premier.jpg (13470 bytes)

ккк.jpg (9523 bytes)

chameleo.jpg (14771 bytes)
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
TextOnly
Русский
Журнал
ExLibris НГ
Интернет-
клуб
СКРИН
Rema.ru
В.Гущина
Ferghana.ru
Днепр
Александр
Левин
Галерея
М.Гельмана
Растаманские
сказки
Леонид
Каганов
Журнальный
зал
Курицын-
Weekly
Хургин
Мир искусств Котика
Верблюдова
Андрухович
В.Райкин
Зантария
Ешкилев
Издрик
Жадан
ОстровКрым
Страница
дневного
геккона


      Клуб друзей Мадагаскара

Александр ТКАЧЁВ

Российские джиперы осваивают Мадагаскар

(расширенная версия статьи
из “Moscow News” №22 от 9.06.95г.)

on-map.jpg (10172 bytes)

Отличный шанс заглянуть одновременно и в рай, и в преисподнюю получили российские любители езды вне дорог во время 3000-километрового пробега по Мадагаскару, проведенного “Московскими новостями”. Горные серпантины, труднопроходимая каменистая полупустыня, палящее тропическое солнце, пыль саванн, зыбучие прибрежные дюны – всего хватило с избытком.

Рассказывает организатор пробега, ведущий редактор “Moscow News” Александр Ткачев.

Идея “рвануть” в дебри Мадагаскара родилась у меня как бы по предопределению: я востоковед, неплохо знаю разговорный малагасийский язык, провел на острове в общей сложности 4 года. В газете мою идею поддержали, хотя и сильно сомневались, найдутся ли такие психи, которые вместо того, чтобы поваляться на песочке на Канарах, согласятся две недели крутить баранку, обливаясь потом, задыхаясь от пыли, и рискуя попасть в зубы прожорливому африканскому зверю. Такие люди, однако, нашлись – 9 человек.

На стадии обсуждения маршрута за легкие варианты не высказывался никто. Мужики сознательно шли на трудности, проявляли характер и соответствующий настрой. Впрочем, искусственных сложностей тоже решили не создавать: взяли с собой телефон спутниковой связи, уоки-токи для любителей побродить в одиночестве среди кактусов и баобабов, медикаменты. Джипы я заказал в столице Мадагаскара – Антананариву. Добираться до острова решили через Париж, на самолетах одного из наших спонсоров Эйр Франс.

Из Антананариву стартовали рано утром 4 мая. Лемуры в столичном зоопарке в это время только расправляли после сна свои длинные полосатые хвосты, солнце еще не накалило асфальт и босые крестьяне в традиционных полосатых рубахах-“маламбари” тянулись по холодку к городскому рынку с корзинами фруктов на головах. Они с интересом останавливались поглазеть на конвой из 5 джипов, усыпанных рекламными наклейками на русском языке, и джиперов в пробковых шлемах времен колонизации Африки. Думаю, обе стороны получали эстетическое удовольствие друг от друга.

lough.jpg (46485 bytes)

Наш маршрут лежал к южной оконечности Мадагаскара – мысу Фо-Кап, где воздух чист и свеж как слеза, потому что ветры несут его прямиком из Антарктиды. 1200 км до мыса мы рассчитывали пройти за 4 дневных перехода.

Сразу же стало ясно, что выдержать график будет трудно. Ехавшие с нами кинооператоры то и дело хватались за камеры – горы Высокого Плато открывали массу прекрасных ракурсов: долины, водопады, спускающиеся террасами по склонам гор рисовые чеки, пастухи под широкополыми шляпами из рисовой соломки, женщины с привязанными за спиной младенцами. Пришлось двигаться и ночью, чтобы все же приближаться к цели.

