Пишет Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) ([info]dkuzmin)
@ 2007-02-15 11:10:00
Предыдущая запись  В избранное!  Отслеживать  Следующая запись
Метки данной записи: из жизни небезызвестного литератора, отчеты

13.02., бывший "Авторник" — Кузьминские чтения
Я счел, что к этому мероприятию я не должен прикладывать какие-либо организационные усилия. Вероятно, поэтому круг лиц, пожелавших принять в нем участие, был, на мой вкус, довольно причудливым, а средний возраст чествовавших знатного пестуна (помнится, в одной статье Дмитрия Быкова это слово должно было выражать всю силу его презрения к вашему покорному слуге) младших поколений оказался, полагаю, где-то в районе полтинника. Собственно похвалы пересказывать нет смысла, тем более что в ряде случаев они выплескивались далеко за пределы разумного (однако дважды, для убедительности, повторенная Иваном Ахметьевым [info]ayktm сентенция: «Всем пора понять, что Кузьмин — центральная фигура современной русской поэзии», вызвавшая даже некий ропот в зале, — сдается мне, сюда не относится, ибо совершенно невинным образом констатирует вовсе не роль или масштаб, а пространственную локализацию: в центре эстетического спектра). Сверх этого выступили:


  • моя мама, вероломно извлеченная из зала организатором вечера Игорем Сидом [info]igor_sid, помнившим ее в лицо, и поведавшая о том, как в отрочестве я составлял для редактируемых ею книг именные указатели;
  • Александр Ожиганов, сказавший: «Волна постмодернизма отхлынула так же внезапно, как нахлынула, а мы все, от акулы до моллюска, остались беспомощно барахтаться на мелководье» (общая идея его была та, что две напечатанные мною его книжки доказывают, что он не напрасно жил на свете);
  • Вадим Калинин [info]krasnaya_ribka, прочитавший назидательный очерк о своем первом учителе (по рисованию), умершем с голоду, — дабы желающие сами определили, следует ли им со- или противопоставить этого достойного человека и героя дня (отзыв Вадима о состоявшейся акции имеется);
  • Борис Кочейшвили, в виде презента прочитавший записанные им в Электростали небольшие воспоминания одного сослуживца о Яне Сатуновском;
  • Игорь Лёвшин [info]ilevshin, заметивший, что в литературном быту теперь множество авторов называют "вавилонскими" или даже "кузьминскими" при том, что очень немногие из них сами себя аттестуют подобным образом, — и это, в общем, довольно парадоксальный и беспрецедентный случай;
  • Александр Бубнов, продемонстрировавший визуальный презент — хитроумное написание моих имени и фамилии с использованием ноты ми;
  • Евгения Воробьева [info]vejlyan, сообщившая, что она уже пятнадцать лет со мной спорит;
  • Олег Асиновский, настойчиво повторявший, что русская поэзия — лучшая в мире;
  • Наталья Осипова, Наталья Азарова, Игорь Жуков.


Чтобы жизнь не казалась мне мёдом, были званы лица с другой стороны баррикад. Таковых оказалось двое. Света Литвак, огородившаяся баррикадами от всего остального мира, прочитала известное стихотворение, в котором поминается «жалкий жребий кузьмина» (среди имеющихся на странице отзывов меня больше всего порадовал в свое время последний, в котором сербская славистка Драгиня Рамадански сообщает, что, помимо М.А. Кузмина, "все остальные <Кузьмины> не в счет", — натурально, через пару месяцев после того, как я отказался печатать в "Воздухе" ее скучнейшие стихи, переведенные на русский язык доброй Фаиной Гримберг). Юрий Ракита, известный идеолог, выступил с речью "Наши разногласия", в которой, продолжая мою любимую аналогию поэзии (вообще искусства) и науки как равноправных способов познания, предположил, что я как адепт "фундаментальной поэзии" (статусно аналогичного фундаментальной науке) отказываю в праве на существование "прикладной поэзии", приравнивая ее к пустому тиражированию готовых приемов и форм; развернутая полемика с этой интерпретацией выходит за рамки данного отчета, но замечу, что неявным образом эта идея опять основывается на сведении понятия художественной инновации к инновации формальной (а под "прикладной поэзией" понимаются не столько тексты, обладающие стиховой структурой, но преследующие внешние по отношению к искусству цели, — например, рекламные слоганы, — сколько тексты, обладающие "традиционной" "формой", но несущие индивидуальное "содержание"); меж тем инновация не бывает отдельно формальная или содержательная: она либо есть, либо ее нет.

В кулуарах распространялись сведения о подготовленных к вечеру, но не предназначенных для оглашения мемуарах Михаила Нилина, выдержанных в форме некролога. В итоге я все же получил доступ к этому 27-страничному тексту, о котором может дать некоторое представление следующий абзац:

«У меня были превосходные фотографии Кузьмина, сделанные любителями (а камера в женских руках, по-моему, схватывает то, что не откроется в видоискатель большому (“Война и мир”) мужскому глазу), да, любителями и мастерами. Мы с ним на конной прогулке. У стремени — девушка-филолог, студентка (последний курс — диплом — аспирантура). Затем — кабинетного формата: Кузьмин с Ксенией Маренниковой и Фаиной Гримберг (оригинальные с генуинным драйвом поэтессы; Ф.Г. писала еще и грациозную прозу; обе доводились Кузьмину родней; степеней родства, к сожалению, не помню). Позади них на стене в художественном отношении не интересный портрет Л.Д.Троцкого (каким-то образом родня Кузьмину, но опять же хода и колена этого родства не помню)».

Ведущий акции Игорь Сид ограничился в своем представлении героя дня воспоминаниями о проекте "Литературная жизнь Москвы" и замечанием о литературтрегерстве как особом виде литературного творчества — и почему-то пренебрег уже сложившейся традицией предлагать слушателям анаграмматическую расшифровку имени-фамилии тостуемого. Этот недопустимый пробел мне приходится теперь восполнить самому — так что сообщаю всем заинтересованным лицам, что анаграммою имени "Дмитрий Кузьмин" является фраза Змий, кинь им труд. Запасной вариант: Змий, дурь им ткни.


(Добавить комментарий)


[info]lukomnikov_1
2007-02-15 09:12 am UTC (ссылка) Отслеживать
Очень хотел послушать и поучаствовать, но проспал.
Прошу прощения.
Присоединяюсь к формулировке Ахметьева в Вашей интерпретации.
На днях попытаюсь написать о Вас мемуарную заметку, а пока ограничусь своим давнишним стишком (2003 года).

                * * *

        может ведь и Кузьмин чего-то не понимать

        (А вот может ли Кузьмин
        понимать
        что он чего-то не понимает)

(Ответить)


[info]lukomnikov_1
2007-02-15 09:51 am UTC (ссылка) Отслеживать
Справедливости ради замечу, что Света Литвак всё же "огородилась баррикадами" не "от всего остального мира", но от других литературтрегеров и клубов - от Вас, от ОГИ, от "Классиков XXI века"...
Достаточно вспомнить её собственную активную и многолетнюю деятельность на этой ниве - в салоне "Премьера" и журнале Зверевского центра. Круг авторов, кстати, процентов на 70 тот же, что и в вышеназванных клубах, но общая атмосфера всё же там всегда отличалась - в сторону какой-то домашнести, что ли, и в то же время большей открытости новым людям, "самодеятельности", в чём есть свои плюсы и свои минусы.
Видимо, это противостояние для неё внутренне необходимо.

(Ответить)(Ветвь дискуссии)


[info]dkuzmin
2007-02-15 09:55 am UTC (ссылка) Отслеживать
Мне видится, что это отгораживание происходило постепенно, и в процессе деятельность салона "Премьера", Зверевского центра и т.п. была также постепенно свернута. Но это, в общем, не мое дело.

