ПОЭТЫ ПРОГОВОРИЛИ ПЛОХОЕ
"Коммерсант-Daily"
№ 186 (№ 3270),
04.10.2005
Рубрика: фестиваль / литература
Завершился IV Международный фестиваль "Биеннале поэтов в
Москве" (Ъ писал о его начале 29 сентября). Нынешний фестиваль запомнится
приверженностью к всевозможному экстриму: "экстремальные" стихи
читали в РГГУ, в "Доме" и у памятника Блоку, в Институте экологии
и эволюции РАН обсуждали "травмы головы и их творческие последствия".
Рассказывает АНАСТАСИЯ Ъ-ГАЛАШИНА.
Говорить об "Экстремальном опыте в современной поэзии" в РГГУ
пригласили Линор Горалик, Демьяна Кудрявцева и Елену Фанайлову. Как выяснилось,
поэты и сами были удивлены таким выбором. Елена Фанайлова призналась,
что ее очень привлекают экстремальные исторические личности – Василий
Розанов, Симона Вейль, о последней поэтесса прочитала проникновенное стихотворение.
"Я, как всегда, не соглашусь с Еленой", – вступил в разговор
Демьян Кудрявцев и высказал, пожалуй, самую интересную мысль за все мероприятие:
поэзия сама по себе – экстремальный опыт, стихи пишутся, когда нет сил
говорить, когда человек на грани. "Вообще, поэты пишут, чтобы проговорить
что-то плохое",– добавила Линор Горалик. В итоге сошлись на том,
что главный экстремальный поэт XX века – Марина Цветаева. Забавно, что
выступавшие пытались говорить в эдаком метафизическом ключе, а стихи читали
исключительно со словами "говно", "дрочить", "Афган".
Получилось, что это и есть показатель экстремизма, но такого опыта в литературе
всегда хватало.
Настоящий экстремальный опыт любители поэзии получили на фестивале голосового
стиха в клубе "Дом". Известный саунд-поэт Сергей Бирюков, начав
вечер, набросился на зал, жестко отчеканивая слова, деля их на слоги,
резко двигался по сцене, завывая и жужжа в микрофон, в отдельные моменты
переходил на пение-молитву. Поэты Вадим Месяц, Данила Давыдов, Дина Гатина,
Андрей Родионов подхватили накаленные интонации. После короткой передышки
австрийский дуэт "Онофон" довел публику буквально до экстаза:
два стройных блондина делали с ритмом невозможное, раскладывали на несколько
голосов, один вступал позже другого, монотонно и с немецкой артикуляцией.
Ребята читали на немецком языке, но, похоже, о переводе никто и не думал:
интонации, движения, ритм сделали поэзию почти такой же интернациональной,
как музыка. Обычно занудные поэтические чтения превратились в безумную
джазовую импровизацию, и зал потом еще долго не мог остановиться.
На следующий день участники фестиваля переместились
в Институт экологии и эволюции РАН с больной головой рассуждать о голове
поэта. Несмотря на интригующую тему, публики было немного. По словам ведущего
с поэтической фамилией Григория Ходасевича, у "Головы поэта"
три главных героя в современной литературе: Андрей Битов, Сергей Гандлевский
и Андрей Родионов, они знамениты своим творчеством и травмами. На круглый
стол попал только Андрей Родионов. Пришли врачи, специализирующиеся на
психиатрии, неврологии и т. д. Неизвестно, насколько организаторы планировали
заниматься наукой, но выглядело всё это как перформанс. С кафедры серьёзные
женщины рассказывали, что пить вредно и курить тоже, а "атеросклероз
ждёт каждого из нас". Поэты отвечали стихами.
Иллюстрация: Демьян Кудрявцев, Линор Горалик и Елена Фанайлова (слева
направо) на поэтических чтениях "Экстремальный опыт в современной
поэзии"
Фото: Павел Смертин / Коммерсантъ
Оригинал статьи на сервере "Коммерсант-Daily"
|
|