского языка. По числу изданий, где публиковал стихи и прозу, является абсолютным чемпионом России (точная цифра неизвестна) – от газеты «Цирк “Олимп”» (Самара) и «Независимого психиатрического журнала» до журналов «Першацвет» (Минск) и «Reflect / Куадусешщт» (Чикаго). Автор нескольких книг стихов и прозы, книги статей и рецензий «Контексты и мифы» (М.: Арт Хаус Медиа, 2010). Основатель и редактор, совместно с Сергеем Соколовским, журнала маргинальной культуры «Шестая Колонна» (1998), редактор и колумнист множества литературных изданий. Член жюри Конкурса русских хайку (1998), составитель поэтических антологий премии «Дебют». Председатель Союза молодых литераторов «Вавилон» в завершающее пятилетие его работы (1999-2004). Организатор множества литературных акций, в том числе в рамках инициированных им «Подвального цикла» в клубе «Авторник» и серии дискуссий «Воскресенье Сапгира». Участник многочисленных российских и украинских фестивальных и акционных проектов. Дипломант Тургеневского фестиваля малой прозы (1998),  лауреат Богдановской премии (1998), премии «Дебют» (2000, в номинации "Малая проза"; шорт-лист в номинации «Крупная поэтическая форма»), «ЛитературРентген» (Екатеринбург, 2009, в номинации «Фиксаж»), и спецдиплома журнала «Новый мир» (2009, за статьи о современной русской поэзии).

Поэзия Данилы Давыдова, как и всё его творчество в целом, даёт уникальный пример абсолютно органичного, без каких-либо уловимых усилий по «вживанию» или «адаптации», обитания в мире словесности, – если под последним понимать не только сложную и самодостаточную человеческую деятельность, но и параллельное, лишь отчасти зеркальное по отношению к ней символическое пространство, заполненное бесчисленными сонмами стилей, образов, тропов, сюжетов, тем... Уместная здесь формула «как рыба в воде» вызывает в памяти новый, высший сорт человека, выведенный братьями Стругацкими в качестве героев повести «Гадкие лебеди». Чтение необходимо им буквально как дыхание: если не давать им читать, они умирают... (Пожалуй, единственным на сегодня, помимо Давыдова, чистопородным образчиком этого нового вида можно назвать крымского поэта Андрея Полякова.) Будучи специалистом по литературному примитиву, в собственной поэзии Давыдов демонстрирует владение изощрёнными стихотворными техниками, многообразие приёмов. Интерес к соединению взаимно отдалённых культурных явлений привёл Давыдова к теоретическому обоснованию нового литературного течения, озадаченного «исследованием феномена урбанистического сознания в разных его социокультурных проявлениях» – киберпочвенничества, и учреждению (2006) соответствующей литературной группировки.
Живёт в Москве.




Александр ЕРЁМЕНКО

Поэт. Родился в 1950 году в Алтайском крае.

Работал литературным сотрудником в районной газете, каменщиком. Пять лет отдал Флоту. В 1970-е годы учился в Литературном институте. С конца 1970-х принимает активное участие в неофициальной литературной жизни Москвы, тогда же участвует в формировании поэтической школы метареализма. В 1983 году на поэтическом турнире в Москве завоевал титул Короля поэтов – вторым в истории русской поэзии, со времён аналогичной «коронации» Игоря Северянина (1918). Начиная с 1990 года, вышли семь книг стихов, включая капитальные избранные сочинения.

Александр Ерёменко – одна из центральных фигур в русской поэзии второй половины XX-го – начала XXI-го века. Входит, вместе с Иваном Ждановым и Алексеем Парщиковым, в тройку «китов»-основоположников поэзии метареализма (метаметафоризма) – течения, отличающегося максимальной полисемантичностью текстов, действие которых происходит как бы одновременно во многих реальностях – например, бытовой, лингвистической, математической, мистической, сакральной... В этой дружеской триаде занимал с годами всё более «левую» позицию, отдельными элементами своей поэтики сближаясь с поэтами-иронистами и концептуалистами; сочетание многослойности, смысловой нагруженности текста с яркой центонностью, цитатностью и прозрачными общественно-политическими аллюзиями, вероятно, и обусловило его феноменальный успех у публики. При этом свой творческий метод он формулирует предельно просто: «Язык – в прямом смысле слова живой организм, он существует по собственным законам. Нужна определенная смелость и даже честность, чтобы его не насиловать, а грамотно идти по тем направляющим, которые он подсказывает. Идти – куда повело».
Живёт в Москве.




