ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
Журнал
TextOnly
ExLibris НГ
Русский
Журнал
Галерея
М.Гельмана
Курицын-
Weekly
Библиотека
М.Мошкова
Малый Букер
М.Эпштейн:
Дар слова
Rema.ru
Интернет-
клуб
СКРИН
Ferghana.ru
Александр
Левин
Леонид
Каганов
Растаманские
сказки
Журнальный зал
Amason.com

 
Первая конференция по геопоэтике Игорь Сид и группа "Полуостров"

Игорь СИД и группа "ПОЛУОСТРОВ"

"ОСНОВНОЙ ВОПРОС ГЕОПОЭТИКИ"

Доклад

1. Ныне, к концу тысячелетия, становится всё более очевидным определённый сдвиг в структуре социокультурного пространства человечества. Культура, искусство, наука, творчество вообще всё сильнее влияют на другие сферы человеческой жизни и в том числе даже на политику. Так, по мнению известного философа и культуролога, профессора Гарвардского университета Сэмюэла Хантингтона, "культура сменит идеологию как линия противостояния в грядущих международных конфликтах". Нас в данном случае интересуют не конфликты, а изменения и инновации, и в этом плане показателен относительно недавний факт - решение германского Бундестага о разрешении известному художнику Кристо (Христо Явачеву) провести акцию с упаковкой Рейхстага, - решение, которого артистический мир планеты ожидал в течение двадцати лет. Перформанс, проведённый в июне 1995 года, знаменует собою первую явственную победу искусства над политикой. Вершители власти впервые позволили эстету играть по большому счёту в доселе безраздельно принадлежавшем им пространстве.

2. Гипотетическая новая гуманитарная дисциплина, долженствующая исследовать возрастающее влияние культурных и, в первую очередь, творческих явлений на структурирование человеческой вселенной, получила условное (рабочее) название ГЕОПОЭТИКА (от греческого POIETICOS - "творческий"). Таким образом, уже как минимум терминологически мы отталкиваемся здесь от геополитики, вот уже около столетия являющейся основным методом анализа традиционной парадигмы мироустройства, однако до сих пор не приобретшей статуса точной науки. В её арсенале накоплены новейшие изящные теории и великие спекуляции прошлого, как например остроумные диаграммы корреляции между длиной государственной границы и её политической ценностью (прямой пропорции, если граница морская, и обратной, если граница сухопутная) отца геополитики Фридриха Ратцеля; так называемая "географическая ось истории" Х.Д. Маккиндера с её "сердцевинной землей" в виде России, "поясом приморских стран" вокруг и "внешним поясом" в виде Америки и Австралии; концепция государства как разумного существа Р. Челлена; доктрина "континентально-океанического противостояния" К. Хаусхофера - учителя Рудольфа Гесса... Что ж, мы тоже неизбежно начнём с гипотез откровенно спекулятивных.

3. Существеннейшая тенденция, обнаруживаемая авторами в современной международной социокультурной жизни и конституируемая как фундаментальный геопоэтический феномен, получила известность как "культурное самоопределение территорий" (назовём его условно для краткости "ГЕОПОЭЗИС"). Процесс этот идёт ВНЕ какой-либо прямой и зачастую даже косвенной связи с самоопределением национально-этническим и/или государственно-политическим (и никогда не совпадает с ним территориально). Более того, он идёт иногда вопреки ему, как например нынешний этап начавшегося в 20-м веке культурного самоопределения Крыма в качестве "эпицентра" творческой жизни России, СССР, а теперь СНГ (естественно экстраполируемое авторами на планетарный уровень через только кажущиеся эпатажными категории "центр эстетической симметрии мира", "мировой культурный полигон" etc.) - политический контекст этого объективно существующего, помимо наших авторских амбиций, геопоэзиса очевиден, равно как и вызванные этим контекстом трудности в деятельности агентов этого процесса.

4. Геопоэзис не обязательно должен идти спонтанно, он может возникнуть и проходить под воздействием субъективных причин, например в виде реализации конкретной, завязанной на данную территорию творческой программы (назовём её геопоэтическим проектом, для краткости "GP-ПРОЕКТОМ"). Типичным GP-проектом является предложенная арт-деятелем Арнольдом Боде и осуществляемая с 50-х годов программа ежепятилетнего фестиваля современного изобразительного искусства "Документа" в заурядном - поначалу - западногерманском городе Кассель. Ныне проект можно считать в высшей мере состоявшимся, "Документа" (а с нею и Кассель) давно стала одной из главных художественных столиц мира. По лапидарной формулировке Владислава Кулакова, главная идея геопоэтики "в том, чтобы поэты создавали столицы, где захотели".

5. Отличительной чертой геопоэзиса является фактическая непрограммируемость его результата, процесс идёт нелинейно, как бы в постоянном самопознании и самоотрицании-самоутверждении, и даже дискурсивно "вычисленные" формулировки целей GP-проекта в конечном счёте не совпадают с реальным ходом событий.

