ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ

 
Акции Крымского клуба: РУБЛЬ И ЛИТЕРАТУРА (НЕ ТОЛЬКО О КРИЗИСЕ)14.09.98

"РУБЛЬ И ЛИТЕРАТУРА (НЕ ТОЛЬКО О КРИЗИСЕ)"

Круглый стол в Крымском клубе

"... отношение к государству, я думаю,
у многих присутствующих изменилось...
за последние семь суток"
Дмитрий Канторов

Содержание файла:

1. Стенограмма дискуссии.

2. Текст анкеты "Рубль и литература", распространявшейся на заседании.

3. Тексты публикаций об этом заседании.

4. Впечатления участников дискуссии по прошествии времени.

1. Стенограмма дискуссии

((Не все голоса дискутантов идентифицированы.
Курсивом набраны фрагменты,
в точности которых расшифровщик не уверен,
курсивом в двойных скобках -
поясняющие вставки расшифровщика))

Действующие лица:

Поэт Игорь СИД (ведущий), литературный критик, редактор отдела "Независимой газеты" Анна БРАЖКИНА, поэт и литературтрегер Дмитрий КУЗЬМИН, художник Дмитрий КАНТОРОВ, прозаик Александр СЕЛИН, главный редактор журнала "Лица" Григорий НЕХОРОШЕВ, поэт Виктор САНЧУК, эссеист Изяслав ГЕРШМАНОВСКИХ, композитор Сергей ЛЕТОВ, критик Андрей ЦУКАНОВ, прозаик Дмитрий ГАЙДУК, другие узнаваемые лица, всего около 30 человек.

Игорь СИД:

- Итак, дорогие друзья! Несмотря на то, что у нас сегодня, по понятным причинам, довольно мало народу, я думаю, что уже имеет смысл начать наш сегодняшний вечер. Он первый в этом году, - и в принципе непонятно, как мы будем жить в этом сезоне. ...Термин "межсезонье", который лично я почерпнул из "Растаманских народных сказок" Дмитрия Гайдука, - он как бы подразумевает каникулы... Каникулы закончились, мы собрались после весьма тяжёлых событий последних двух месяцев... Каждого из нас, по-видимому, по-разному потрясли - или, вернее, не его, а его персональный или семейный бюджет, - все эти, как Юрий Андрухович выражается, украинский поэт, "ПЕРЕВЕРЗИИ" экономической ситуации в стране. Мне кажется, мы находимся на пороге необходимости что-то пересмотреть. Литераторам, людям некоммерческого искусства придётся, наверное, труднее всего в нынешней обстановке. Я не идеалист и не собираюсь с ходу приглашать к какому-то фантастическому объединению, петь "возьмёмся за руки, друзья", как пел Булат Шалвович, - но во всяком случае, взаимная поддержка, хотя бы информационная, должна существовать, и должна интенсифицироваться... Как выживать?... Все друг друга спрашивают, - вчера вот заканчивался российско-австрийский литературный фестиваль, "Дни Вены в Москве", и когда публика выходила покурить за ворота, - то бишь из стеклянных дверей прекрасного Малого Манежа, - основным вопросом, как я слышал, звучало: "ну, как ты, удержался ли на своей работе, чем теперь выживаешь?" В тревоге даже авторы, в нашем наивном представлении вполне респектабельные. Короче, "как дальше жить"? (("Короче, как дальше жить" - ключевая фраза в сказке "Про войну" из сборника наркоманского фольклора "Растаманские народные сказки" Д. Гайдука (М., "Autochton Publishers", 1998) ))

В прошлом году мы открыли сезон "круглым стУлом" на тему "как жить дальше?", и звучала она тогда чуть ли не оптимистически, то есть перед нами был как бы новый учебный год, - логично так именовать промежуток между летними каникулами, - и предполагался стабильный и перспективный жизненный контекст, в котором мы существовали, люди, пишущие тексты или думающие о текстах, - ибо сейчас, видимо, уже не обязательно ПИСАТЬ тексты, чтобы называться литератором. Контекст, в который мы окунуты сейчас, представляется катастрофическим... В целом, надвигающийся Милленниум, все эти чисто формальные признаки Конца Света, - они заставляют внутренне собраться и... к чему-то готовиться. Но к чему готовиться - непонятно... На днях мы разговаривали с Вадимом Гущиным, известным литератором и деятелем русского Интернета (он редактор сервера REMA.RU), о том, ЧТО вообще означает нынешняя экономическая ситуация... Гущина пока нет, но я не хочу предварять и анонсировать его выступление - думаю, он просто опаздывает (Вадим Вадимыч - человек, кажется, пунктуальный и обязательный), но дело в том, что им предложена тема, звучащая достаточно катастрофично, и поэтому в течении последующих дней мы снижали драматизм формулировки, и вчера уже основное число литераторов было приглашено путём пригласительной карточки, на которой было совсем спокойное заглавие, перекочевавшее сегодня на бланк анкеты: "Рубль и литература".

... Взаимоотношения между текстом, точнее, человеком текста, и человеком денег, человеком внешней жизни, они проговариваются время от времени достаточно недвусмысленно, рефлектируются ("Разговор книгопродавца с поэтом" и тому подобные вещи), но что и как будет ТЕПЕРЬ, совершенно непонятно. Я, признаюсь честно, сам нахожусь в некоторой такой... ещё вот термин, почерпнутый мною в последние годы от предпринимателей - в ПОЛНОЙ НЕПОНЯТКЕ. Наши родные бизнесмены придумали это слово в начале перестройки (до перестройки, мне кажется, этой лексемы не было), и применялось оно в отношении экономической и юридической ситуации, окаймляющей новое предпринимательство: денег можно было много заработать, "пока была непонятка"... Теперь же, когда у нас... ммм... несколько другая форма экономического состояния, я вижу несколько более удручённые, чем обычно, лица, и... что я могу сказать?... Я очень рад вас видеть, рад, что, несмотря на всё происходящее, мы всё-таки ещё собираемся, и надеюсь, что в течение ближайших времён мы как-то немножко "растеплимся" и, главное, может быть, что-нибудь изменится к лучшему.

((Поднимает бланк анкеты)) ... Я думаю, что все уже просмотрели эту анкету целиком. Один из последних вопросов ("Приняли бы Вы участие в работе Школы литературного менеджмента?") связан с дальнейшими проектами нашего Клуба. Литератору успешному в финансовом плане (а таких, увы, очень немного) такая школа не нужна, но многие авторы не то чтобы пишут некассовые вещи, а просто не знают, что они могли бы неплохо зарабатывать своим творчеством. По экспертным, маркетинговым оценкам, очень многие авторы из работающих сейчас в русской литературе могли бы публиковаться гораздо более успешно в денежном отношении. Однако взаимосвязь денег и литературы сильно ослаблена. Здесь много факторов, в том числе и прежде всего - комплекс русской, а затем и советской интеллигенции, что деньги - это стыдно, а если и не стыдно, то суетиться по этому поводу как-то нехорошо. Институция литагентства, литагентов у нас почти не развита. Какие-то крупные писатели, - в том числе, некоторые из прозаиков, получивших премию Букера или "Анти-Букер" и живущих большей частью на два дома, здесь и на Западе, - все имеют своих литературных агентов. Но агенты эти - люди, съевшие зубы (т.е. собаку) на ситуации экономической в основной западной. Самые кассовые современные авторы, наверное, не имеют отношения к актуальной литературе, о которой одной только и интересно говорить. Промежуточный, видимо, сектор представляет Александра Маринина... Из известных и мною, например, уважаемых прозаиков, которых можно было бы считать и экспертами по литературе, как минимум один - Зиновий Зиник - Маринину оценивает положительно, как большой, так сказать, прорыв. Возможно, что-то там в художественном отношении и есть...

