Акции Крымского клуба

 

КРЫМСКИЙ КЛУБ: ИСТОРИЯ В ЦИТАТАХ

(период 1993-1999)

СМИ о Крымском геопоэтическом клубе и Боспорском форуме.

 

Здесь представлены цитатами основные известные нам публикации с 1993 по 1999, связанные с работой Крымского клуба в Москве (Крымского геопоэтического клуба) и исторически предшествовавшего ему Боспорского форума в Крыму.

Последовательность публикаций в хронологическом порядке.


***
<...> Особенно интересными обещают быть Тамбовская конференция по авангарду, Семинар по проблемам времени, а также Международный семинар по современной культуре в Крыму, организацию которого взял на себя Крымский филиал Гуманитарного фонда и его председатель, известный керченский поэт и художник Игорь Сид. <...>.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 17.03.1993


***
Вчера в результате переговоров с представителями российского Министерства культуры председатель Крымского гуманитарного фонда Игорь Сид заручился их поддержкой проекта “Боспорский форум современной культуры” <...>. В то время как новоявленные суверенные государства делят совместно нажитое имущество, редкие энтузиасты-одиночки пытаются сохранить культурные контакты, связывающие интеллектуалов распавшейся империи <...>.
“КОММЕРСАНТЪ-DAILY”, 15.07.1993 (см. первоисточник)


***
Новая культурная инициатива — и новая точка на карте русской культуры: в Керчи состоялся Боспорский форум современной культуры. <...> Форум <...> призван свести для серьёзного разговора представителей разных культурных поколений, представить весь спектр художественных направлений, тенденций, школ. Об этих планах, о своём видении литературной ситуации, о своём творчестве рассказывали крымчанам Иван Жданов, Николай Звягинцев, Мария Максимова, Дмитрий Кузьмин, Вероника Боде, инициатор Форума Игорь Сид, <...> Андрей Поляков. <...>.
“ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОВОСТИ”, №49, октябрь 1993


***
Вчера в Керчи завершил работу фестиваль современного искусства и литературы "Боспорский форум", организованный Крымским гуманитарным фондом при финансовой поддержке Министерства культуры России. <...> Открывшийся пленэрной выставкой московских художников на острове Тузла, фестиваль затем переместился на материк под сень культурных учреждений <...>.
"КОММЕРСАНТЪ-DAILY", 07.10.1993


***
"Будущее Крыма — мировой художественный полигон". Таков идейный стержень международного культурологического семинара-фестиваля "Боспорский форум современной культуры", второй этап которого состоится этим летом в городе Керчи. <...>.
Российская газета "ПРЕЗИДЕНТ", 01.06.1994,
статья И. Сида “Боспорский форум”



***
В Керчи <...> состоялся 2-й Боспорский форум — международная конференция литераторов, заявившая об идее Средиземноморья (идее “третьего пути России”, который В.Б. Микушевич охарактеризовал как путь культуры и торговли — “путь из варяг в греки”). <...>.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 29.07.1994


***
<...> Этот контекст начинает становиться престижным: <...> летний Крымский форум делается всё более авторитетным. <...>.
Газета “СЕГОДНЯ”, 27.01.1995,
заметка В. Курицына “Февраль. Полуостров”

***
<...> “Программа преобразования Крыма в мировой культурный полигон”. <...> Глобалка глобалкой, а конкретные дела крымских энтузиастов — конкретные дела. <...> Научные конференции, поэтические бдения, художественные акции, творческие дискуссии <...>. Причём собирали в Крыму <...> людей совершенно разных эстетических, идеологических и прочих ориентаций. Василий Аксёнов и Тимур Кибиров, Владимир Войнович и Сергей Гандлевский, Фазиль Искандер и Михаил Айзенберг, Генрих Сапгир и специально прилетевший для этого в Россию Изяслав Гершмановских. <...>.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 15.03.1995,
статья “Крым как мировой культурный полигон”



***
В Керчи, в древнем Пантикапее, вот уже второй год проходит Боспорский форум. Организатор и вдохновитель его, крымский поэт Игорь Сид, завлекший на Форум и Василия Аксёнова, и Фазиля Искандера, и Тимура Кибирова, и Михаила Айзенберга, ставит перед выступающими всего два условия: во-первых, нужно подчеркнуть, что Крым — это центр мира, во-вторых, нужно выставить на общее обсуждение идею сногсшибательную. <...>.
Журнал “ЮНОСТЬ”, №4, апрель 1995


***
С 12 по 16 августа в Керчи прошёл третий Боспорский форум современной культуры. <...> Похоже, культурный “междусобойчик” перерос во влиятельный и своего рода престижный фестиваль. <...> Среди более чем пятидесяти участников нынешнего форума значительная часть — люди именитые: Фазиль Искандер, Тимур Кибиров, Алексей Парщиков, Владимир Микушевич... <...> Виктор Ерофеев возместил своё отсутствие оптимистической телеграммой: “Приветствую конгресс отмирающего племени литераторов... Выше держите Крым за Боспорский форум.
“ОБЩАЯ ГАЗЕТА”, 24.08.1995