Виктор КОВАЛЬ

Поэт, прозаик, художник. Родился в1947 году в Москве.

Окончил художественно-графический факультет Московского полиграфического института. С 6 до 15 лет снимался в кино. В конце 1980-х – начале 1990-х был участником неформальной литературной группы "Альманах". Сотрудничает как художник-график с издательствами и редакциями газет и журналов.

Уникальная работа поэта Виктора Коваля с текстом в его звучании, сложно оркестрованная пантомимическими и декламационными приёмами, сравнивается критиками с языческим камланием, шаманизмом, скоморошеством (притом исходной темой может служить что угодно, например «Лекция по политэкономии об отчуждении личности»). «Устная, рапсодическая форма бытования поэтической речи», «вызывающе оригинальная поэтика» (Лев Рубинштейн), «стихийный абсурдизм», «особая винтовая драматургия, когда высказывание как бы кружится на месте и воспринимается в ускользающем развороте» (Михаил Айзенберг) – пытаются подобрать определение этому явлению эксперты. Ясно одно: творчество Коваля открывает новый пласт возможностей работы со словом. Непонятно, чьим наследником в искусстве является он сам, – если эти секреты когда-то существовали, то были давно и прочно забыты, – зато уже есть авторы, называющие себя его учениками; назовём хотя бы Анну Русс... Есть мнение, что в своём творчестве Коваль предвосхитил русский рэп. Многие миниатюры из цикла ««Моя народная мудрость»» («Уходя на тот свет, не забудь выключить этот» и т.д.) давно стали крылатыми выражениями. Некоторые его стихи превращены в песни Андреем Липским, а известные рокеры Юрий Каспарян и Вячеслав Бутусов сделали с Ковалём один из интереснейших своих экспериментальных проектов. При всём том – поэт, кажущийся нам современником, по сути, движется в направлении, противоположном историческому. Он рядом с нами, но как бы по другую сторону реальности. «Вдогонку Ковалю» – удивительно точно выразил положение вещей Михаил Айзенберг: современный нам поэт, притворяясь попутчиком эпохи, хитроумно и незаметно тормозил и пятился, пока не отстал на полный круг, оказавшись рядом с нами, но по обратную сторону ленты Мёбиуса под названием «время». И теперь для того, чтобы догнать его и оказаться на одной с ним поверхности, нам нужно ускорить движение и сделать полный круг вперёд...
Живет в Москве.




Евгений ЛЕСИН

Поэт, прозаик, критик, эссеист. Родился в 1965 году в Москве.

Учился в Московском Институте Стали и Сплавов. Служил в армии. Работал химиком в котельной, инженером-технологом. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Ныне работает ответственным редактором газеты "НГ – Ex Libris" (литературное приложение к «Независимой газете»). Лауреат премии «Трезвый взгляд на литературу» журнала Союза писателей Москвы «Кольцо “А”» (2000), альтернативной литературной премии «Звёздный фаллос» (2008, в номинации «Поэзия»).

Евгений Лесин считается одним из наиболее ярких русских поэтов социальной или иронической направленности; действительно, многие его произведения тематически и сюжетно отражают те или иные общественно-политические события или явления современности. Однако внешняя публицистичность, вплоть до шаржированного имиджа сатирика («днём в газете, вечером в куплете»), подкрепляемая эпиграфами в виде цитат из новостных лент и адресацией текстов к известным политическим и медиафигурам – типичная культурная маска. Лесин скорее поэт-философ, но не в обыденном понимании – речь «на котурнах», надмирные обобщения – а скорее в античном. Диоген в бочке, киники, отчасти даже стоики – вот подлинные его предшественники и учителя. В миру вынужденный работать в солидном учреждении, в своём творчестве этот автор исповедует едва ли не евангельскую нищету духа,  дервишество, интеллектуальный дауншифтинг («Когда поэт лежит в канаве, / Вы осуждать его не вправе...»). Аналогом Лесину в современной поэзии можно назвать ленинградско-петербургских «митьков», несмотря на то, что данное течение принято жёстко привязывать географически к Северной Пальмире («литература московских митьков» в исполнении Асса и Бегемотова – удачная стилизация, «снимающая» лишь поверхностные аспекты митьковства), а в культурном плане к андеграунду, к социальным низам...
Живёт в Москве.