На следующий день прохлада гор и асфальт под колесами закончились. Мы спустились в саванну – царство солнца, молчаливых баобабов, кактусов и зарослей колючих дидиерей, из которых нет-нет да и выглядывал любопытный лемур-сифака. Южнее тропика Козерога саванна перешла в полупустыню: высохшие русла рек, тысячи конусообразных красных термитников, одинокие сухие баобабы, пекучее солнце. Джиперам здесь пришлось запастись терпением: иногда на протяжении 10-20 км приходилось продираться между огромными валунами со скоростью 5-10 км/час, а иногда попадали на каменную гребенку, где зубы клацали так, что заглушали рев двигателя. А то вдруг дорога становилась соблазнительно ровной, нога инстинктивно прибавляла газу, взгляд перебегал на уходящие за горизонт некошеные травы, на тумбы баобабов и грациозные бутылочные деревья, на крыши редких пастушьих поселений, скрывающихся в зарослях кактусов. Расплата за потерю бдительности наступала тут же – джип влетал в серию ям и пригорков и тебя методично лупило головой об обшивку крыши: неплохая психотерапия для тех, кто устал от цивилизации.

На мыс Фо-Кап мы все же добрались по графику, осмотрев по дороге огромные плантации сизаля, переночевав на берегу соленого озера Ануни, покормив бананами лемуров в заповеднике Беренти, прикупив боевые копья на рынке в Амбуасари-Сюд. Фо-Кап запомнился необыкновенной лазурью океана, свежим антарктическим ветром, ночевкой на циновках под звездами, только что выловленными лангустами, запеченными на костре.

Далее мы взяли курс на запад, вдоль побережья Индийского океана к порту Тулеар. Эти 600 км оказались самыми тяжелыми. Мы шли по наименее обжитому, и наиболее жаркому району Мадагаскара. Останавливались в деревушках пополнить запасы воды и послушать истории местных кланов, осматривали экзотические могильники племен антандруй и махафали, увенчанные резными деревянными скульптурами “алуалу” и рогами быков-зебу. Поселения антандруев обычно состоят из 5-8 хижин. Кормятся они от своего главного богатства – зебу. Мера благополучия у антандруев напрямую зависит от количества зебу в стаде. Если вы встретите в саванне босого оборванца в дырявой соломенной шляпе, не делайте преждевременных выводов – может быть, это самый богатый человек в округе. Просто у людей, живущих наедине с природой, другая шкала ценностей. О чем нужно знать путешествующим здесь, чтобы избежать возможных неприятностей – это об обычае “фади”, то есть табу. Соблюдать “фади” – значит не трогать определенное животное или растение, с почтением относиться к определенному месту. В каждой деревушке может быть свое “фади”. Нарушил его – искупай вину, приноси в жертву быка-зебу, чтобы задобрить духов.

Я удивлялся выносливости наших парней. На ночной стоянке в Ампанихи, после изнурительного дневного перехода у них еще хватало сил плясать у костра разновидность ламбады с туземными красотками. Жаль только, что не хватило времени и сил на поиски скорлупы яиц знаменитых мадагаскарских эпиорнисов – огромных птиц, вымерших столетия назад, которые упоминаются в сказках Синдбада-морехода под именем птицы Рухх. В этом районе часто находят их останки.

Тулеар и деревушка рыбаков из племени везу в 30 км от порта стали нашим пристанищем на 4 дня после перехода через полупустыню. Контраст был оглушающим. После жары и пыли – коралловые рифы с их подводным миром, рыбалка в открытом океане, черепаховый суп в портовом ресторанчике, шоколадные красавицы и ром за стойкой бара. Эти несколько дней придали нам силы, чтобы вернуться назад в Антананариву, оттуда на самолете в Париж, затем в Москву.

Прилетев домой, я упал в кровать и заснул богатырским сном. Когда встал утром, то подумал: а не полететь ли теперь на Канары отдохнуть от всех этих передряг.

ВЕРХНЕЕ ФОТО: На земле племени антандруй когда-то водились эпиорнисы. В руке Александра оружие антандруев – праща с вложенным камнем

НИЖНЕЕ ФОТО: Местные жители были рады участникам пробега

 

 

САЙТ:
Об острове
КЛУБ
ДРУЗЕЙ
МАДА-
ГАСКАРА
Мифология
Мадагаскар
в русской
культуре
История
мадагаскар-
ского
проекта
Люди о
Великом
острове
Статьи и книги