***
В Москве, <...> под девизом “Крымская идея: альтернативный вариант” 6–7 апреля пройдёт международная тавриологическая конференция. В центре внимания — проблема дальнейшей реализации программы “Крым — мировой культурный полигон”<...>. Будет ли актуален вопрос отделения от Украины <...> для Крымского полуострова, становящегося мировым художественным “эпицентром”?.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 06.04.1995,
заметка И. Сида “Отдайте Крым поэтам”



***
<...> Возникает новое поколение — двадцатилетних. Я был в прошлом году в Керчи, на Боспорском форуме, и там было много молодых способных ребят, и в них присутствует авангардный дух! <...>.
В. Аксёнов, Париж, интервью “ИЗВЕСТИЯМ”, 19.04.1995


***
<...> Собрать в Керчи несколько десятков художников, поэтов, искусствоведов из разных стран СНГ и обсудить идею обращения Крыма в “международный художественный полигон”? <...> Поэт и художник Игорь Сид (Сидоренко), задумавший эту акцию, оказался на удивление целеустремлённым и волевым человеком <...> — и вот уже третий год подряд на стогнах древнего города проходит этот замечательный форум. <...>.
“ПРАВДА УКРАИНЫ”, 06.10.1995


***
Вчера на Кутузовском проспекте <...> под руководством человека, которого все называют просто Сид (Игорь Сидоренко), открылся литературно-художественный клуб <...>. Организатор, ставший известным после удачно прошедших фестивалей современного искусства и литературы “Боспорский форум” в Керчи, обещает, что клуб <...> станет постоянным местом встреч артистической публики.
“КОММЕРСАНТЪ-DAILY”, 17.11.1995


***
К двум залам, ориентированным на современную, а не на рудиментарную поэзию — музей Вадима Сидура (Новогиреевская, 37) и салон “Классики XXI века” (Чеховская библиотека на Страстном), — добавился геопоэтический крымский клуб.
Он обосновался в культурном центре “Феникс” (Кутузовский пр., 3), где будет возрождаться из пепла по средам. <...> Распорядитель вечеров — крымский поэт Игорь Сид. <...>.
“МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”, 23.11.1995


***
В Москве открылся ещё один поэтический клуб. <...> официальное название проекта — “Крымский геопоэтический клуб” <...> Это очередная инициатива известной нашим читателям организации “Боспорский форум”, уверенной в том, что через Крым проходит эстетическая ось мира. В этом году на конференции в Ялте лидер Форума Сид провозгласил лозунг “От геополитики — к геопоэтике” и вновь подтвердил планы сделать Крым не яблоком раздора между тремя нациями, а островом художников.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 06.12.1995,
заметка В. Курицына “Геопоэтика в “Фениксе””



***
Вчера в литературно-художественном клубе “Феникс” на Кутузовском проспекте состоялся творческий вечер Евгения Сабурова, которого многие знают как эксперта-экономиста, занимавшего в разные годы важные посты в российском правительстве, а также как опального экс-премьера Крыма, но значительно меньшее число публики — в качестве поэта и прозаика. Между тем Сабуров — сочинитель, весьма известный в кругах, близких к бывшему художественному андеграунду. Так что многие, пришедшие в клуб, увидели старого знакомца, произведения которого они впервые услышали ещё в середине семидесятых.
“КОММЕРСАНТЪ-DAILY”, 16.12.1995,
заметка “Авторский вечер экс-премьера”

***
Дмитрий Александрович Пригов станет наконец министром культуры. <...> Льву Рубинштейну поставят памятник на Красной площади <...>. Сид станет президентом Крыма. <...> Иван Жданов станет президентом банка. <...> Иосиф Бродский станет пресс-секретарём нового президента России. <...> Андрей Битов издаст телефонную книгу. <...>.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 01.01.1996,
новогодняя статья В. Курицына “Взгляд на русскую литературу в 1996 году”



***
<...> Нашлись люди, поставившие перед собой, казалось бы, фантастическую в наши дни задачу — превратить Крым в мировой культурный полигон. <...> сделать так, чтобы благодатная крымская земля всегда была объединяющим духовным началом для людей разных национальностей. <...> задуманная <...> программа очень обширна. Поэтому в Москве в конце прошлого года был создан Крымский клуб <...>.
“МОСКОВСКАЯ ПРАВДА”, 12.03.1996


***
Что бы вы думали, делают Виктор Ерофеев, Лев Рубинштейн, Иван Жданов, Мария Максимова, Игорь Сид и другие литераторы — москвичи и не только, когда собираются вместе в культурном центре “Феникс” (Кутузовский проспект, 3)?! <...> Поскольку их сборища — не что иное, как работа “Крымского геопоэтического клуба”, то <...> основное их занятие каждую среду — радение за судьбу Крыма, нашедшее своё выражение в программе “Крым — мировой культурный полигон” <...>.
“АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ — Москва”, №21, 21.05.1996,
статья “Крымский клуб”



