"Грызуны в литературе" – КАРТИНКИ
Игорь
СИД
Фрагменты с грызунами из поэмы
ДРОБЬ
О. Н.
Нет, не зря моя бежала
мышь по краю алфавита.
Е. Хорват
1.
Она лежала под Луной,
и дряхлый заяц заводной
по локтю шёл
устало.
Она лежала ни жива
ни что ещё, забыв слова:
“Ты был там богом Озорства,
но изгнан из
Влагаллы”.
Она лежала как вода,
ещё вчера под маской льда
упавшая сюда.
Да, были дарственно равны
дробь барабана, воск Луны
на медленном
пейзаже
и тьма. И кто зачем изрёк:
“Прости, таинственный зверёк,
но ты ушей не уберёг
от умбры или сажи.
Онтологичен мир ночной,
и всласть рифмуется с тобой
твой барабанный бой”.
Спондей, идущий по стопам
и зайка, лупящий в тимпан,
как генератор
ритма –
вот подвиг жизни вечной. Да,
но логики мужской слюда
плоска, прозрачна и тверда
и подлая как
бритва.
Она лежала не дыша.
Но пела в волнах камыша
бессмертная душа.
2.
Мороз и сон! Сугробы книг,
а может гор. Гортанный крик
постмодернистский: Пригай!
Спросить: Бог в помощь?.. – Я
САМА.
И самый раз сойти с ума,
да застит всю лыжню корма
подруги
каллипигой.
Но мышь в мешке не утаишь.
И ты очнёшься вдруг! И лишь
поймёшь, что снова спишь.
– Прекраснозадая, проснись!
Открой сомкнуты негой “Пись-
ма с Понта” или
“Фасты”.
Читай, пощады не проси.
И, как бывает на Руси,
над свитком выпустит шасси
Шоссе Энтузиастов.
И ты надпишешь в уголке:
“Сменить синицу вдалеке
на журавля в руке;
а в клетке сердца пусть течёт
имен крылатых перечёт,
и щебет их
прокурен:
там Курицын и Соколов,
там Цаплин, Гоголь, Соловьёв,
Сорокин, Ремизов, Скворцов,
Орлицкий и
Кукулин.
И чем небесней имена,
тем их весомей номинал
и давит на меня”.
И так на сердце хорошо,
как будто по руке прошёл
зверёк – источник
шума
вселенского: как генерал
или Эвклид в конце “Начал”,
что людям Землю проиграл
и лыбится угрюмо,
подробность мелкая – грызун,
несущий дробь до лунных дюн,
как в детстве, глуп и юн!
(…)
3.
(…)
Душа забыла гул мортир
и мышеловок платный сыр –
и улыбнётся грому.
Мышь извлечённая ест рожь.
В ладони Бога блещет нож,
но ты – лунатик, ты пройдёшь
по лезвию родному.
Осталось – только захоти! –
как локтем собственным, пройти
по в е ч н о м у пути.
4.
(…)
5.
(…)
Но чу! – баталия впотьмах!
Какой батрахомиомах
метался
между армий?
И есть ли публика смешней
лягушек, зайцев и мышей
и жаб? И где ещё мишень
сих тварей
благодарней?
И марафонец впопыхах
несёт к Олимпу вещий крах
в заплаканных очках.
(…)
Чудно хранить сомнамбулизм
и пронести через всю жизнь
мечту о
фейерверке,
но как деркать, когда возник
в астральных тучах твой двойник,
а в лифте высится мужик,
как чёрт из
табакерки?..
Ведь без кабины не взлетишь.
Гроза меж тем затихла. Ты ж
бессильна в эту тишь.
6.
Бессмертна ты. Но в судный день
со всеми ты пройдёшь под сень
стигийского
вокзала.
Тот, в чьей ладони зреет рожь,
заволновался вдруг: “НУ ЧТО Ж,
СТУПАЙ. НО ЧТО С СОБОЙ
ВОЗЬМЁШЬ?”
– спросил. И ты
сказала:
“Струна, что стала тетивой,
и старый заяц заводной –
вот верный праздник мой”.
1996
К сожалению, в настоящий
момент невозможна публикация фрагментов с грызунами из поэмы
Сида "Плерома" (1998-1999): летом почти 300-строчный
текст был утрачен в результате компьютерной аварии. Попытки
восстановить его пока не увенчались успехом. |