Станислав ЛЬВОВСКИЙ

Поэт, прозаик, переводчик. Родился в 1972 году в Москве.

Окончил химический факультет МГУ, преподавал в гимназии химию и английский язык. Работал в сфере рекламы и public relations, в настоящее время – в сфере менеджмента культурных проектов. Один из основателей Союза молодых литераторов "Вавилон" (1989). Помимо поэтических книг, автор сборника рассказов «Слово о цветах и собаках», романа «Половина неба» (в соавторстве с Линор Горалик). Переводит с английского поэзию XX века (Чарлз Буковски, Леонард Коэн, Витаутас Плиура и др.). Лауреат IV Фестиваля свободного стиха (Москва, 1993), Сетевого литературного конкурса "ТЕНЕТА-98" (по решению профессионального жюри); первый лауреат Малой премии "Московский счет" (2003). Шорт-лист Премии Андрея Белого 2005 г. (книга «Стихи о Родине», М.: ОГИ, 2004).

Лирика Станислава Львовского стоит несколько особняком в русской стихотворной традиции, отчасти сближаясь с кругом «метафизиков-западников» (Аркадий Драгомощенко, Владимир Аристов), также ориентированных на развитие инноваций европейской и американской поэзии ХХ века. Технику «потока сознания» с отсутствующей пунктуацией Львовский дополняет собственным приёмом, модулирующим интонацию и темпоритм текста – длинными пробелами внутри строк (приблизительно в это же время троп введён в русскую поэзию Сергеем Завьяловым, но с другими целями). Разрывы письма, микропаузы в речи являются также, очевидно, аудиовизуальной метафорой нарушенной целостности мироздания и мировосприятия. По мнению Д.Кузьмина, пафос поэзии Львовского связан во многом именно с безнадёжными, но оттого не менее настойчивыми попытками преодоления болезненной разорванности макро- и микрокосма, символически связанной с образами детства, травмированного распадом семьи. Однако герой этой поэзии – «вынужденный быть взрослым», по выражению И.Кукулина – явно сдерживает перехлёстывающие порой эмоции, поэтическая речь звучит как бы «сквозь зубы». Эти внутренние усилия свидетельствуют о возможности подлинно современной мужской лирики – на фоне тенденции к «инфантилизации» образа автора, имеющей место в мировой литературе последних десятилетий.
Живёт в Москве.




Вера ПОЛОЗКОВА

Поэт, эссеист, актриса. Родилась в 1986 году в Москве.

Училась на журфаке МГУ; работала в глянцевой периодике (рецензии, колумнистика), сотрудником музея актуального искусства ART4.RU. В 2008 ролью в спектакле Георга Жено «Общество анонимных художников» началась её театральная карьера, развивающаяся в актёрском и сценаристском направлениях. Лауреат литературных премий «Поэт года ЖЖ» (2006), «Неформат» (2009).

Стихи пишет с 9 лет, первую книгу опубликовала в 15. На проблематику её творчества, вероятно, повлиял журналистский этап биографии: в тематическом плане стихи и поэмы во многом продолжают калейдоскоп человеческих судеб, представленный ею в своё время в рубрике «Непростая история» журнала «Cosmopolitan». В жанровом плане поэтическую продукцию Полозковой можно определить как «лирику, мимикрирующую под эпос»: за жизненными коллизиями десятков её персонажей зачастую угадываются автобиографические мотивы. Авторский темперамент – точнее даже, харизма – Полозковой, работа с эстрадным и театральным воплощением своих текстов, гастрольная активность и вообще тяга к путешествиям привлекают к её творчеству и её личности пристальное внимание как публики, так и критиков; диапазон отзывов – от неуёмных восторгов до полного неприятия. Сегодня она – наиболее популярный, вероятно, из русских поэтов младшего поколения, притом один из первых поэтов, чьё имя стало известно в основном благодаря интернету (входит в тридцатку самых популярных блоггеров русского сегмента Livejournal.com).
Живёт в Москве.