***
Крымский геопоэтический клуб обосновался в московской галерее “Феникс” <...>. Членами клуба состоят участники ежегодного Боспорского форума современной культуры, впервые созванного три года тому назад крымским поэтом Игорем Сидом. Форум — это недельные сборища <...>“представителей литературного истеблишмента бывшей альтернативной культуры”, среди которых Айзенберг, Жданов, Кибиров, Вик. Ерофеев, Сапгир, Парщиков, А также “люди старой формации” — Аксёнов, Искандер, Войнович, Микушевич. Ну, а во время зимнего московского сезона те же участники Форума <...> собираются в клубе на Кутузовском <...>.
Журнал “ИТОГИ”, №10, июль 1996,
статья В. Тучкова “Крымский геопоэтический клуб”



***
<...> Наконец состоялся первый авторский вечер Дмитрия Авалиани — в литературном салоне “Крымский геопоэтический клуб <...>. Поэт оказался в весёлой, но вполне приличной компании — членами Крымского клуба являются участники Боспорского форума в Крыму, почётным председателем — Василий Аксёнов <...>.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 08.08.1996


***
<...> Геопоэтика — звучит вполне понятно для современного человека, как бы заранее убедительно. <...> И ваш Боспорский форум в Крыму — хорошее подтверждение этой геопоэтической теории: объединяющим началом оказывается теперь игра, искусство, изыск.
А. Битов — И. Сиду, интервью, “ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 18.12.1996


***
Очень мало осталось сфер, к которым мафия не приложила бы руку. Вот, наконец, и такая непригодная для выкачивания денег область, как некоммерческая литература, обзавелась собственной “коза ностра”. Этому явлению была посвящена прошедшая в Крымском геопоэтическом клубе дискуссия на тему “Литературные мафии и передел карты Москвы” <...>.
“КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ”, 18.02.1997


***
Крымский геопоэтический клуб (Крымский клуб) <...> является вторым, после Форума, реализованным проектом в составе геопоэтической программы “Крым — мировой культурный полигон”, провозглашающей Таврию как землю, приглашающую к творчеству, к диалогу и поиску взаимопонимания. В марте 1997 года активом Клуба учреждён в Москве Фонд развития творческой сферы “Крымский клуб” — для реализации как названных, так и иных программ <...>.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ”, №4, 06.04.1997


***
<...> Крымский клуб Игоря Сида — здесь акцент неуклонно смещается с авторских вечеров на диалогические формы, “круглые столы”, семинары <...>.
“КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ ”, 08.04.1997


***
<...> Таких аристократических форумов в Керчи состоялось три. В Москве их куратор Игорь Сид в 1995 году организовал Крымский клуб. Стратегия его — разработка принципов т.н. геопоэтики, как альтернативы дискредитировавшей себя геополитики (исходя из мнения, что культурная составляющая бытия теснит политическую) <...>.
“ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА”, 05.07.1997


***
<...> В 1996 году <...> крымская геопоэтическая идея развивалась в основном в рамках Крымского Клуба (Крымского геопоэтического Клуба), открытого стараниями Сида в Москве при культурном центре “Феникс”. В апреле 1996-го здесь прошла первая конференция по геопоэтике с участием Михаила Гаспарова, Зиновия Зиника, Вячеслава Курицына, Владислава Кулакова, Евгения Сабурова, Дмитрия Кузьмина и других геопоэтов современности <...>.
Журнал “ЗНАМЯ”, №7, июль 1997


***
<...> На заседании московского Крымского клуба Аксёнову подарили набор пиратских изданий “Острова Крым”. Писатель посмеялся, сообщив ряд живописных деталей своего общения с самими “пиратами”. Затем рассказал о своём новом романе “Новый сладостный стиль” <...> и зачитал его неопубликованную стихотворную часть <...>.
“МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ”, 14—21.09.1997,
статья “Приобщение к мистике. Василий Аксёнов в столичном Крымском клубе”



***
<...> Крымский клуб. <...> Куратор — Игорь Сид. Клуб является частью его геопоэтической программы “Крым — мировой культурный полигон“, в рамках которой Сид проводит не только вечера поэзии и заседания под названием “круглый стул”, но и поэтические форумы в Крыму, Москве и Днепропетровске. Любимые авторы клуба — члены крымско-московской поэтической группы “Полуостров” <...>.
Газета “РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ”, 25.10.1997


***
<...> Крымский клуб Игоря Сида, уже в прошлом сезоне склонявшийся от авторских вечеров к литературным дискуссиям, “круглым столам” и т.п., начал этот сезон, по сути дела, вечером литературных бесед <...> а получился <...> последовательный разговор о социальном бытовании поэзии: сетовал на “потерю читателя” Тимур Кибиров, непременные инвективы посылал всяческим литературным наглецам Всеволод Некрасов <...>, излучал оптимизм Сергей Бирюков <...>
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 01.11.1997


***
Самым сильным литературным впечатлением прошедшей недели оказался для меня вечер М.Л. Гаспарова в “Крымском клубе”. Знаменитый античник и стиховед выступал в качестве переводчика французских символистов <...>.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 12.11.1997


