"Грызуны в литературе" – КАРТИНКИ
Дмитрий
Александрович ПРИГОВ
ПРО
КРЫС
ЛОНДОН, 1999
Предуведомление
У меня наличествуют
специальные сборники, посвященные кошкам,
собакам, тараканам, птицам, агнцам, волкам, мышам
(вернее, потокам мышиным), козлу и кому-то там еще,
уж и не припомню конкретно кому. Вот наконец, и
крыса сподобилась заслужить отдельный сборник.
Дело в том, что она встречалась так часто и
повсеместно в моих писаниях, что как-то даже и не
чувствовалось необходимости выделять ее в некое
специфическое версификационно-семантическое
книжное пространство. Но справедливость этого
требовала, и я не мог ей отказать в этом
***
Я видел крыс в
различном виде
В суровом, мерзостном и
чистом
Одна из них, словно
Овидий
Горестный
Была
Другая, словно из
Авесты
Испепеленным
Заратустрой
Предо мной
Как перед по-гробовому
молчащим
Ницше
Явилась
***
Немалая крыса знавала
меня
Как на освещенное место
Она выползала, то
повременя
Что преданная невеста
Она опрокидывалась: Не
погуби!
Иди себе с миром! Асьнеп
Огуби
Отвечал я
Что крысу отличает от
человека? – да ничего! Ну, может быть, нечто
тончайшее, неуловимое, даже и отличием не могущие
быть названным, но только различением
***
Подкрапывает мелкий
дождь
Выходит седенькая
крыса
Живешь? – Живу! –
Чего-то ждешь? –
Да нет вот, баночку
кумыса
Откушала – славный
напиток!
А то чего-то вот от
пыток
Подустала
Совсем старая уже
***
Я разговаривал с
немалым
количеством крыс
вытянуть из них
что-либо спе-
цифическое было,
практически, не-
возможно
Все нормально! – как
правило,
отвечали они
***
Почему в России нет
великой
философии и великой
музыки?
Да потому, что нет
становления
и становящегося, а му-
зыка – это дышащая фи-
лософия, потому нет и
музыки! – отвечала
умуд-
ренная немецкая крыса
***
Я видел крыс, летящих по
небу
Они были почти не крысы
Почти что сплющенные
анимы
Невнятные
Но в то же время как бы
рысью
Перебирающие
Ножками
И я смотрел на них
тревожно
И думал: Неужели тоже
Моя
Такая же? –
Не крысой единой
полон процесс описания крысы, он полон
еще и человеческого и
человека
***
Чем, скажем, крыса
православная
От крысы прочей
отличается
Не скажешь ведь, что
подчиняется
Единому и
православному
Канону
Но среди люда
православного
Живет, и этим самым
славная
она
Кстати, из области крыс
–
Там сила не поделена
подушно
Потельно, но собирается
Стягивается на одного
– того,
Кому она нужнее, и кто
ее
В данный момент ярче
представи-
тельствует
***
Прекрасный теплый день
осенний
Прозрачный лист по
биссектрисе
Летит, влетает прямо в
сени
Условно, сени
В нору большую к
местной крысе
А крысы нет, она
отъехала
В края иные, только эхо
ее
Шагов
До сих пор висит
В прозрачном осеннем
воздухе
Любит ли крыса
смерть? – этот вопрос не прояснен, во всяком
случае, она именует и вызывает ее не словом
Смерть, а словом Тшу, и, следовательно, она зовет и
вызывает нечто другое, по некоторым внешним
признакам напоминающее то, что мы именуем
Смертью и втягивающее ее, крысу, в наш мир, и
дающие основание для спутывания, вернее, не
спутывания, но в нашем мире неразличения в
высвечиваемой зоне, называемой Смерть
***
Выходит крыса на порог
Пустующего дома
Пустынный сад, худая
крона
Пустые небеса и Бог
Один сидит средь
пустоты
И говорит ей: Крыса, ты
Единственный мой
собеседник
На данный момент
***
Замечены были также
крысы
Айнур, крыса Сайчак и
Крыса Кирсан – все в
Неподобающем обличье, а
потому и
непринимаемые за крыс,
но за неких других
***
Прибежала крыса Женя
У нее в желудке жженье
А как же не случиться
жженью
Что же плачешься ты,
тётя
Коль соседскую дитятю
Сожрала намедни! – Женя
Крыса
Молчит
***
Вышли погулять
немножко
А и на лесной дорожке
Повстречали черт-кого
Толь медведя, толи
крысу
Непонятно ничего
А он раз – да и покрылся
Зверь-то
Белым-белым заячьим
пухом
Да и ускакал
***
Я видел крысу средь
Японии
Размером с ласковую
пони
И с видом храмовой лисы
Неописуемой красы
Дальневосточной тайной
девы –
А мы не видели! – А где
вы
Были?
|