СТИХИЮ – В НАРОД!
В Москву пришёл фестиваль поэтов
"Моковский Комсомолец",
27.09.2005
Сегодня
в Центре Мейерхольда — главное торжество фестиваля “Биеннале поэтов”,
на котором вручат премию “Москва-транзит”. Сегодня поэт Евгений Бунимович,
президент фестиваля, — гость “МК”.
В сентябре в Москве разгулялась эпидемия “Биеннале поэтов” под
патронатом Московской городской думы и правительства Москвы, при поддержке
Комитета по культуре города, ряда посольств, при участии Русского ПЕН-центра,
а также нескольких библиотек и журналов.
— Евгений Абрамович, вы всякий раз выбираете ведущую тему поэтических
встреч. Что на этот раз в центре внимания?
— Диалектика преодоления. Поэты слишком отдалились от читателя. Замкнулись
в своей скорлупе. Необходимо разорвать эту замкнутость. Но и читателю
необходимо преодолеть привычку “хавать” только то, что уже разжевано.
Нынче ему подавай попсу. Но давно пора понять что-то иное.
— Наших любителей стихов раздражает невнятное сегодняшнее говорение
поэтов, некая беседа с самим собой.
— Этот герметизм поэзии существует, и не только у нас. Поэты часто бравируют
своей маргинальностью. Вот эту маргинальность тоже хотелось бы преодолеть.
— Сейчас, как птички из гнезд, выпорхнули молодые поэты. Их очень
много.
— И они исповедуют новую искренность, хотят произнести слова, которые,
по их убеждению, имеют право на существование.
— Настоящий поэт во все времена находил незаезженные слова и сильные
чувства совсем в ином.
— Вот пример — Юнна Мориц. Она только что получила премию за лучшую книгу
года на Московской международной книжной ярмарке. “По закону — привет
почтальону” — замечательная книжка. В ней поэт сохранила свою абсолютную
цельность.
— В Москве стали очень популярны поэтические клубы, книжные салоны.
— Это, конечно, не стадионы, но в этих маленьких точках поэты встречаются
друг с другом и с читателем. В Москве каждый день где-то обязательно читают
стихи! Мы пригласили на фестиваль гостей из Германии и Израиля. Этому
сближению помогут переводчики. Позвали молодых поэтов из Калининграда
и украинцев. Культура должна возводить свои мосты.
— “Биеннале поэтов” Москвы, кажется, заметили на Западе?
— И заметили, и приняли в Международную ассоциацию поэтических фестивалей
по высшей категории. Там ни у кого нет сомнения в том, что Москва — одна
из мировых столиц поэзии. К нам приезжает крупнейший
африканский поэт Амаду Ламин Салль из Сенегала, человек совсем другой
культуры.
— Вы как-то финансируете приезд гостей?
— У нас очень скромные средства. Мы можем только поселить в гостинице
“Россия” зарубежных участников. Скромно их кормим в клубах О.Г.И., но
проезд обеспечивают посольства и культурные центры.
— Кто представляет русскую провинцию?
— Светлана Кекова, лауреат нашего прошлого фестиваля, и Виталий Кальпиди,
очень талантливый человек, представляющий уральскую поэзию. Приезжает
еще один наш лауреат из Канады — Бахыт Кенжеев. Малую премию в прошлом
году получил поэт из Симферополя Андрей Поляков, воспитанный на волошинской
традиции. Символом Большой премии “Москва-транзит” стала скульптура однокрылого
поэта, сделанная в Италии французским скульптором и поэтом Борисом Леженом.
Он автор мемориальной доски Мандельштама в Париже. Лежен подарил нам несколько
своих красивых работ.
— Каково денежное выражение премии?
— Лауреат получает 1000 долларов. На них можно издать книжку. Малая премия
— 500 долларов. Мы задумали учредить еще одну премию — поэтических симпатий.
На прошлом фестивале Москву покорил изумительно талантливый китайский
поэт Ян Линь. Он преподает в Англии, а является гражданином Новой Зеландии.
Мы провели опрос, кого больше запомнили на прошлом фестивале. И услышали:
Ян Линя! Мы пошлем ему премию.
— Ну а что-то неожиданное придумали?
— В культурном центре “Дом” состоится фестиваль голосового стиха. Из Австрии
прибыл дуэт саунд-поэзии “Онофон”. В этом эксперименте участвуют австрийцы,
белорусы, русские поэты. Они все настаивают: главное в поэзии — звук.
— Продолжится ли увлекательная акция поэтов и художников “Рукописная
книга”?
— Это представление разыграется в Зверевском культурном центре. Поэты
сами будут делать ручные книжки на глазах у публики.
“МК” приветствует “Биеннале поэтов”. Всё идет по Маяковскому: “Но поэзия
— пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой”.
Автор фото: АНТОНИНА КОРСУНОВА
|