***
<...> МЭТРЫ. Михаил Гаспаров, выступивший с сольным вечером в Крымском клубе (3.11). <...> На сей раз в центре программы были тонкие и изысканные миниатюры, основанные на лирике Жака Мореаса, их художественная убедительность (наверное, усиленная тем обстоятельством, что над ними не тяготел первоисточник, практически неизвестный в России) заставила отвлечься от филологического аспекта ситуации ради самой поэзии <...>
К теме “Литература и новые информационные технологии” (круглый стол в Крымском клубе, 29.10.) подступались уже не в первый раз (весной пробовали в том же Эссе-клубе) — и опять не вполне успешно (в оправдание скажем: многих потенциальных участников сманили другие проходящие тем вечером мероприятия, и несколько важных голосов ощутимо недоставало). Однако парочку важных тезисов всё-таки зафиксировали: о том, что современная литература без всякого компьютера подходит к появлению типов текста, для которых компьютерная форма существования оптимальна (Вадим Гущин — о творчестве Дмитрия Авалиани), о том, что главная проблема, возникающая с усилением роли Интернета, — размывание информационных преград, тормозящих разрушение культурных иерархий (отныне всякая уездная барышня имеет возможность продемонстрировать свой альбом хоть всему человечеству <...>). Что ж, и это неплохо. <...>.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 18.11.1997


***
Разговор о влиянии всеобщей компьютеризации на судьбу литературы <...> кажется сегодня исключительно актуальным. Вот и в московском литературном салоне “Крымский клуб” этому вопросу был посвящён “круглый стол” 29 октября — с участием как писателей, так и компьютерщиков <...>.
Один из самых радикальных российских авангардистов Павел Митюшёв уже реализовал (и представил весной в том же “Крымском клубе”) компьютерный проект “Живая книга” <...>.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 19.11.1997


***
В Крымском клубе состоялся “круглый стул” для нового редактора “Литературного обозрения” Виктора Куллэ и его команды. <...> Вышедший номер (5, 1997) был украшен новыми именами членов редколлегии: московских поэтов Льва Рубинштейна, Михаила Айзенберга и Тимура Кибирова” <...>.
“РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ”, 22.11.1997,
статья “Красота — почти что неземная“



***
<...> Примерно год назад Игорь Сид начал проводить в своём “Крымском клубе”, помимо поэтических, дискуссионные вечера. Теперь они там преобладают. <...> Дискуссионный жанр в “Крымском клубе” называется “Круглый стул”. Сид сам придумывает темы для обсуждения, приглашает литераторов, и публика их “раскручивает на круглом стуле”, закидывая вопросами. <...> тема, открывшая нынешний сезон в “Крымском клубе”, — “Как жить дальше?” <...> Пока центром “устной эссеистики” остаются эти два клуба — “Эссе-” и “Крымский”. <...> стараниями Рустама и Сида она скоро станет отдельным, специфически клубно-салонным видом творчества.
“РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ”, 22.11.1997,
статья “Устное салонное творчество“



***
Галерея “Феникс“ (Кутузовский, 3), размещённый в ней геопоэтический клуб “Крымский форум“ и лично Сид провели круглый стол “Литература и информационные технологии“ <...>. Собрание Сид открыл фрагментом из интервью, данного нашему еженедельнику (см. “Computerworld Россия“ №25 за этот год) поэтом Алексеем Цветковым, который ведёт на радиостанции “Свобода” рубрику Internet-новостей “Седьмой континент”. <...>.
Журнал “COMPUTERWORLD РОССИЯ”, №48, 23.12.1997


***
Поминки по гей-литературе. Так можно обозначить смысл происходящего на очередном “круглом стуле” в “Крымском клубе”, на этот раз посвящённом “литературе и гомосексуальности” <...>.
“РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ”, 24.01.1998


***
В Крымском геопоэтическом клубе состоялся вечер поэта Михаила Сухотина, считающегося самым большим интеллектуалом среди концептуалистов от пера, и прозаика Дмитрия Полякова, музыкальностью прозы своей напоминающего Гоголя, но корни ищущем в американском музыкальном минимализме. Сухотин остаётся москвичом, тогда как Поляков с недавних пор стал преподавать физику в итальянской столице. Прозу он любит сочинять буквально на глазах слушателей <...>.
“ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА”, 26.01.1998,
заметка “Интеллектуал сочиняет прозу на глазах у публики”



***
Развитие гей-литературы отменяет сам феномен гомосексуализма как социального явления. К такому авторитетному выводу пришли участники круглого стола “Гомосексуальность и литература”, состоявшемся в Крымском клубе <...>. В прениях выступили и зачитали отрывки из своих произведений главный редактор издательства “Глагол” Александр Шаталов, главный редактор журнала “Вавилон” Дмитрий Кузьмин и другие <...>.
“ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА”, 02.02.1998


***
Выступая на презентации журнала “Новый Крым”, состоявшейся в Крымском клубе <...>, известный писатель <...> Юрий Черниченко выступил с инициативой создания в Москве Крымского землячества <...>. Такое землячество объединило бы выходцев из Крыма, к каковым, кстати, принадлежит и Юрий Дмитриевич, так и московских писателей, написавших значительную часть своих произведений в Крыму <...>.
“ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА”, 31.03.1998


***
Крымский геопоэтический клуб Игоря Сида иногда становится и крымским, и геопоэтическим. Как в минувшую среду, когда здесь был представлен первый номер <...> журнала “Новый Крым”. Главный редактор — историк белого Крыма Андрей Мальгин <...>. Вторая часть вечера была посвящена чтению стихов о Крыме и не о Крыме. Причём стихи второго рода предложил собравшимся бывший вице-премьер автономии Евгений Сабуров.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 01.04.1998


***
<...> прозаик и поэт Владимир Тучков <...>. <...> его рукописи дважды попадали в шорт-лист “Антибукера” и были отмечены литературными премиями.
Выступая в цикле Крымского клуба “Круглый стул”, Тучков впервые прочитал ряд фрагментов из своих неопубликованных книг прозы “Смерть приходит по Интернету”, “Русской книги военных” <...>. Была также прочитана вполне научная статья “Отчего вымерли шумеры и преумножились китайцы”, в которой автор пришёл к сенсационному выводу, что “древние шумеры были поголовно слепыми, а древние китайцы — глухонемыми”.
Гости литературного вечера высказали пожелание, чтобы эти книги заинтересовали московские издательства.
“ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА”, 06.05.1998


***
Есть в Москве место, особо притягательное для крымчан. Это культурный центр “Феникс” на Кутузовском проспекте, где “прописался” Крымский геопоэтический клуб. Он был создан три года назад крымско-московской группой “Полуостров”, объединяющей литераторов и художников. При поддержке авторитетных деятелей культуры группа “Полуостров” осуществляет программу “Крым — мировой культурный полигон”, в рамках которой уже проведены три Боспорских форума современной культуры в Керчи.
— Цель Крымского клуба в Москве — возродить тесный дружеский контакт, существовавший между деятелями искусства времён “Серебряного века”, — говорит руководитель программы Игорь Сид. — Одна из задач клуба — утверждение хорошего художественного вкуса <...>.
“ПРАВДА”, 13.05.1998


***
Знаменитый роман Юрия Андруховича ”Перверзия”, ставший для западного мира существенным литературным событием минувшего года, наконец переводится на русский язык.
Сегодня произведения молодого украинского писателя выходят в Италии, Германии, Австрии, Швеции, Канаде, США. <...>. Западная критика определяет Андруховича как одного из самых ярких представителей постмодернизма, сопоставляя по значимости в мировой литературной иерархии с Умберто Эко. Отечественная “глянцевая” критика называет Андруховича “священной коровой новой украинской словесности”. (...
Скоро Андрухович станет доступен и российской публике. Начало положено: его первая встреча с московскими коллегами состоялась в литературном салоне “Крымский клуб”.
Журнал “НОВОЕ ВРЕМЯ”, №18—19, 17.05.1998


***
<...> Итоги литературного сезона принято подводить в конце весны. <...> Если хочется поговорить, есть “Крымский клуб” (с дискуссиями о маргинальности, постмодернизме, компьютерных технологиях), “Авторник” (с “редкими гостями” вроде писателя Андрея Левкина, бывшего редактора легендарного рижского журнала “Родник”), “Эссе-клуб”, кочующий “Перформанс-клуб” <...>.
“РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ”, 30.05.1998


***
<...> Крымский клуб при арт-центре “Феникс”, что на Кутузовском проспекте. Этот литературный салон открыл свои двери знатокам словесности в октябре 1995 года при активной поддержке участников Боспорского форума современной культуры, проходившего в 1993–1995 годах в Керчи и собиравшего таких известных литераторов, как Фазиль Искандер, Василий Аксёнов, Владимир Войнович, Тимур Кибиров, Иван Жданов, Алексей Парщиков. Поэтому куратор салона Игорь Сид определяет суть клуба как свёрнутую форму Боспорского форума.
Недавно в Крымском клубе прошёл вечер под интригующим названием “Литературные мафии: передел литературной карты Москвы. <...> Приятной неожиданностью обернулся вечер Михаила Гаспарова, одного из крупнейших отечественных филологов, которого Игорю Сиду удалось уговорить впервые публично выступить в амплуа литератора — переводчика средневековой, античной и французской поэзии.
<...> не удивительно, что именно здесь состоялась презентация красочного журнала для путешественников “Новый Крым”, о котором рассказывал его главный редактор Андрей Мальгин, весьма интересная личность. <...>.
Газета “ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП”, №22, 27.05–02.06.1998


