Евгений Рейн
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Несколько слов о стихах Глеба Шульпякова
Однажды в частной беседе Иосиф Бродский сказал, что
поэзия - это форма медленного чтения.
Я думаю, он имел в виду прежде всего ту степень повышенного внимания,
которую - сравнительно с другими видами искусства - требует поэтический
текст.
Поэзия Глеба Шульпякова, которую я давно знаю и высоко ставлю, есть
абсолютное доказательство этой мысли. Его стихи основаны прежде
всего на медленном и микроскопическом измельчении масштаба - что
дает ему возможность прибегать к лирической метафоре, убеждая нас
в необыкновенной зоркости собственного взгляда. Почти любой его
текст подтверждает это предположение.
Его стихи - это следствие замечательной наблюдательности, способности
связать концы с концами таких эфемерных и неуловимых вещей как лиризм
и зоркость. Его поэзия уже отлита в определенные высокоточные формы.
Шульпяков очень хорошо знает все, что связано с русской поэзией.
Но его стихи ни в коем случае нельзя назвать вторичными по существу
поэзии - и вот почему. Его глаз и мера его наблюдательности, его
работа души и мозга, которые дают в том числе и высококачественный
текст сами по себе подлинны - в то время как вторичными являются
те или иные литературные связи, без которых поэзия еще никогда не
обходилась. В конце концов аллюзии, которые возникают при чтении
его стихов - еще одна форма их существования; в то время как психологическая
чуткость и острота зрения в стихах Шульпякова, помноженные на некий
спокойный, безнадрывный лиризм, обстоятельная, высокоточная и нерасхлябанная
техника является в современной поэзии довольно большой редкостью.
За стихами Глеба Шульпякова стоит какой-то издавна взятый разбег,
сравнимый с движением лыжника, скатывающегося с трамплина, за которым
чувствуется те несколько метров, которые придали ему необходимый
разгон.
В этой поэзии еще одним определенно высоким качеством мне представляется
то, что она умудряется, будучи безусловно детищем культуры и чтения,
не впасть с назывательную литературщину, свойственную многим современным
поэтам. Она вся пропущена сквозь реальный мир, состоящий из реальных
предметов - через мир, за которым стоит подлинная лирическая автобиография
поэта.
В его стихах нет лирического героя - каждый раз мы имеем дело с
документально-биологическим слепком с автора. Мне кажется, что во
всем вышесказанном и заключается некий тонкий сдвиг, некое достижение,
которое свойственно стихам Шульпякова.
Ибо я уверен, что в поэзии если и существует прогресс, то состоит
он не в открытии новых сногсшибательных приемов, не в капитальном
ремонте всего здания поэзия, а в микроскопическом перемещении по
шкале, которая и есть русская поэзия. Движение к уточнению, к понижению
или повышению температуры, давления - что и составляет основу двигателя
нашей поэзии. Насколько точным, изощренным поэтом был Бунин - но
пришли Пастернак, Мандельштам, Бродский и эта шкала была еще на
несколько микрон увеличена. В то время как невероятно громокипящая
революция, которую совершил Крученых подлинно изобразительного,
орудийного переворота в поэзии так и не сделала.
Читая стихи Шульпякова я многократно ловил себя на том, что завидую
некоему нейтральному тону его поэзии - тому, в частности, что он
ни при каких обстоятельствах не будет рвать на себе рубашку и говорить
высокопарные слова, что он говорит голосом точным и ровным, не позволяя
себе ни малейшего срыва. И это мне тоже кажется определенным достижением,
новацией - поскольку наша поэзия рано или поздно впадает в надрыв
и истерику, что видимо заключено в природе нашей эмоциональности,
но для стихов вряд ли благотворно.
Избегая этого, Шульпяков придает поэзии ноту весьма оригинальную
- он не увлекается шутовством, в стихах его нет очевидной иронии:
зато оттенок скепсиса, чувственного минимализма, не очень веселой
усмешки в его стихах безусловно присутствует. Все это вместе образует
оригинальную ноту, которая и определяет то, что я называю "поэзией
Шульпякова" в русле неэкстремального творчества, которому я
и придаю особо важное значение.
Шульпяков - поэт точно выверенного автопсихологического мастерства:
психология занимает в его стихах очень важное и четко очерченное
место. В этом смысле его стихи опять-таки новость - поскольку ненавязчивая
психология мне мало известна, а потому и любопытна. Возможно здесь
есть тоненькая ниточка, которая тянется к Бродскому, но Шульпяков
пишет все-таки на совершенно другом материале. Он видит пограничный
столб, который вкопал Бродский в почву нашей поэзии. Он как бы имеет
его в виду, ибо глупо делать вид, что его нет - оглядка же всегда
уместна прежде всего с творческой точки зрения: в конце концов поэзия
этим всегда питалась.
В свои молодые годы он добился - с известными, конечно же, оговорками
- самостоятельно существующей от него поэзии. Именно это представляется
мне самым драгоценным. Появление его книги становится неким вторичным
фактором, поскольку уже до книги он состоялся и существует как независимая
поэтическая единица. Я могу без заголовка и подписи узнать его манеру
и почерк, а читателю при встречи с его поэзией понадобится возврат
к внимательному чтению, к тренировке слуха и зрения.
Это стихи человека, который прежде всего сознает цену бытию, его
благостности, которая нисходит на любого человека - знает цену пейзажу,
закуренной сигарете, одиночеству, культурным аллюзиям, возможно
даже - отчаянию. Его окружает мир, окультуренный точностью взгляда
вовне и внутрь себя. Это равновесие внутреннего и внешнего и есть
некая особая мета в поэзии Шульпякова. Когда я читаю его стихи,
вслед за первой реакцией меня прошибает некая удовлетворенная грусть,
поскольку его способ выделения факта, детали, настроения, эмоции
- это способ человека, владеющего культурой и чувственностью. На
этом стыке культуры и непосредственной жизни и возникает поэзия
Шульпякова. Стихи его интересны, поскольку не является навалом материала
- они суть продукт вполне высококачественной организации.
Под этими стихами всякий раз лежит не только подлинное - пусть небольшого
масштаба - событие, но и подлинное чувство, подлинная эмоция, движение
души, которое и привело к появлению строчки. Для меня его стихи
- прежде всего чтение, и здесь мы возвращаемся в начало, так как
эти стихи и есть та форма медленного чтения, которого требует поэзия.
Эта поэзия глаза и души, события и души, культуры и души: я каждый
раз говорю "душа", поскольку Шульпяков избавил себя от
экстравагантности и надрыва. Эта поэзия душевной жизни и зрения,
ответственности за свое слово. Я думаю, ей предстоит большой путь,
и хотя разбег уже сделан, угадать направление этой дороги еще невозможно.
И это - тоже достоинство, потому что оно говорит нам о том, что
его стихи не есть продукт планомерной мозговой деятельности. Они
- внезапные вспышки, оттиски, формы того, что происходит на стыке
человеческой души и интеллекта, который обречен быть поэзией, ибо
какие бы отливы и приливы в поэзии не случались, только она может
закрепить некую божественность бытия. Другого способа воздать должное
таинственности и благостности мира, кроме как через поэзию, не существует.
Приняв на себя этот завет, Шульпяков как бы сказал слова некой присяги.
Его стихи - это форма присяги поэзии в целом, вексель судьбы поэта
- и ему уже никуда от нее не уйти. Как и всякое залоговое обязательство,
этот вексель должен быть оплачен.
|
Глеб
Шульпяков
Книга
стихов
ЩЕЛЧОК
<<
>>
|