Дмитрий КУЗЬМИН:

- Стоит выяснить, посредством поднятия руки, кто читал хоть один роман Марининой ((сам поднимает руку)).

СИД ((пересчитывает поднятые руки)):

- Раз, два, три, - Гайдук всё читает, что попадётся, Гайдук, опусти руку! ((смех в зале)) - три, четыре, пять... семь, всего восемь. А всего нас собралось сегодня... ((пересчитывает)) к началу вечера - 21 человек.

Дмитрий КАНТОРОВ:

- Эта анкета ((нрзб)), какое прикладное значение она имеет?

СИД:

- Она имеет массу прикладных значений. Какая-то часть материалов пойдёт и в ФСБ, это уж наверняка... ((смех в зале)).

КУЗЬМИН:

- Пусть они тогда денег дадут...

СИД:

- Откуда у них деньги? Их тоже поувольняли сейчас всех... ((смех и галдёж в зале))

КУЗЬМИН:

- Без денег она не имеет значения. Может быть, более актуально назвать - "Рубль и Совет Безопасности"? Или "Рубль и внешняя разведка"?

СИД:

- Детализацию темы можно обозначить голосованием.

КУЗЬМИН:

- Я думаю, нужно изменить: не "Рубль и литература", а "Доллар и литература". Это мне кажется гораздо более корректным... В начале анкеты уже первый шаг сделан в этом направлении (в "шапке" анкеты написано: "по понятным причинам рубли в анкете предстают в виде долларов"). Давайте быть честными до конца и...

СИД:

- Я не знаю, помнит ли кто-нибудь такой термин: "патриотизм". В отношении рубля, например. Я, вообще-то, являюсь гражданином Украины, господа...

Дмитрий КАНТОРОВ:

- Правильно! Нужно провести голосование: кто патриот рубля, а кто - нет. Потому что отношение к государству, я думаю, у многих присутствующих изменилось... за последние семь суток.

СИД:

- К государству - да! Но не к рублю.

КАНТОРОВ:

- Мы патриоты национальной идеи - или мы будем говорить про "Рубль и литература?"

КУЗЬМИН:

- Мы патриоты, но - чего именно? Давайте разберёмся. Значит, так: я - патриот доллара! Применительно к данному вопросу...

СИД:

- А что? Давайте проголосуем. Великолепная идея. Давайте так... Кто за рубль? ((пересчитывает поднятые руки)) За рубль три человека... А, четыре! С ума сойти... Лена, а вы? Наверное, можно поднимать руку за несколько денежных единиц.

КАНТОРОВ:

- При голосовании за денежки нужно уточнять - по какому курсу! ((смех в зале))

СИД ((смеётся)):

- ... Нет-нет, - подразумевается рубль как понятие, рубль как ностальгия... Я в пятом классе насобирал рубль из пяти- и трёхкопеечных монеток, которые обычно оставались после того, как я покупал по заданию родителей доллары... ((запнувшись, смеётся, хохот в зале)) ...нет-нет, - продукты, хлебушек... Хлеб, а иногда мороженое. Я помню свой первый рубль! Но потом родителям понадобились зачем-то деньги, и я отдал этот рубль без сожаления - важен был факт, что у меня БЫЛ целый рубль.

Изяслав ГЕРШМАНОВСКИХ:

- А первый доллар?..

СИД:

- Я не договорил фразу, что в зале присутствуют двое подданных государства Украина, - это мы с Гайдуком, обожаемым мною писателем...

КУЗЬМИН:

- Вам повезло: гривна пока стоит довольно прочно...

СИД:

- Стоп! Гривна? А... разве не КАРБОВАНЕЦ?...

КУЗЬМИН:

- Давно уже - гривна! ((смех в зале))

СИД ((смущённо)):

- Опозорили... Действительно, мы давно уже не можем никак на родину выбраться... И Гайдук здесь застрял почему-то... несмотря на здешний кризис.