***
В конце мая в Ялте, Симферополе и Севастополе при поддержке Крымского геопоэтического клуба (см. “Итоги” №10, 1996) прошёл фестиваль духовой музыки “Золотой грифон”. Кроме двух десятков классных оркестров из стран СНГ, на фестивале оказались трио Сергея Летова “Три О”, струнный дуэт “Люк”, патриархи отечественного джаза Алексей Козлов и Вячеслав Горский.
Музыкальные акции проводились в самых неожиданных местах: например, один концерт состялся в “Зале Перестройки” комплекса карстовых пещер Чатыр-Дага (при поддержке аварийно-спасательной службы). <...>.
Атмосфера была очень тёплой. Алексей Козлов делился героико-ностальгическими воспоминаниями о музыкальной фронде 60-х. <...>. Сергей Летов вспоминал о своих встречах на европейских, американских, африканских сейшнах с произведшим здесь на фестивале фурор гениальным симферопольским гитаристом, изобретателем крымскотатарской версии фламенко Энвером Измайловым. <...>.
Журнал “ИТОГИ”, №23, июнь 1998


***
<...> На хорошо задуманном круглом столе “Имя. Псевдоним. Маска. Мистификация” (13.05, Крымский клуб) <...> выступил А. Самарцев, <...> настаивая <...> на том, что выбор иного имени меняет судьбу человека и автора, и избранное имя (скажем, в случае Ахматовой), оказавшись “истинным именем”, позволило некоторым авторам полностью реализовать себя в творчестве. (...
СОБЫТИЕ. Явление литературной публике (на соответствующем “круглом столе” в Крымском клубе) поэта и музыкального деятеля Яна Невструева, несколько лет назад официально, во всех документах, сменившего фамилию, имя и отчество на данные любимого персонажа повести братьев Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. Тут разом и новый тип литературного поведения, и <...> новый способ отношения к литературному тексту.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 19.06.1998


***
<...> Я ездил в Керчь по приглашению “Боспорского форума культуры”, который проводит группа молодых авангардистов, словно вышедших из романа “Остров Крым”. Им кажется, что Крым должен превратиться в землю обетованную мировой интеллектуальной элиты, которая будет там собираться.
Было забавно, хотя сегодня это совершенно ужасный город, который ни на йоту не сдвинулся с советской кочки, все эти доски почета, памятники, гарь от совершенно ненужного индустриального комплекса. Я оставил на ночь открытым окно и проснулся искусанный мухами, которые летели с рядом расположенной бойни. В центре гостиничного номера “люкс” торчал из паркета острием вверх огромный гвоздь, чтобы было удобней рвать брюки. Словом, город без излишеств.
При этом – маленькие коммерческие магазинчики со всевозможной дрянью. Я туда зачем-то зашел, сидят три женщины, говорят: “А вы откуда такой? Какой-то ховор у вас дикий”. Я говорю: “Из Москвы”. – “У-у, из Москвы!” – “Я не один приехал. Нас двенадцать человек. Все мужчины”. Они оживились: “Вот хорошо, а то у нас и мужчин уже нет, одни рэкетиры”. <...>.
“ОБЩАЯ ГАЗЕТА”, №25, июнь 1998
интервью с Василием АКСЁНОВЫМ



***
<...> Поэт и учёный-экономист Евгений Сабуров в недолгую, но бурную бытность свою главой правительства Крыма лишний раз поразил воображение земляков, выступив с историософским докладом на Боспорском форуме современной культуры. Уже одна только формулировка темы эпатировала интеллектуально девственных полуостровитян: “Св. Кирилл и Мефодий как идеологи авангарда”. <...> Тезисы доклада Сабуров развил в выступлении на конференции по геопоэтике в московском Крымском клубе весной 1996 года. <...>.
Журнал “ПУШКИН” и "РУССКИЙ ЖУРНАЛ", 01.09.1998,
эссе И. Сида “Империи Крыма”



***
<...> ... Потом было явление группы “Полуостров”, и сессии Боспорского форума, и открытие в Москве Крымского геопоэтического клуба. Случилось так, что Форум и Клуб разделили между собой “хронологические” роли: первый заострён на прошлом культуры (типа “наследие истории сквозь призму современной эстетической мысли”); Крымский клуб же — на её настоящем (вечера живых ещё авторов, всяческие круглые столы и конференции на злобу дня). <...>.
“РУССКИЙ ЖУРНАЛ”, сентябрь 98


***
После летних каникул жизнь только начинает набирать обороты. Открылся сезон в первом московском литературном салоне — Крымском клубе Игоря Сида. Здесь любят концептуальные беседы — впрочем, не стремясь к избыточной серьёзности. Поэтому для начала не успевшим вполне погрузиться в мир второй реальности литераторам была предложена почти житейская тема: “Рубль и литература”. Тему приняли близко к сердцу — и пришли к тому, что совершенно, в общем, непонятно, с какой стати писателю должны ещё и платить за то, что он занимается своим любимым делом. Конструктивный подход попытался предложить известный джазовый музыкант Сергей Летов, поделившийся опытом зарабатывания денег в мире некоммерческой музыки. <...>
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 30.09.1998,
статья Д. Кузьмина “Рубль и гений места”


