ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
Журнал
TextOnly
ExLibris НГ
Русский
Журнал
Галерея
М.Гельмана
Курицын-
Weekly
Библиотека
М.Мошкова
Малый Букер
М.Эпштейн:
Дар слова
Rema.ru
Интернет-
клуб
СКРИН
Ferghana.ru
Александр
Левин
Леонид
Каганов
Растаманские
сказки
Журнальный зал
Amason.com

А - ИК - ТУ - Я
Катастрофа - гр. буквально "поворот вниз", "резкий поворот", "отмена новыми законами старых". В этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера приводится русское диалектное "КОСТОВСТРЁХА".

Киммерия (от легендарного племени киммерийцев, в ранней античности кочевавших в Северном Причерноморье) - придуманное М. Волошиным название восточной, холмистой части Крыма, от Карадага и Коктебеля до Керчи.

Коллоквиум по эволюции поведения человека, проводится известным крымским психиатром Виктором Самохваловым ежегодно с 1984 в разных местах побережья Крыма.

"Комариная плешь" (от термина в слэнге сталкеров, означающего некие гравитационные ловушки, в повести братьев Стругацких "Пикник на обочине") - международный дикий (т.е. палаточный) лагерь любителей фантастики на о. Тузла.

Конвенциональный (от лат. conventio "соглашение") - условный, принятый по взаимной договорённости.

Концептуализм - направление в мировом искусстве, ставящее зымысел произведения (концепт) на первое место по сравнению с его исполнением (вплоть до полного редуцирования последнего), что позволяет, в частности, выявить рассогласование между понятиями языка и соответствующими вещами реального мира. Русский поэтический концептуализм направлен на обнаружение и эстетическое освоение "мёртвых зон" языка - тех речевых пластов, которые оказались "мумифицированы" под воздействием давления идеологической системы и "дебилизированного" ею массового сознания.

Кри'сто (Христо Явачев) - один из крупейших современных художников, работающий в основном в жанре лэнд-арта. Виднейший лэнд-артист, Кристо обворачивает или упаковывает на некоторое время в сплошную ткань (обычно серебристую) крупные природные или культурные объекты - острова во Флориде, участок побережья в Австралии, мост Пон-Нёф в Париже, Рейхстаг и т.д. (очевидцы утверждают, что зрелище было необыкновенно красивое и впечатляющее).

"Круглый стул", акция - хэппенинг в виде особенно динамичной "авторской встречи", где "испытуемый" сидит на рояльном табурете и не в конце, а в центре зала, поворачиваясь для ответа на наиболее заинтересовавшие его вопросы из сыплющихся со всех сторон (зрители расположены концентрическими кругами). Впервые опробован в Крымском клубе, 25.12.96.

"Крым - мировой культурный полигон" - глобальная негосударственная некоммерческая культурологическая (одним словом, геопоэтическая) программа, нацеленная на превращение Крыма в экспериментальную площадку для проявления и диалога наиболее интересных и перспективных направлений в современной культуре, игровое поле для лучших художников, писателей, мыслителей мира. Разработана и реализуется коллективом Боспорского форума и Крымского клуба.

"Крымания" - арт-проект (1993–95) петербургского художника Африки и крымского психиатра Виктора Самохвалова, см. статью "Воображенью край священный".

"Крымская идея" - культурологический и тавриологический альманах, составленный в 1997–98 гг. Игорем Сидом, Светланой Балаевой и Алексеем Лавровым и включающий в себя наиболее яркие материалы трёх Боспорских форумов, заседаний Крымского клуба и показательные авторские тексты участников Программы "Крым - мировой культурный полигон".

"Крымский альбом" - созданный феодосийским журналистом и издателем Дмитрием Лосевым альманах по истории культуры Крыма. Вышло два выпуска - в 1996 и 1997 гг.

Крымский клуб в Москве (Крымский геопоэтический клуб) - московский литературно-художественный клуб, основанный организаторами и участниками Боспорского форума, как внекрымское его продолжение. Один из наиболее известных арт-клубов Москвы. Почётный президент клуба - писатель В. Аксёнов. - подробнее...

Крымский Центр Гуманитарных Исследований - см. КЦГИ.

"Крымское ханство" - виртуальная галерея современного искусства. Основатель и куратор - крымскотатарский художник и перформер Исмет Шейх-Задэ.

Культурный полигон, культурполигон (сокращение по аналогии с термином "культурфилософия") - исходная концепция для геопоэтических проектов типа реализуемых Крымским клубом: превращение некоего географического места (города, региона, полуострова, острова и т.д.) в "экспериментальную площадку" для проявления и диалога перспективных течений в современной мировой культуре, искусстве, науке, а в перспективе, возможно, и технике. Имеет множество синонимов; так, В. Аксёновым предложен термин "плэйграунд" (англ. playground "игровая площадка", буквально "земля игры"). Термин "культурная лаборатория" был бы здесь менее точен, т.к. полигон, по определению, является не только пространством для экспериментов, но отчасти и их объектом, т.е. претерпевает в ходе их определённые изменения. Т.о., концепция "культурполигона" в отношении Крыма предполагает, что художественные опыты (особенно в жанре лэнд-арт) могут оставлять определённый отпечаток на облике полуострова; здесь необходим экспертный контроль за количеством и художественным качеством этих экспериментов; самозванцев и "графоманов" от лэнд-арта допускать сюда, разумеется, нельзя (см. открытое письмо И. Гершмановских в альманахе "Крымская идея").

Культуртрегер (нем. "носитель культуры") - в русской лексике первоначально "ироническое название человека (обычно колонизатора), прикрывающего свои корыстные, захватнические цели маской распространения культуры, просвещения" (Словарь иностранных слов, М., 1990), от нем. Kulturtrager, возникшего во времена завоевания Южной Африки. У нас в последние годы слово потеряло негативную окраску и означает конструктивного культурного деятеля.

КЦГИ (Крымский Центр Гуманитарных Исследований) - организация, осуществляющая разнообразную деятельность в Крыму - в т.ч. исследовательскую, издательскую, проведение конференций. Основатель - проф. филологии Симферопольского университета Владимир Казарин.

"Литературная жизнь Москвы" - информационный бюллетень, выпускаемый редакцией "Новой литературной газеты" по решению Круглого стола литературных клубов и салонов Москвы; редактор-издатель поэт и литературтрегер Дмитрий Кузьмин.

Лопата флагманская - см. флагманская лопата.

Лох серебристый - дерево с узкими белёсыми листьями из семейства маслинных, серебристые заросли или рощицы которого придают особый колорит крымскому ландшафту; в июне цветёт мелкими жёлтыми цветками с изумительным нежным запахом. В Крыму повсеместно ошибочно называем маслиной.

Лэнд-арт, ленд-арт (англ. "искусство земли", ландшафтное искусство) - направление в изобразительном искусстве, заключающееся в украшении либо каком-нибудь ином преобразовании художником участков ланшафта.

Мадагаскарский проект - один из перспективных геопоэтических проектов Крымского клуба: воссоздание (ориентировочно к 2003 году) на о. Мадагаскар Всемирной поэтической академии Санга. Согласно тамильской мифологии, поэтическая академия Санга, возглавлявшаяся Шивой и включавшая поэтов, царей и вельмож, существовала несколько тысяч лет назад на материке Лемурия, впоследствии затонувшем; при этом, с точки зрения палеогеографии, именно Мадагаскар является основным осколком древнего континента Лемурия, находившегося в пределах нынешнего Индийского океана.

Меотида, Меотийское озеро (ранее Меотийские болота) - название Азовского моря в античности.

Мерон, Биберий Кальдий (Biberius Caldius Mero) - римский географ и историк, писавший, в т.ч., о Крыме. См. Axis aestheticus mundi Tauricam transit и Ex Taurica semper est aliquid novi.

Миксантропические существа - в мифах народов мира фантастические существа, сочетающие части тела человека и разл. животных. Напр. - кентавры, Минотавр, гарпии, Сфинкс, русалки, Сирин, Алконост и т.д.