Андрей ЦУКАНОВ:

- Когда я последний раз был на Украине, там были КУПОНЫ.

СИД ((к залу)):

- А! Андрей Цуканов вспоминает, что на Украине была ещё такая валюта - купоны.

КАНТОРОВ:

- Где ж твой патриотизм к ним?

СИД:

- Но дело в том, что моя родина - Крым, а с ним сложнее, потому что он был когда-то российской территорией, потом стал украинской...

КАНТОРОВ:

- Там были когда-то и венецианские деньги...

СИД:

- Вы знаете, я не ожидал, что будет так конкретизироваться тема собственно денег... Я тогда расскажу про одну замечательную вещь, - а то забуду когда-либо об этом сказать, до тех пор пока это не будет опубликовано... Мы с Леонидом Прохоровичем Талочкиным (я думаю, вы все слышали это имя, это крупнейший коллекционер изобразительного искусства) - давно уже готовим публикацию, иллюстрированную статью под названием "КРЫМСКИЕ ДЕНЬГИ". То есть - начиная с боспорских монет конца первого тысячелетия до новой эры, с монет, печатавшихся в Феодосии, в Херсонесе, с монет средневековых (я, правда, точно не помню, какие были деньги у татар в века Крымского ханства), и заканчивая "банкнотами", печатавшимися в отдельных городах Крыма и даже на отдельных крымских предприятиях в 20-е-30-е годы, и настоящими банкнотами белогвардейских правительств в Крыму, - пост-самодержавными (кстати, недавно возник термин "ПОСТМОДЕРЖАВИЕ", как контаминация - наконец-то - самодержавия и постмодернизма, и через пару месяцев у нас, возможно, будет на эту тему какой-то "саммит"...). И последнее - купоны крымских предприятий начала 90-х, имевших хождение отчасти взамен общеукраинских купонов.

КАНТОРОВ:

- Сид, можно алаверды? ...В девяносто первом году, когда появились сторублёвки в России, новые сторублёвки, они стоили где-то, по-моему, около одного доллара, - это был культурный шок, в том числе для русской эмиграции. И в Нью-Йорке художник русского происхождения, Петрук ((Хитрук????)) , живя в очень стеснённых долларовых условиях, сделал огромное совершенно произведение, которое называется "Золото царя Мидаса". Там русские ((нрзб)), увеличенные а-ля Энди Уорхол, были изображены в виде золотой фольги... Таким образом тогда возникло допущение, что в России нету ((нрзб)) ((нрзб)) русской революции. ((нрзб)) ((нрзб)) кодироваться.

СИД:

- Спасибо. Забавно; и, я думаю, все помнят представленную фрагментарно, кажется, в журнале Пушкин, давнюю акцию галереи Гельмана "Новые русские деньги", - Митя, ты, наверное, подробности знаешь... Было напечатано страшное количество купюр с изображениями деятелей российской культуры - начиная с Александра Сергеевича, - вместо каких-то городских пейзажей, не помню, что у нас там на банкнотах изображено... В общем, было забавно. Что касается украинских купюр, то там, например, Богдан Хмельницкий, по-моему, изображён, - несмотря на то, что он многими украинскими националистами вспоминается с весьма нетёплыми эмоциями... Там какие-то свои странные аберрации. Кстати, ещё один забавный был момент... Когда ввели купоны на Украине, соответственно, в начале 90-х, то там в фоновом орнаменте вокруг изображения был такой элемент, стандартные крохотные овалы со вписанными шестёрками, причём в одном месте на всех купюрах разной стоимости, между двумя какими-то рисунками в правом верхнем углу было ровно три таких шестёрки... И помню, что какие-то деятели, вероятно, духовные, возбуждали уголовное дело по выяснению авторства этих дьявольских шестёрок на тогдашней украинской банкноте... Вот такая была демоническая история, связанная с деньгами.

... Я, однако, чувствую, что... какого-то такого траура сегодня нет, связанного с инфляцией. Нету, да? В принципе, литератор, он как пролетарий, ему нечего терять, кроме своих цепей.

ГОЛОС ИЗ ЗАЛА ((кажется, КАНТОРОВ)):

- Наоборот, это состояние апокалиптическое даже нравится... ((смех в зале))

СИД:

- Ну, оно как бы ПРИВЫЧНОЕ. Привычное, нормальное, ежедневное апокалиптическое состояние. ...Но вернёмся к анкете... Я прошу прощения, если мы, готовя эту анкету, кого-то из достойнейших авторов пропустили, - это всё будет дорабатываться, и эта анкета будет продолжать... свою работу. (Это я не насчёт ФСБ.) Вопрос к тем, кто уже заполнил анкету: какая часть перечисленных для выяснения рейтинга авторов совсем неизвестна? ((В ответ - галдёж в зале, в том смысле, что большинство имён вполне знакомые))

КУЗЬМИН:

- Я не нашёл ни одной незнакомой для меня фамилии!

СИД:

- Ну, это КУЗЬМИН... Друзья, я должен сделать ещё такое сообщение. Мы открываем в Интернете сайт Крымского клуба, и туда будут вноситься со временем стенограммы всех заседаний Клуба. Так что можно интеллектуально развлекаться как угодно, и тем самым делать вклад в наше общее умственное богатство... Просьба только: говорить внятно, потому что если кто-то будет разговаривать, как например Всеволод Николаевич Некрасов, - себе под нос, - то расшифровать запись будет невозможно, и мы будем теребить вас попусту, просить прослушать собственную запись - что вы там такое набормотали...

ГОЛОС С ЗАДНЕГОРЯДА:

- Если бы все говорили как Всеволод Некрасов, у нас отбою бы не было от Нобелевских премий...

Виктор САНЧУК ((громко бурчит с третьего ряда)):

- Ну, а если у меня просто зубов не хватает, что мне делать с дикцией?

СИД:

- Я не о тебе говорю! Ты очень даже внятно и красиво произносишь... всё что надо.

КУЗЬМИН:

- Давайте Сиду тоже выбьем зуб, и тогда половина записи будет не слышна, и посадим на место ведущего кого-нибудь другого...

СИД:

- А правда, я так устал на этом кресле! Давайте действительно выбьем мне зуб, - разумеется, виртуально, - и усадим сюда кого новенького. Вот как раз просит слова Витя САНЧУК. Прошу сюда... Господа! Пошла живая дискуссия, просьба для выступления перемещаться в центр. ((пересаживается на ближайшее кресло переднего ряда))

САНЧУК ((сев в кресло ведущего и обращаясь к Сиду)):

- Я вот что хочу сказать... При абсолютном к тебе уважении... любви и так далее... Я должен сказать...

КУЗЬМИН:

- А если короче?

САНЧУК ((по-прежнему обращаясь к Сиду)):

- ... по поводу твоей тирады. По-моему, это полный бред вообще! И знаешь, по поводу вот этих австрийцев, которые вчера были. Они мне заплатили деньги - за дело, потому что я их перевёл, и перевёл хорошо. Они мне заплатили деньги, я купил на эти деньги водку, и... проблемы, в общем-то, с деньгами нет. ((нрзб)) Но... Я должен сказать, что... Я там был, в этой Австрии , несколько лет назад - выступал, и... Очень интересно было, - я помню, это 91–92 год... И вот они приблизительно с теми же вопросами, начинают говорить: "А как вот у вас культура выживает, а вот как вот..." ((нрзб)) Я говорю то, что я думаю... ((нрзб)). А в эту Австрию я приехал из какой-то деревни, где жрать было нечего... Очевидно, что... И я им говорю: ребята, вы чего-то не то говорите, вообще! Какая, на хер, - извините за выражение, - какая литература?! О чём мы говорим? Вот представьте себе, что сидят какие-то балбесы, включая меня, - там, Гоголь, не знаю, Шевченко, Достоевский, - и ты им объясняешь, что - рубли, и доллары, и на что вы будете менять...