***
По инициативе журнала “Новое литературное обозрение” в двух столицах состоялся петербургско-московский поэтический фестиваль “GENIUS LOCI”. <...> Камерно-семейная атмосфера — хоть, как и в Петербурге, зал тоже был заполнен до отказа — отличала и московские чтения фестиваля, прошедшие в Крымском клубе. <...>.
“ОБЩАЯ ГАЗЕТА”, 1–7.10.1998


***
В Москве представлена “Малая украинская энциклопедия актуальной литературы” <...>. В Крымском клубе, где состоялась презентация, выступил главный редактор журнала, руководитель проекта Энциклопедии и автор её глоссарийного корпуса Владимир Ешкилев — прозаик, поэт, философ, критик, “серый кардинал новой украинской литературы”. Гостя расспрашивали Игорь Сид (куратор клуба), Юрий Нечипоренко, Рустам Рахматуллин, Дмитрий Гайдук и другие. <...>.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 15.10.1998


***
<...> географии закон не писан, учитывая, что из физической она всё более превращается в оккультную <...>. Геополитика куда как целостнее и реалистичнее. Да и самодостаточнее, наконец. Хотя и её (отчасти керченский) автор Игорь Сид с группой болельщиков пытается преодолеть г е о п о э т и к о й. Преодоление, скорее всего, увенчается очередным триумфом поэзии над географией. <...>.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 16.10.1998


***
<...> Свою новую книгу — “Змей” — представил в Крымском клубе 21 октября Николай Кононов; читан был и ряд текстов из следующей, ещё не опубликованной. Любопытно, как гибок и переменчив этот питерский поэт: вот уже четвёртый и пятый сборники — и каждый раз новой стороной оборачивается его фирменная стилистика с её пристальной детальностью взгляда и парадоксальной темпераментной элегичностью, в чём-то близкая Александру Кушнеру, но существенно расширяющая языковой, предметный и эмоциональный горизонт. (...
Ну и, конечно, Пушкин, коего в очередной (но не в последний!) раз чествовали 14 октября в Крымском клубе. Усилиями Дмитрия Александровича Пригова, Александра Селина, Германа Лукомникова, Владимира Тучкова удалось в значительной степени мобилизовать Александра Сергеевича под означенное выше знамя, и акция вполне приблизилась к карнавальному пафосу осмеяния самого дорогого — что было бы идеальным исходом и для всего пушкинского юбилея в масштабах страны.
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 28.10.1998


***
<...> В Крымском клубе 28 октября о своей творческой судьбе рассказывал Евгений Попов — сказал немало интересного (например, по поводу распутинского “Прощания с Матёрой”: в Сибири так, как у Распутина, не говорят, и сама Сибирь в романе ненастоящая — в частности, без следов ГУЛАГа). <...>
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 04.11.1998


***
<...> Наиболее ценным событием недели стал вечер, проведённый совместно двумя литературными клубами — Крымским и Георгиевским. Молодой поэт Николай Винник в начале осени отправился путешествовать самым молодёжным из всех возможных способов — автостопом. Проехал он от Донбасса до Урала — и всюду, где останавливался, искал контакты с литераторами, собирал местные издания и рукописи. В итоге на вечере были коротко представлены около 50 поэтов русской и восточноукраинской провинции. В таком объёме поэзия русской провинции звучала в Москве едва ли не впервые. <...>
“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, 11.11.1998


***
Московским Крымским клубом, при участии литераторов Беллы Ахмадулиной, Фазиля Искандера, Михаила Кривича, Евгения Попова, Льва Рубинштейна, Игоря Сида, художника Бориса Мессерера, композитора Алексея Козлова, литературного критика Анны Бражкиной и издателя Алексея Лаврова выдвинут на соискание Государственной премии РФ в области литературы и искусства роман Василия Аксёнова “Новый сладостный стиль” <...>
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 14.01.1999,
рецензия И. Сида на роман В. Аксёнова “Новый сладостный стиль”



***
В Крымском геопоэтическом клубе прошёл “круглый стол”на тему “Апология фантастики”. Вёл вечер Ант Скаландис, известный российский писатель-фантаст (помимо сольных вещей, изданы два романа написанные им в соавторстве с классиком science fiction американцем Гарри Гаррисоном). В спорах вокруг места фантастики в отечественной и мировой культуре участвовали поэт Мария Ордынская, прозаик и эссеист Леонид Костюков, литературовед и критик Владимир Гопман; прозаик и публицист, редактор еженедельника “Алфавит” Дмитрий Стахов <...>, куратор Крымского клуба Игорь Сид. Представляем вниманию читателей некоторые фрагменты дискуссии. <...>.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 11.02.1999