Фёдор СВАРОВСКИЙ

Поэт. Родился в 1971 году в Москве.

По окончании школы работал администратором на киностудии, в 19 лет эмигрировал в Данию, где прожил несколько лет, получив статус беженца. С 1997 снова в Москве, работает журналистом, редактором в аналитических и других «нелитературных» СМИ.

Фёдор Сваровский широко известен как автор остросюжетных, по преимуществу, текстов в синтетическом жанре, соединяющем элементы стихотворной (верлибр с вкраплением рифм и аллитераций) баллады и технократического триллера в формате типичной science fiction, приправленной долей откровенного трэша. При этом он, в содружестве с несколькими коллегами (в т.ч. Леонид Шваб, Арсений Ровинский), постулирует возникновение свежей тенденции в художественной литературе – т.н. «нового эпоса», описывая ряд характерных признаков, отличающих его от существовавших до сих пор явлений. Однако критики склонны рассматривать эти декларации лишь как манифест литературной группы. Как бы то ни было, существование данного явления, наличие в нем определённой степени новизны очевидно, и полемика вокруг него продолжается. Вряд ли правы те, кто относит «эпос» Сваровского к массовой беллетристике и поп-культуре. Внимательный взгляд на эти произведения позволяет рассмотреть главные темы автора: поведение человека, или, шире, разумного существа в пограничной ситуации, нравственный выбор на краю собственного существования. Смысл и ценность индивидуальной жизни, её оправданность – по сути, единственное, что действительно волнует Сваровского. Его тексты эсхатологичны и, по сути, глубоко религиозны; возможно, именно так и должен выглядеть пресловутый «Апокалипсис сегодня».
Живёт в Москве.




Мария СТЕПАНОВА

Поэт. Родилась в 1972 году в Москве.

Окончила Литературный институт. Работала в различных медиа, с 2007 года главный редактор интернет-портала Openspace.ru. Лауреат премий журнала «Знамя» (1993), премии имени Бориса Пастернака (2005), премии Андрея Белого (2005), премии Хуберта Бурды (Германия, 2006), «Московский счёт» (Специальная премия, 2006; Большая премия, 2009).

При знакомстве с поэтическим творчеством Марии  Степановой прежде всего обращают на себя внимание утончённый интеллектуализм, богато аранжированная поэтика. Однако этот, в ироничном определении самого автора, «громоздкий лироэпический механизм» не замкнут на себя, за ним ощущается масштабная сверхзадача, заключающаяся во всестороннем исследовании и отражении жизни России, в том числе её мифов и преданий, ужасов и тайн. В этом плане, с годами тексты Степановой отчасти сближаются с литературой магического реализма. Можно вообразить, что их автор в свободное от работы время странствует неузнанной по стране, слушая, о чём и как говорят на трамвайных остановках, в офисах, в магазинах, пивнушках, милицейских «обезьянниках»... Во всяком случае, волшебные перевоплощения автора можно усмотреть в самих её текстах: скажем, в Чёрную Курицу – бандершу шайки не то бомжей, не то хтонических чудовищ, или в следовательницу угро с грузинской фамилией Кантария, или в великолепную Мерилин Монро, воскресшую с тем, чтобы посетить Россию. Так в восточных, да и в европейских сказках король или падишах, переодевшись простолюдином, бродит инкогнито, наблюдая неприукрашенную жизнь своих подданных. Поэтому работа Степановой представляется сегодня вдвойне актуальной: в нашу (номинально демократическую...) эпоху аристократы духа призваны, вне всякого популизма, учиться говорить на языке народа.
Живёт в Москве.




Елена ФАНАЙЛОВА

Поэт. Родилась в 1962 году в Воронеже.