Митридат - 1) Митридат VI Эвпатор (Митридат Великий), наиболее прославившийся тиран (правитель) Понтийского царства из династии Митридатов, ведший с Римом войны, названные впоследствии Митридатовыми. Погиб (не сумев отравиться из-за иммунитета к ядам, был заколот по собственной просьбе соратником) в результате проигранной третьей, последней (разумеется) Митридатовой войны; Митридатовым зельем называют смесь ядов, при постоянном принятии которой организм вырабатывает невосприимчивость к ним; 2) гора Митридат (первоначально Митридатова гора) - холм в центре г. Керчь, на котором, по преданию, был осаждён с соратниками и погиб Митридат. Гора описана А.С. Пушкиным (в дневниках).

Мифогенез - спонтанное зарождение мифов и мифологем. Целенаправленное создание мифов правильнее было бы назвать мифопоэзом (мифопоэзисом), от гр. Poiesis "делание, сотворение", но такой термин хождения пока не имеет.

Мифологема - отдельный конкретный миф как часть некой конкретной мифологии, мифологической системы (ср. теорема как часть теории, лексема как часть лексики, фонема как часть фонетики и т.п.).

Музей Аристоника - музей авторских реликвий участников Боспорского форума (идея режиссёра Форума Оксаны Натолоки). См. Аристоник.

Нава'рх (гр. "глава кораблей", "руководитель плавания") - в античности глава флота (адмирал).

Нганаса'ны - народ в Таймырском (Долгано-Ненецком) нац. округе. К программе "Крым - мировой культурполигон" не имеют (пока) никакого отношения, но уже упоминаются в текстах её критиков и оппонентов (см., например, открытое письмо из США).

Негоциант - от лат. negotians "делец", "оптовый торговец", "купец".

Нефелиба'т - гр. "небожитель", от nephele "облако". Ср. изречение Сталина о Пастернаке: "Нэбожитель!..".

"НЛО" ("Новое литературное обозрение") - наиболее авторитетный современный журнал по вопросам теории и практики русской литературы. Деятельность журнала неразрывно связана с его редакторами филологами Ириной Прохоровой и Татьяной Михайловской (последняя является также организатором московского литературного Георгиевского клуба).

Оксю'морон (гр. "остроумно-глупое") - стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов (напр. "горячий снег", "живой труп", см. примечания к статье "Воображенью край священный").

"Олимпиада футуризма" - турне поэтов-футуристов (В. Маяковского, И. Северянина, Д. Бурлюка и др.) по Крыму, организованное крымским поэтом Вадимом Баяном (Владимиром Сидоровым) в 1913 году и закончившееся в Керчи (см. статью "Воображенью край священный").

Онтология (гр. ontos "сущее") - философское учение о бытии.

"Остров Крым" - фантастический роман Василия Аксёнова, шедевр жанра "альтернативной истории", для тавриологов - центральное произведение не только в творчестве писателя, но и во всей мировой литературе. Задуман в 1969, написан в 1977–79гг.; в конце 80-х-начале 90-х, после публикации в СССР, послужил неким знаменем новой истории Крыма, став вдруг для крымчан, через десятилетие после написания, самоучителем творческого подхода к собственной судьбе, азбукой регионального культурного самосознания. Однако примитивная интерпретация духовных уроков этой книги привела к избыточной политической активности населения и, разумеется, муссированию не слишком ответственными политиками сепаратистских настроений на полуострове. К счастью, Крым перерос этот соблазн, и начинающаяся иная эпоха в его истории даёт шанс воплотить в жизнь более тонкие, не лежащие на поверхности идейные слои романа. Всем, кто ещё не прочёл роман, настоятельно рекомендуем это сделать - чтобы лучше понять тавриологическую проблематику, и просто для удовольствия. Это замечательная книга.

Палимпсест (гр. буквально "заново соскоблённый") - рукопись, написанная на пергаменте поверх смытого или счищенного предыдущего текста. См. статью "Крым: предчувствие новой мифологии" в альманахе "Крымская идея".

Палиндром (гр. "назад бегущий") - перевертень, текст, каждая строка которого по отдельности (или весь он целиком) одинаково читается как слева направо, так и справа налево.

Пантикапей - см. Боспор.

Парадигма (гр. "образец", "пример") - в лингвистике таблица формоизменений какого-либо слова; в современной культурологической лексике - что-то вроде "жёстко заданный, с жёстким набором постоянных элементов, тип контекста, к которому принадлежит рассматриваемое явление". В общем, что-то вроде дискурса (см.), только наоборот.