***
Впервые с момента распада СССР в Москве ожидается значимая внеполитическая российско-украинская акция. 28-30 мая Фондом “Крымский клуб” в партнёрстве с Культурным центром Украины в Москве и Управлением культуры ЗАО Западного округа Москвы, при поддержке Института “Открытое общество”, Госдумы РФ и Московской городской думы проводится фестиваль искусств “Южный акцент”. Участники — ключевые фигуры новой волны украинской литературы <...>. Во главе десанта - поэт и прозаик Юрий Андрухович, сравниваемый европейской прессой с Умберто Эко, а соотечественниками определяемый как “священная корова новой украинской словесности”. Фестиваль откроется круглым столом по перспективам культурного взаимодействия России и Украины (28 мая, 15.00, арт-центр “Феникс”, Кутузовский пр., 3), литературно-музыкальный ГАЛА-КОНЦЕРТ пройдёт 29 мая в 14.00 в культурном центре Украины (Старый Арбат, 9). Вход свободный. Оргкомитет: т.(095)345-59-13.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, 27.05.1999


***
В конце мая на литературных площадках Москвы прошёл российско-украинский культурологический семинар-фестиваль “Южный акцент”, инициированный Крымским геопоэтическим клубом и поддержанный Фондом Сороса. (...
Украинских литераторов <...> представлял слушателям Юрий Андрухович — наиболее известный в дальнем зарубежье украинский прозаик, в 80-х бывший “Патриархом” скандально известного поэтического объединения “Бу-Ба-Бу” (“Бурлеск — Балаган — Буффонада”) <...>. Изобразительную поддержку выступленям писателей оказали своими инсталляциями художники-киевляне Олег Тистол и Николай Маценко и симферополец Исмет Шейх-задэ, музыкальную поддержку — “Русско-Украинский проект” саксофонистов Сергея Летова (Москва) и Юрия Яремчука (Львов).
Участие в жизни фестиваля, помимо Цветкова и Клеха, многих “знаковых” фигур современной русской литературы (Вс. Некрасов, С. Гандлевский, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, В. Коваль, Д. Пригов, В. Тучков, Е. Бунимович, Д. Кузьмин, Г. Лукомников и др.) позволяло воспринимать команду гостей тоже как некое полпредство национальной культуры. <...> Стихи украинцы исполняли в оригинале, что было оценено слушателями как удачный ход — при неполном восприятии содержательной части это позволяло ощутить индивидуальную интонацию, особый “ритмо-звук”, по выражению М. Айзенберга. <...>.
“РУССКАЯ МЫСЛЬ”, 24–30.06.1999


***
Не каждый классик после смерти обречён на именные чтения — ну, Толстовские чтения, ну, Пушкинские. В арт-центре “Феникс” литературная и окололитературная тусовка собралась на первые Аксёновские чтения. <...> Прилетев накануне из-за океана, Аксёнов на собственные чтения пришёл — ему была обещана “коллекция интеллектуальных жестов в сторону его знаковой фигуры”. То есть, попросту, разбор его личностных и творческих полётов.
<...> Никто Аксёнова не обижал, нападки можно было свести к сказанной кем-то реплике: “Я прошу прощения за прямоту, но вы — гений, Василий Павлович!”. Пытавшиеся анализировать всерьёз особенности аксёновского стиля смущались присутствием автора. <...> Разговор плавно свернул в сторону “Острова Крым”. Автора стали горячо убеждать, что он писатель-фантаст. <...> Аксёнов не спорил, но сам предпочёл определение “фальшивый реализм”. <...>
“СЕГОДНЯ”, 25.06.1999


***
<...> Боспорский форум мне интересен прежде всего как продолжение и развитие именно этих традиций интимного творческого общения с крымской землей, землей, обладающей необычайно сильной для человека русской культуры духовной заряженностью. Я думаю, тут все пойдет на пользу: и придуманная Сидом "тавриология" с мифопоэтической философией В. Микушевича в качестве "единственно верного учения" и "позитивным мифотворчеством" в качестве методологической основы, и серьезные доклады по истории Крыма, и разговор о проблемах современного искусства, и художественные акции. Любая творческая активность приветствуется. Хотелось бы только, чтобы мифотворческая игра не превращалась в самоцель, и контекст оставался максимально широким (но, конечно, всегда конкретным и ясно осознаваемым). Я понимаю, что продолжения может и не последовать (капитализм, блин), но знаю, что абсолютно пока совковый Крым никак нельзя бросать на произвол судьбы. Надо заставить работать могучую ноосферу древней земли. Боспорский форум только первый шаг в этом направлении. Хотелось бы чего-нибудь не столь мимолетного, хотя бы и за свои деньги. Хотелось бы иметь возможность летом жить и работать в Крыму, общаясь с себе подобными. <...>
Владислав КУЛАКОВ, “ПОЭЗИЯ КАК ФАКТ”,
М.: "Новое Литературное Обозрение", 1999, монография,
статья "Крымская мифологема и Боспорский форум"

 

Подборка цитат сделана летом 1999 года для журнала Сергея Градировского "Остров Крым" и опубликована им позднее на сервере OstrovKrym.net.
С тех пор о деятельности Крымского клуба опубликовано ещё несколько десятков статей, очерков и репортажей.

 

См. также
цитаты из более поздних публикаций
о Боспорском форуме и Крымском клубе (2000-2006)