(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lukomnikov_1
2007-02-15 10:37 am UTC (ссылка) Отслеживать
1. Это противостояние декларировалось ею задолго до открытия собственного клуба. Цитирую "ЛЖМ":
«Ноту изящной иронии по отношению к не лишенному помпезности мероприятию внесла акция Светы Литвак под девизом: "Независимая поэзия всегда будет в конфликте с салонами и литературной бюрократией" (в рамках акции Литвак демонстративно находилась в фойе Салона, игнорируя программу фестиваля и распространяя листовки соответствующего содержания)».
http://www.vavilon.ru/lit/jun97.html
Это июнь 1997 г., а "Премьера" была создана в декабре 1998.

2. Литературно-организационная деятельность Зверцентра и С.Л. вовсе не свёрнута, хотя, конечно, в последнее время не столь активна (возможно, временно).

(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dkuzmin
2007-02-15 03:10 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Ну да, ну да, салон, объединяющий тех, кто в конфликте с другими салонами... Синдром Медведева задолго до Медведева, только без громкой пиар-кампании. Гера, есть один тип публичных заявлений, после которых человек перестает для меня существовать. Но я, естественно, не предлагаю никому это разделять.

(Ответить)(Уровень выше)


[info]svetalitvak
2007-02-16 11:03 pm UTC (ссылка) Отслеживать
да ладно вам
ни от кого я не отгораживалась
скорее похоже на десятилетие блокады
игнорирование моего творчества практически всеми структурами
романтический нонконформизм конечно имеет место с моей стороны
хамские заявления как правило только в ответ на хамское ко мне отношение
чьё-лиьо заявление о том, что я бисексуалка или что-нибудь ещё - меня никогда не обидит, а что в этом обидного?

(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dkuzmin
2007-02-16 11:35 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Чье-либо заявление о том, что я гей, является констатацией факта и обидным быть не может.
Чье-либо заявление о том, что я его (ее) затираю, обидным быть может и требует предъявления доказательств, но само по себе этически ненаказуемо.
А вот соединение этих двух идей воедино, в конструкцию "геи меня затирают" (или, что то же самое, "евреи меня затирают"), я нахожу (независимо от личных предпочтений или национальной принадлежности говорящего) ксенофобной риторикой, автоматически выводящей говорящего за пределы человеческой порядочности, как я ее понимаю.

(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]svetalitvak
2007-02-17 12:20 am UTC (ссылка) Отслеживать
я и так чувствую, что выхожу всё дальше за пределы "человеческой порядочности"
в том смысле как её понимают разные люди и даже общество в целом
должна ли я быть за это наказана, мне неясно
меня всю жизнь тёрли
родители, администрация художественного училища, муж, литературные администраторы...
евреи меня тоже затирали :), потому что моя мама - русская
даже в Израиль не пустили - с подозрением, что я как одна из русских женщин еду с возможной целью занятия проституцией
у меня такое ощущение, что я очень многих обидела, иначе - не совсем понимаю стратегию в отношении меня большинства литературных салонов и распорядителей
я вроде жалуюсь
но я уже сказала, что "никогда не променяю"
так мне и надо

(Ответить)(Уровень выше)


[info]testimony
2007-02-15 01:36 pm UTC (ссылка) Отслеживать
так так, родня значит. по мужу?:)

(Ответить)


[info]oleg_bv
2007-02-15 02:47 pm UTC (ссылка) Отслеживать
а можно ли как-нибудь достать "презент" от Кочейшвили?:)

(Ответить)(Ветвь дискуссии)


[info]dkuzmin
2007-02-15 02:54 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Он мне отдал распечатку, но в лом сканировать. Я попробую запросить файл и куда-нибудь вывешу.

(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oleg_bv
2007-02-15 03:43 pm UTC (ссылка) Отслеживать
было бы прекрасно, спасибо!)

(Ответить)(Уровень выше)


[info]sensensen
2007-02-15 07:11 pm UTC (ссылка) Отслеживать
ну, ты понимаешь, почему меня не было... работа, работа, работа(((

(Ответить)


[info]svetalitvak
2007-02-16 11:10 pm UTC (ссылка) Отслеживать
Кстати, Драгиня Рамадански собиралась пригласить вас на международный фестиваль в Сербию - 7 дней теплоходом по Дунаю, но там всё решилось без её участия
да и приглашать собиралась через меня :))
она невинна

(Ответить)


(Добавить комментарий)