СИД:

- Я думаю, что если бы они жили в наше время, они были бы погружены в тот же самый контекст, что и все мы...

САНЧУК:

- Они жили в СВОЁ время, и погружены были совсем в другой контекст... И вообще разговор шёл о другом, и я вообще не понимаю... Ты говоришь... Чем мы занимаемся? Если мы занимаемся искусством, то какие, на хер, эти самые доллары и рубли ((нрзб)). Мы за это платим, а не мир - нам... И эта установка, что они нам должны за что-то заплатить, - за нашу графоманию, что ли, за наш неправильный русский язык? Это чушь просто...

СИД:

- "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать".

САНЧУК:

- Может, это и есть "менеджмент"? Тогда, действительно, с ФСБ... Вот здесь присутствует Гриша Нехорошев, главный редактор журнала "Лица", и между прочим, писатель не хуже, чем все присутствующие...

Григорий НЕХОРОШЕВ:

- Пару слов можно?

САНЧУК:

- Я тебя не вызывал!.. пока что. Вызову! ...Так вот. Он работает, - издатель, - делает дело, журнал покупается. За это он получает свои... там... две тыщи долларов. Таких друзей у меня и знакомых, - достаточное количество. Они делают дело, понимаешь? И за это дело они, естественно, получают деньги... Потому что это дело...

СИД:

- А гонорары платят?

САНЧУК:

- И гонорары... платят!

СИД:

- Но платят-то за тексты?

САНЧУК:

- Так правильно! Пиши такие тексты, за которые будут платить! О чём речь и идёт... Что это за нытьё такое?.. Если тебя интересуют деньги, напиши так, чтобы тебе за это заплатили... Если не умеешь этого делать - извини...

СИД:

- Хорошо. Но что делать с такой большой... двумя большими разницами, как между жанрами поэзии и прозы? Прозу читает большее количество людей, она вполне может быть коммерчески выгодна... Путём сочинения поэтических текстов очень мало кому удавалось зарабатывать. Есть ещё форма - получение литературных премий, но это скорее исключение...

САНЧУК:

- Сид, я уж прошу прощения, что тут матерился...

СИД:

- Ну ладно, из зала, с места - можно и нужно материться, а с трибуны, право, лучше не стоит.

((какофония голосов, в основном спор насчёт зарабатывания денег стихами))

КТО-ТО ИЗ СЛУШАТЕЛЕЙ:

- А зачем вообще связывать "Рубль" и "Литературу"?

СИД:

- А земля и небо - разве между собой не связаны, пускай даже своей полной противоположностью? Проблема "земля и небо", проблема "рубль и литература". Разве кто-то сказал, что рубль и литература - "близнецы-братья"?

САНЧУК:

- Для того, чтобы существовала культура, нужен носитель. Нужно, чтобы выжил носитель! То есть люди, которые живут... Тогда уже можно говорить о культуре... Я не марксист вовсе, а просто... Понимаете, литература, она существует сама по себе. И никуда она не денется, и всё с ней будет нормально. И не надо об этом плакать! Плакать надо о другом - ((нрзб))!

КАНТОРОВ ((?)):

- Литература никогда не была самостоятельна. Она всегда была связана с материальным. А особенно в такие времена...

САНЧУК:

- Я об этом и говорю! Что она вторична по отношению к... Вот смотрите: сначала всё-таки - Вавилон, а уже потом - культура Вавилона. ((нрзб)) И причём тут обмен информацией? Смешно говорить о том, "как выжить культуре"! Это привычка советского времени, выживание за счёт субсидий и прочего... Она и так выживет...

КАНТОРОВ: ((длинная тирада, заглушаемая соседями))

САНЧУК:

- ((нрзб)) ... Талантливые люди, они найдут почву для своего расцветания. Они понимают, что существуют за счёт своего таланта. За счёт соединения с самой почвой...

((Галдёж с упоминанием, кажется, каких-то арабских поэтов, "которые вообще создали европейскую цивилизацию!"))

САНЧУК:

- ((нрзб)) ... В результате происходит... то, что говорит уважаемый Сид. Он говорит о том... что дождь не льётся, и... как же нам теперь... это самое... Да нормально!

СИД:

- Если я произнёс какое-то слишком сложноподчинённое предложение, то немного упрощу...

Ситуация меняется. Каждый из нас оказывается, в той или иной степени, перед новыми сложностями. И сложности эти могут быть интересны, с одной стороны, с культурологической точки зрения. С другой стороны, они могут иметь для нас, литераторов, общий практический знаменатель. И путём такого разговора мы можем, во-первых, выйти на какие-то интересные умозаключения, а по второму аспекту - прийти к каким-то жизненно полезным решениям. Например. Рано или поздно будет создана школа литературного менеджмента, где можно будет не только поучиться жизни, но и получить справочную информацию, где лучше применить те или иные тексты... Грубо говоря, - выяснить, что в Твери, допустим, обожают минимализм, и там за такие тексты лучше заплатят...

Мне всегда важна первая сторона. Можно получать кайф и от тягостной ситуации, если смотреть на неё с эстетической точки зрения... Что касается второго вопроса, то, к сожалению, нельзя сказать, что я УЖЕ занимаюсь менеджментом литературы. Я пока нащупываю такую возможность... И собираю здесь толковых людей для разговора, чтобы понять вообще, что происходит.

У нас здесь в гостях сегодня главные редакторы - журнала "Лица" и журнала "Другой". Есть один из редакторов "Независимой газеты". Дмитрий Кузьмин - главный редактор нашего "боевого листка", газеты "Литературная жизнь Москвы" - здесь, на своём посту... К сожалению, пара главных редакторов журналов, приглашённые рассказать, насколько плохи дела с выходом их изданий, выступить сегодня не могут - по этой самой причине... Журнал "Пушкин", навострившийся было выходить раз в две недели, в ближайшее время будет выходить не чаще раза в месяц ((через несколько дней выяснится, что выход "Пушкина" замораживается до неизвестных времён)). Это "Пушкин"-то, который по логике вещей должен чувствовать себя получше, чем некоторые другие... Что касается "Нового литературного обозрения", я не знаю, но вчера один из директоров "ОНЭКСИМ Банка" (если не ошибаюсь), спонсор "НЛО" и родной брат его редактора Ирины Прохоровой, выступал по телевидению и рассказывал, какие трудности испытывает сейчас его структура...

((Обращаясь к сидящему в третьем ряду Г. Нехорошеву)) Могу я вас попросить рассказать, как именно ваш журнал чувствует себя в сегодняшней ситуации?

НЕХОРОШЕВ ((встав возле кресла ведущего)):

- Я главный редактор журнала "Лица"... Попал сюда совершенно случайно, но, в общем-то, доволен. Наш журнал входит в издательство "Совершенно секретно", поэтому проблема состоит в выживании в целом издательского дома... Но до кризиса наш журнал приносил достаточно ощутимую прибыль, поэтому у нас не было проблем. Теперь всё, конечно, в два раза упало, но журнал всё равно будет выходить. В два раза, соответственно, сокращены зарплата и гонорары, и в два раза сокращён объём журнала. И где-то тысяч на десять экземпляров сокращён тираж.

СИД:

- А какой был тираж?

НЕХОРОШЕВ:

- Сорок пять тысяч экземпляров, теперь будет тридцать пять. Журнал не литературный, не культурологический, но с большим удовольствием пишет на различные литературные и культурные темы... И в то же время ощущает недостаток в авторах. Мне все эти разговоры о том, что литераторы бедствуют и не могут свести концы с концами, иногда просто кажутся смешными, потому что я всех своих знакомых литераторов приглашаю к сотрудничеству. Они мне иногда приносят тексты, но тексты эти крайне редко попадают в печать, потому что они сделаны левой ногой... Я понимаю, хороший литератор не хочет тратить время на журналистский текст. Но если он всё-таки взялся его делать, то ему нужно потратить лишние три-четыре часа и переписать русским языком. Но литератор этого делать не хочет. Он будет звонить, он будет... ((нрзб)) Вообще, иногда хочется сделать интервью литератора с литератором... Первое, что начинает делать литератор, это говорит, что "этот литератор, он вообще не литератор". И даже речь не идёт о Марининой, речь идёт об авторах, которые интересны и не-литераторам, и литераторам...

КУЗЬМИН:

- Кому? Войновичу?

НЕХОРОШЕВ:

- Дмитрий, я вашу эстетическую позицию знаю...

КУЗЬМИН:

- Нет, вы покажите мне таких литераторов, которым интересны эти литераторы!

НЕХОРОШЕВ:

- Ну почему? Речь идёт о Гандлевском... Но никто не может сделать с Гандлевским нормальное интервью, сразу начинают говорить, что Гандлевский, мол, отказался от Анти-Букеровской премии, и тайно её взял...

ГОЛОС:

- А вы спросите об этом Гандлевского!

НЕХОРОШЕВ:

- Мне это не интересно! Мне это не интересно... В общем, в итоге грустная получается ситуация с литераторами, которых привлекают к журналистике... Вот даже Виктор Георгиевич Санчук, совершенно великолепный поэт, много раз по моей просьбе что-то пытался написать, ((нрзб)) и в итоге всё это оказывалось ((нрзб)) Единственный раз он переписал текст раза три, и ((нрзб)) теперь он, кажется пойдёт...

ГОЛОС:

- Можно узнать, сколько вы платите?

НЕХОРОШЕВ:

- Мы платим 30 долларов за страничку машинописного текста.

КАНТОРОВ:

- ................ Писатель не хочет стать профессионалом в прикладном значении. Имеет ли он выгодную позицию, как индивидуум, к которому должны приходить и брать готовое?

Дмитрий ГАЙДУК:

- Я могу ответить. Писатель боится стать профессионалом, поскольку он не умеет стать профессионалом.

НЕХОРОШЕВ:

- Вы знаете, ведь речь в данной дискуссии и в данной анкете не идёт о... Достаточно двойственная анкета... Насколько я понимаю, писатель вообще-то - это не автор каких-то определённых текстов, писатель - это стиль жизни, такой образ взгляда на мир, которые может выражаться во всём - от рисунков на бумаге вовремя телефонного разговора до романа с... Писатель - это что-то такое, некая индивидуальность, которая пытается выразиться во всём... Поэтому она может выразиться и в журналистском тексте...

СИД:

- Лайф-арт?

НЕХОРОШЕВ:

- Да, если взять слово из современной лексики. Лайф-арт. Вот приводившийся здесь в пример Зиновий Зиник. Зиновий Зиник не зарабатывает своими литературными произведениями, он зарабатывает журналистикой. Я знаю Зиновия пятнадцать лет, он никогда не зарабатывал литературными произведениями, ни здесь, ни там. Зиновий Зиник с удовольствием согласился написать статью про Салмана Рушди для журнала "Лица". И был очень рад, доволен, что его статью опубликовали, и заплатили...

((РАСШИФРОВКА АУДИОЗАПИСИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Качество второй половины записи оставляет желать лучшего, однако редакция Литер.net надеется рано или поздно исхитриться и расшифровать её))


 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
ПОЛЯКОВ
КЛЕХ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221