Парки (лат., соответствуют греческим Мойрам) - в античной мифологии три сестры - богини судьбы.

Пеплос (гр.; лат. пеплум) - в Др. Греции и Риме женская верхняя одежда из лёгкой ткани без рукавов.

Периплы - жанр античной литературы: описание морских берегов; зачастую излагались стихами.

Перфо'рманс, перфо'рменс (англ. буквально "представление") - один из популярнейших на Западе жанров акционного искусства: концептуальная акция в виде театрализованного представления (обычно заранее отрепетированного), устраиваемого художником по заранее существующему сюжету или сценарию (ср. хэппенинг). Исполнитель перформансов - перформер.

"Письма с Понта" - 1) (в латинском оригинале - "Epistolae ex Ponto") заглавие самого знаменитого из стихотворных циклов древнеримского поэта Публия Овидия Назона, созданных в ссылке на берегу Понта Эвксинского; 2) ("Ex Ponto") рукописный литературный журнал, издававшийся группой "Полуостров" в 1992–94 годах; 3) акция, ежегодно проводимая участниками Боспорского форума (идея поэта Андрея Полякова): см. Программу Форума в альманахе "Крымская идея"

Плешь комариная - см. "Комариная плешь".

Плэйграунд - не см. андеграунд, см. культурный полигон.

Полигон - "многоугольник" в греческом языке, и из него - в большинстве европейских языков.

"Полуостров", крымско-московская поэтическая группа. Основана в 1992 году крымчанами Андреем Поляковым, Игорем Сидом и москвичом Михаилом Лаптевым (1960–94), вскоре к группе присоединились москвичи Николай Звягинцев и Мария Максимова. Участники группы публиковались (обычно порознь) в газете "Гуманитарный фонд", журналах "Юность", "Знамя", "Новый мир", "Митин журнал", поэтических антологиях. Согласно шуточной "групповой" мифологии, авторы персонифицируют в поэзии определённые стихии: огонь (Лаптев), воду (Поляков), землю (Сид), воздух (Звягинцев), эфир, или пятую сущность (quinta essentia) (Максимова. Первый коллективный сборник издан Н. Звягинцевым в апреле 1997 при поддержке заочного друга группы днепропетровского мецената Алексея Джусова.

Понт - 1) Понт Эвксинский (гр. "гостеприимный"), ранее П. Аксинский ("негостеприимный", отсюда, вероятно, слово "понт" в блатной фене); или просто Понт - название Чёрного моря в античности. 2) Понт, или Понтийское царство - мощное, ведшее войны с Римом античное государство в Малой Азии, на южном побережье Чёрного моря. См. Митридат.

Постмодернизм (от лат. post "после" и modernitas "современность") - по нынешним философско-культурологическим представлениям, присущая 2-й половине ХХ века ситуация в социокультурном и духовном пространстве человечества, характеризуемая как исчерпанность культуры, завершённость мировой истории : всё существенное в мире уже сказано, и остаётся лишь по-своему (в той степени, насколько удастся) и в разных сочетаниях повторять сказанное другими. Для постмодерна (искусства эпохи постмодернизма) характерно повсеместное использование центонного метода (построение текста из раскавыченных цитат), игра уже существующими художественными стилями, отсутствие смысловых оппозиций (высокое-низкое, красивое-безобразное, сакральное-профанное и т.д.), полный эстетический и этический релятивизм.

Поэтология - ино-наука (термин С. Аверинцева) о современной поэзии. Необходимость новой дисциплины была обусловлена отсутствием у современного литературоведения единого понятийно-методологического аппарата, способного охватить одновременно все слишком далеко разошедшиеся направления в поэзии. Первый семинар по поэтологии прошёл 7.04.95 г. в Москве в рамках выездной сессии Боспорского форума (кураторы Вл. Кулаков, А. Поляков, 1-я поэтологическая конференция - в рамках БФ–3, см. "Хронологию Крымского клуба"), а также фрагменты доклада "Геопоэтика как модус поэтологии" в альманахе "Крымская идея".

Пританей - дом городских властей (мэрия, горисполком) в эллинистических городах.