Речь, безусловно, идёт о пригожинской "самоорганизации", то есть творческом поиске системой самой себя, идущем на некоем надличностном, а именно на геопоэтическом уровне, где непредсказуемо взаимодействуют социально-психологический, историко-культурный, политико-экономический, ландшафтно-географический и, безусловно, метафизические факторы. В этом плане культурные проекты, основанные на уже утвердившихся идеях, лишённых экспериментального духа, не являются геопоэтическими. Типичным примером такого квази-геопоэзиса является возникновение и развитие Голливуда: уже в момент его зарождения идея кинематографа была давно апробирована и превращена в неотъемлемую мертвую деталь механизма бизнеса, поэтому инфраструктура Голливуда изначально лишена творческого начала и состоит практически из традиционных административных и коммерческих субструктур; творческий процесс наличествует лишь на исполнительском ярусе кинопроизводства (сценаристы, режиссёры, актёры) и лишён геопоэтического компонента.

6. Система творческих и деловых отношений в GP-проекте принципиально отличается от традиционных социальных, производственных и политических образований, имеющих общую пирамидальную структуру (структуру "перевернутого куста": руководство вверху, от него вниз ветвятся "силовые линии" подразделений, вплоть до нижнего яруса конкретных исполнителей). Вертикальная координата такой пирамиды определяется, условно говоря, количеством степеней свободы обитателей каждого яруса: максимум у руководства, минимум у младших исполнителей (т.е. каждый ярус как бы имеет обязательства перед всеми вышестоящими). Именно в этом и состоит кардинальное отличие GP-структур, напоминающих, наоборот, перевернутую пирамиду, то есть имеющих кустообразную форму. В основании "куста" находится т.н. основатель, или главный координатор, на самом верхнем ярусе - главные исполнители, яруса между ними занимают промежуточные коодинаторы, они же промежуточные исполнители. Максимальное число свобод - у главных исполнителей (их творческая специализация соответствует генеральной идее GP-проекта), минимальное - у главного координатора, он как бы находится на службе у всей структуры (здесь тоже каждый уровень имеет обязательства перед всеми вышестоящими). Типичный пример - GP-структуры Руслана ЭЛИНИНА и Дмитрия КУЗЬМИНА*: внизу схемы находится основатель, от него вверх ветвятся силовые линии (здесь точнее сказать - координационные линии, в GP-структурах отсутствует или несуществен фактор руководства или управления) творческих подразделений: некоммерческих издательств, средств массовой информации, литературных салонов и т.д.

7. Уточнение "некоммерческий" в отношении GP-структур и их отдельных элементов является онтологически важным и вообще неотделимым от категории "геопоэтического". Главным ресурсом общества в его нынешней постиндустриальной фазе являются уже не деньги и капитал, а информация, поэтому творчество, как основной поставщик новой информации, постепенно становится доминирующей сферой человеческой жизни, и авторитет власти понемногу уступает место ВЛАСТИ АВТОРИТЕТА, то есть максимальным влиянием обладают доминирующие творческие единицы. Соответственно, на второй план отодвигаются проблемы финансового успеха (но не теряя своей важнейшей функции жизнеобеспечения). Социальная борьба перемещается из плоскости экономико-политической в плоскость творческого соперничества, спора и конфликта научных, художественных и т.д. авторитетов.

-- Разумеется, конкурентная борьба присуща и самим геопоэтическим системам; в этом плане геопоэзисы имеет смысл сравнить с разумными существами - по аналогии с челленовской геополитической концепцией государств как живых организмов, мыслящих, чувствующих и борющихся друг с другом за жизненное пространство ("lebensraum"). С этим связана ещё одна геопоэтическая закономерность - "новое рождается на окраинах" (формулировка крымского историка Андрея МАЛЬГИНА), или принцип "TABULA RASA" - кстати, именно так называлась концептуальная выставка московских художников на необитаемом острове Тузла в Керченском проливе, ставшая гвоздём программы 1-го Боспорского Форума. Суть принципа почти очевидна: геопоэзис лучше идёт на территориях, не отягощённых чрезмерным культурно-историческим "балластом" и заметными апробированными GP-проектами; в этом плане разрабатываемый группой "Полуостров" проект создания всемирной поэтической академии на Мадагаскаре (а точнее - её воссоздания, ибо о существовании в древности такой академии говорит, например, тамильская мифология) имеет гораздо больше шансов на прочный и долговременный успех, чем если бы местом реализации проекта предполагались, скажем, США, Россия или Франция. Ассоциация с живыми существами тем точнее, что геопоэзисы явно имеют способность к примитивной форме размножения (почкованию), "засеивая" новую свободную территорию частью своей концепции - которая в дальнейшем, конечно, может видоизменяться вплоть до полного несовпадения с "материнской" идеей. Ближайший пример - возникновение GP-проекта "Футурологический Конгресс в городе Днепропетровске" из футурологического семинара, прошедшего в рамках 3-го Боспорского Форума...

* * * * *

... Исходя из всего вышесказанного, в качестве предварительного вывода из практических наблюдений и первичного их осмысления следует высказать предположение о необходимости дальнейших размышлений на геопоэтический предмет с подключением к диалогу авторов из самых разных творческих сфер. Ибо главным вопросом геопоэтики на настоящий момент остается, на наш взгляд, вопрос объективности перечисленной проблематики: - является ли геопоэтика на самом деле наукой или всё-таки искусством, НУЖНА ЛИ ГЕОПОЭТИКА ВООБЩЕ, и стоит ли свеч наша с вами интеллектуальная игра.


 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН