ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ

Акции Крымского клуба: Выдвижение В. Аксёнова на Государственную премию РФ (15.10.98)

Фрагмент интервью с В. Аксёновым с первым упоминанием замысла романа, 1993 г.

 

И. СИД – В. АКСЁНОВ, для альманаха "Крымская идея",
интервью опубликовано в газетах "Гуманитарный Фонд" 01.11.93
и "Керченский рабочий", 19.08.1993,
тогда же, в сокращении – в газете "Таврические ведомости".

 

- (...) Самый приблизительный ретроспективный анализ Вашего творчества позволяет условно выделить в его истории какие-то периоды, или этапы. В 60-е годы это романтическая городская проза ("Коллеги", "Звёздный билет", "Золотая наша железка"...). В 70-х годах - уже появление какого-то щемящего чувства, боли, нерва. Не то чтобы дисгармония, но какой-то общий дискомфорт, что ли... "Поиски жанра", "Ожог", "Остров Крым"... Восьмидесятые - это вообще нечто, быть может, иное: скорее документально-автобиографическая проза, вещи к тому же сильно различающиеся между собой по жанру. Каким будет - или становится - Аксёнов девяностых?

- Я уже старый, Сид! Боже мой, мне искать ещё какой-то новый период как-то смешно... Но... на самом деле я всё-таки не считаю, что я окончательно исчерпан. Я в конце концов пришёл к тому моменту, когда не просто ищу чего-то нового, но пытаюсь аккумулировать всё, что собрал за долгие годы литературной работы... Я всю жизнь старался быть, кроме всего прочего, хорошим профессионалом своего дела. Когда я сейчас читаю свои первые романы, романы молодого героя, я в них вижу только элементы появляющегося профессионализма и стиля. И кроме всего прочего, что появлялось в моих последующих вещах, о чём Вы верно говорили, - элементов сарказма и нерва, - в них накапливался ещё и этот профессионализм.. Я его очень ценю; я умею располагать слова в том порядке, в каком создаётся... стиль. И я держусь этого своего наработанного стиля, и сейчас вдруг ни с того ни с сего, после многолетней работы над трилогией, романом я вдруг почувствовал, что мне нужно вернуться к рассказу. Может быть, это от того, что я чувствовал, что мне надо укрепиться как стилисту и романисту... У меня ведь и тема одного из семинаров для студентов - "Рассказ - школа прозы". И я всё это лето, просто для своего удовольствия, даже не имея в виду издателя, пишу рассказы... И - впервые я начал писать о сегодняшнем дне России... да, о нынешней России. Я боялся, я чувствовал, что боюсь писать на эту тему. Причём я ощущал даже среди своих старых друзей здесь... какое-то чувство такого мандража, трясучку какую-то - по-моему, очень многие писатели до сих пор ещё боятся писать об этом времени... Поэтому я стараюсь скомбинировать свои цели: с одной стороны, тренировка руки, тренировка стиля, а с другой стороны - попытка преодолеть вот это отчуждение, которое у меня вдруг возникло. Я думаю, оно возникло не только из-за того, что я живу за океаном, а что оно вообще существует, это отчуждение писателя нашего поколения от существующей сейчас в России действительности. И я хочу закончить этот цикл рассказов и начать большой роман... Где поместить Америку и Россию вместе и поселить там какого-то героя, который бы аккумулировал всю истерию этих взаимоотношений.

- Как бы "Лучников наоборот"?

- Да, может быть. Нечто похожее: человек с кризисом его статуса, тем, что американцы называют "айдентити крайзис" - кризис самоидентификации, кризис личности... Вобрать в этот роман довольно большие пласты жизни, сделать нечто вроде "Ожога"... Но не с такой истерикой, как там.

- К 80-м годам в русскую литературу докатилась с Запада волна постмодернизма. Это явление как оценивается Вами и оценивается ли с каким-либо знаком, положительным или отрицательным?

- Вообще я недостаточно осведомлён, но некоторые вещи и основные концепции, по-моему, мне известны. И в прозе, предположим, я читал Владимира Сорокина, довольно много, или, скажем, Егора Радова. Но вот что интересно: если Вы вчитаетесь внимательно, чтобы ощутить истоки стиля, то неизбежно натолкнётесь на Юрия Мамлеева. Я вспоминаю, как в середине 60-х вдруг стали появляться в тогдашнем самиздате, без указания автора, страшные такие рассказы, в которых - бытовая советская среда, и вдруг в ней начинает разворачиваться что-то ужасающее: явления каннибализма, садомазохизма и прочее... И Сорокин уже доводит это до упора, это уходит в метафизическую проблему крушения человека, не только как идейной, духовной структуры, но и биологического крушения человека, человека как явления природы. В принципе, это очень интересно, но, к сожалению, это чревато тем, что пластинка может быть заезжена очень быстро: если сидеть всё время на одном и том же приёме, неизбежно вдруг можешь оказаться в ситуации, когда это подходит очень близко к дешёвым американским "хоррор шоу", к книжкам ужасов, которыми заполнены полки сотен тысяч бук-шопов. И, как ни странно, такой самый sophisticated, изощрённый литературный приём смыкается с самым базарным коммерческим элементом в литературе - если это можно вообще назвать литературой. Что касается вообще постмодернистского уклона в современной молодой российской литературе, то мне кажется, что здесь происходит подмена понятий, и даже употребление термина "постмодернизм" не совсем правильное. Постмодернизм - это модернизм, усвоивший массу приемов ВСЕГО, организующий определённый сплав приёмов, эклектику... А здесь часто возникает монотон. В постмодернизме не может быть монотона, ни в коем случае... То, что здесь возникает, пока это - своего рода, я бы сказал, "постсовковизм"...

Если взять, скажем, исторический авангард, то вы увидите там колоссальное массовое вдохновение. Оно - один из элементов, может быть, главный элемент авангарда. Изучая историю авангарда, я совершенно восхищался тем, как художники "Бубнового валета", им было тогда лет по двадцать, собирались в студии Машкова и вместе лабали - они всё время хотели быть вместе! - писали вместе стихи, тут же читали вместе, дурачились и так далее. Когда знакомишься с этим массовым вдохновением, какое-то вдруг очарование охватывает. Сейчас же мы не можем говорить о вдохновении. Скорее - о каком-то вы-дохновении. Идет ВЫДОХ - просто, быть может, для того, чтобы очистить лёгкие от некоего шлака. Если представить себе тело русской литературы, то оно, быть может, хочет очиститься от этого силикоза, который там скопился, и это идёт выдох, бесконечный выдох... Наше поколение, когда мы были молоды, мы именно испытали это чувство массового вдохновения, и оно было направлено на попытку восстановить прерванные связи - в искусстве, в литературе, в музыке. Недаром Анна Ахматова - старая старуха - стала центром молодой литературы. Эренбург тогда говорил: я на вас смотрю, и вижу, что мы соединяемся - через головы отцов: деды и внуки протягивают руки друг другу... Любопытный такой процесс. Но тогда существовало вот это вдохновение. И оно, видимо, ещё придет через некоторое время сюда, в русскую литературу... Это Дикое Поле отбросов и расчленённых зловонных трупов - оно в конце концов образует какой-то перегной, и появятся новые всходы... Я на это надеюсь, во всяком случае... (...)

Москва, 24 июля 1993


 
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221