Проект - ряд действий, направленных на достижение единичной цели, обычно крупномасштабной, с ограниченными временными рамками (определение из учебника производственного менеджмента).

Пропонтида (гр. "та, что перед Понтом") - название Мраморного моря в античности. См. Программу Боспорского форума.

Птичий язык - некий условный, либо малопонятный, невразумительный язык. Термин ещё со времён Древней Руси связан с тавриологической тематикой: "А поидет на тебя крымская рать, хоти нам птичьим языком весть подай" (грамота 1508 г.).

Река Океан - Средиземноморский водный бассейн, в античном представлении - гигантская солоноводная река, текущая вдоль Средиземноморья на запад от Танаиса (Дона) и через Геракловы Столпы впадающая во Внешнее море. См. программу Боспорского форума.

Реникса - резюме "чепуха!" языковеда А.А. Потебни на работе студента, прочтённое последним как латинское слово.

Семинар (лат. "seminarium") - "рассадник", от semen "семя". Т.о., жанр Боспорского форума и Футурологического конгресса "семинар-фестиваль" (seminarium festivalis) по-латыни означает "праздничный рассадник".

Симпозиум (лат., от гр. posis "питьё", "напиток", "питие") - "попойка (совместная)." "Попойки" ("Symposiaka") Плутарха в советское время благочинно переводились как "Застольные беседы". Симпозиарх, симпосиарх (буквально "правитель пирушки") - тамада.

Симплегады (гр. "Сталкивающиеся") - по эллинским преданиям, две скалы по краям входа из Понта в Боспор Фракийский, раздавливавшие, периодически сближаясь, проходящие корабли.

Синтагма (гр. syntagma "соединённое" - 1) цельная интонационно-смысловая единица синтаксиса (слово или группа слов); 2) "Синтагма" - крымский рукописный литературный журнал, издававшийся в 1988–90гг. подвижниками литературы Борисом Бабушкиным и Юрием Тимошенковым (Севастополь) при участии Игоря Сида и Анатолия Ларионова (Керчь). Автор названия - поэт Андрей Поляков.

"Сухая вода" - выставка акварелей российских и украинских художников-концептуалистов в Бахчисарайском дворце-музее в мае 1995 г. Название восходит к строке Марии Петровых "Лёгкий след акварели, сухая вода..." ("Акварели Волошина", 1932) и, возможно, строке Иосифа Бродского "и не пил только сухую воду" ("Я входил вместо дикого зверя в клетку...", 1980).

Тавриология - крымский региональный раздел геопоэтики, учение о Крыме как центре эстетической симметрии мира, проще говоря - наука о крымской культурной мифологии и её перспективах.

Теза'урус (от гр. thesauros, а не the sauros, т.к. прямого отношения к динозаврам не имеет, - буквально "запас") - 1) в лингвистике - словарь языка с полной смысловой информацией; 2) в информатике - полный набор данных о какой-либо области знания. См. статью "Крым: предчувствие новой мифологии" в альманахе "Крымская идея".

"Толстый журнал" - дайджест "толстых" литературных журналов ("Новый мир", "Знамя", "Октябрь" и др.). Основан в 1997 г. при содействии Русского ПЕН-Клуба крымским издателем, литератором Валерием Чепуриным. Главный редактор поэт Андрей Поляков.

ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ БОСПОРИТОВ К ИСКУССТВУ. Им беззастенчиво пользовались иностранные шпионы, что иногда даже ставило под удар политическую мощь Боспорского царства. Так, греческий историк Полиен в труде "Strategika" ("Военные хитрости") сообщает, что полководец Дария III Мемнон "во время борьбы с боспорским тираном Левконом, желая узнать о величине неприятельских городов и числе их жителей, послал на триере в качестве посла к Левкону византийца Архибиада под предлогом переговоров о дружбе и связях гостеприимства, и вместе с ним отправил олинфского кифареда Аристоника, в то время пользовавшегося наибольшей славой у эллинов, для того чтобы посол мог познакомиться с численностью населения в то время, как они мимоездом будут приставать к берегам, кифаред станет показывать своё искусство и жители будут поспешно собираться в театры...".

Тузла', или Средняя Коса, остров - см. Программу и другие материалы Боспорского форума.


 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221