Окончила Воронежский мединститут и Воронежский университет по специальности "лингвистика", шесть лет работала врачом, преподавала на факультете журналистики (курс "Психология рекламы и массовых коммуникаций"). С конца 1990-х в Москве, работает журналистом (корреспондент Радио "Свобода" с 1995 года). Публикации с конца 80-х. Изданы шесть книг стихов. Лауреат Премии Андрея Белого (1999), затем - член комитета премии. Первый лауреат премии "Московский счет" (2003), лауреат премии журнала "Знамя" (2008). Член жюри премии "НОС".

Елена Фанайлова – один из интереснейших сегодня, по мнению многих критиков, русских поэтов. Начинавшая как пронзительный лирик, она претерпела в дальнейшем любопытную творческую эволюцию, связанную, возможно, со второй её профессией – журналистикой. Есть предположение, что именно работа на радио «Свобода», каждодневное нахождение в потоке общественно-политических новостей добавило лирике Фанайловой гражданственные темы и обертона. В некоторых её вещах последних лет вырисовывается необычный образ автора/лирического героя – поэта, по её собственному выражению, «с двумя астральными пулемётами в руках». Притом образ этот далёк от «гражданского лирика», стихотворца-глашатая, стихотворца-дидактика, характерного для второй и третьей четвертей XX-го века. Чётко сформулировал сущность этой поэзии Александр Иличевский: «Точка говорения Фанайловой одновременно глубока и высока, интимна и гражданственна, лирична и цинична, суха и слёзна. Это говорение по лезвию бритвы бесстрашно в своей виртуозности, эстетика его фундаментальна и нова. Рецепта здесь быть не может, кроме на всю катушку отдачи существованию, кроме совершенного брака беспощадного ума и беспощадного языка».
Живёт в Москве.




Татьяна ЩЕРБИНА

Поэт, прозаик, драматург, эссеист. Родилась в 1954 году в Москве.

Окончила филологический факультет МГУ по специальности «французская литература». До 1986 года публиковалась в самиздате (6 книг и публикации в журналах неофициальной литературы). Автор нескольких книг стихов, книги прозы и сборника переводов из современной французской поэзии. В 1991-1995 годы живёт в Мюнхене и в Париже, с 1995 снова в Москве. Много работает в журналистике (корреспондент радио "Свобода", главный редактор журнала "Эстет", обозреватель газеты "Коммерсантъ-Daily", автор и колумнист российских, французских, немецких бумажных и электронных изданий). Участник множества фестивальных проектов в странах Европы и обеих Америк. Премия по поэзии Национального центра литературы Франции (1994).

Татьяна Щербина – признанный медиатор между русской и европейской поэзией пост- и просто модернизма. В своей поэтике она не стремится следовать каким-либо определённым эстетическим школам или течениям, свободно варьируя художественные приёмы и стили в зависимости от задачи конкретного текста. Европейский славист Валентина Полухина сравнивает её по способу описания мира и типу художественного мышления с Иосифом Бродским, а по страстности и богатству просодии – с Мариной Цветаевой. Среди важных особенностей поэзии Щербины – отсутствие декларативности, какого-либо жёсткого позиционирования; если в этих текстах и можно усмотреть какой-либо пафос, то это пафос всецелого приятия жизни такой как она есть, терпимости и спокойного интереса к тому, что принято называть «злом»... При этом такие критики, как Лев Аннинский или Алексей Тарханов, усматривают в её творчестве некоторое мистическое начало. Титул «пифии» она приобрела ещё в 80-е, после того как с известными деятелями отечественной культуры (начиная с Александра Башлачёва и Виктора Цоя), которым она посвящала стихи, происходили события, предсказанные в этих текстах. В 2001 году, перед нью-йоркской трагедией, несколько изданий отвергли её новый большой текст о терроризме, – посчитав тему неактуальной...
Живёт в Москве.


 

ВВЕРХ    
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова: СПА, «Современная Поэзия от Авторов», аудиоантология современной русской поэзии, аудио-антология, аудиопоэзия, аудио поэзия, SPA, audiopoetry, audio poetry, modern russian poetry, audioanthology, audio anthology