premier.jpg (13470 bytes)

ккк.jpg (9523 bytes)

chameleo.jpg (14771 bytes)
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
TextOnly
Русский
Журнал
ExLibris НГ
Интернет-
клуб
СКРИН
Rema.ru
В.Гущина
Ferghana.ru
Днепр
Александр
Левин
Галерея
М.Гельмана
Растаманские
сказки
Леонид
Каганов
Журнальный
зал
Курицын-
Weekly
Хургин
Мир искусств Котика
Верблюдова
Андрухович
В.Райкин
Зантария
Ешкилев
Издрик
Жадан
ОстровКрым
Страница
дневного
геккона


   Мадагаскар: История и Этнография

Религия

alaham1.jpg (20732 bytes)

       Из 11 миллионов живущих на острове малагасийцев 50% считают себя католиками либо протестантами. Другая половина исповедует в основном традиционную религию. И при этом абсолютно все малагасийцы почитают предков. Кроме того, имеется небольшое количество (около 200000) мусульман из числа переселенцев с Коморских островов и Пакистана.

ПУТЬ СИНКРЕТИЗМА

       После нескольких неудачных попыток в XVII в., наконец в 1818 г. при короле Радама I двери острова открылись для британских миссионеров. Они создают школы в Антананариву и начинают христианизировать страну. В 1820 г. появился перевод Библии на малагасийский язык. Однако двадцать лет спустя распространению христианства будет нанесён серьёзный удар. Королева Ранавалуна, оберегая традиционные верования, начнёт охоту на христианских "ведьм" и их приверженцев. Однако в правление Ранавалуны II христианство возвращается на Мадагаскар, причём сама королева становится христианкой. В 1869 г. на территории дворцового комплекса (рува) заложен первый камень королевского храма. После 1895 г., когда остров был аннексирован Францией, борьба против христианства и французской колонизации идёт под знаменем возвращения к религии предков. А между тем миссионеры в немалой степени способствовали формированию интеллектуальной элиты Мадагаскара.
        Традиционная монотеистическая малагасийская религия имеет много общего с такой восточной религией, как индуизм. Бог малагасийцев — это Занахари (Хозяин Вселенной). Кроме того, они исповедуют культ предков (razana), которые, как верят, после смерти получают доступ к высшим ступеням жизни, являются источником мудрости и защитой живых, – последние лишь через их посредство могут вступать в контакт с Богом, создателем Вселенной, – а потому играют очень важную роль.

КОСМОГОНИЯ

       Для малагасийцев характерна ориентация в пространстве по отношению к сторонам света. Здесь поворачиваются не направо или налево (таких понятий просто не существует), а, например, на северо-запад или на юго-восток. В соответствии с этой основной ориентацией определяется местоположение в пространстве мест, людей и вещей. Она обусловливает также символический смысл их расположения. Отправными точками служат четыре стороны света: Восток — священная сторона (обернувшись туда, молятся предкам): Север — почётная сторона, запад — сторона повседневной, мирской жизни; Юг — сторона зла; пятая точка — место, где находится сам человек

ФАМАДИХАНА – FAMADIHANA

The exhumation ceremony begins..jpg (15470 bytes)

       "Человек жив, пока о нём помнят". С июня по сентябрь проходят ритуальные церемонии почитания мёртвых — "фамадихана", перезахоронение усопших. "и обряды совершаются каждые 2, 3 или 5 лет, в них участвует вся община. Находящиеся в склепе останки и реликвии извлекают, очищают, выставляют дл|я всеобщего обозрения, к ним прикасаются, затем заворачивают в новый саван.
  Members of the Razanamaro family grieve anew for Romaine Razanamaro at his exhumation. The ancestor's body is wrapped in muslin..jpg (19365 bytes)     Потом, сопроводив обряд радостными танцами, священные реликвии перекладывают на новое место в гробнице. У народа мерна захоронения родовые. На восточном побережье умершего перезахороняют, предварительно накрыв пирогой.
       Для малагасийцев в обряде перезахоронения нет ничего противоестественнго. Напротив, это повод для праздника и веселья. Здесь никто не впадает госку, это было бы непристойным. Все искренне радуются общению со своими предками, воздают им почести и ликуют от сознания принадлежности к родовой общине. Причастность к ней очень важна для малагасийцев, поэтому большое значение придаётся наличию потомства, только тогда человек становится предком.

       Характерно бытующее здесь сопоставление луны и фикуса: лучше быть фикусом, он даёт плоды и умирает всего один раз, тогда как луна, многократно возобновляясь, всегда остается одна.

Villagers in Itoasy, Madagascar, remove a coffin from its crypt..jpg (15835 bytes)       День фамадиханы устанавливает глава семьи (у разных народов это могут быть разные лица, поскольку системы родственных связей очень сложны). Он советуется с божеством (ombiasy), которое имеет доступ в потусторонний мир, осуществляет связь между мёртвыми и живыми. Лишь затем выбирается наиболее благоприятный день для совершения обряда. Фамадихана сопряжена (особенно для бедняков) со значительными материальными расходами: приносится в жертву зебу и приглашается вся община. Достойное погребение умершего стоит подчас многомесячной зарплаты. Но ничeгo не жаль, чтобы жить в согласии с духом умерших предков
.

КАК ОНИ ГОВОРЯТ О СМЕРТИ

       Она склонилась к земле (об умершей женщине).
       Умереть — уподобиться соли, которая тает в воде и не появляется больше.

ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ МАЛАГАСИЙЦЕВ

       Жизнь в любом обществе уходит корнями в традиции, в легенды и верования, которые так или иначе отражаются в повседневности. Легко переходя от священного к обыденному, от традиционного к сверхъестественному, эта система ценностей создаёт специфические этические нормы жизни обитателей Большого острова. При этом первостепенную роль в их восприятии мира играет окружающая природа.

ДИАЛОГ С ПРЕДКАМИ

Mahafaly.jpg (41485 bytes)

       Волны переселенцев, последовательно приезжавших из Азии, Африки, с Аравийского полуострова, благодаря внутренним миграциям постоянно смешивались. Результатом этого явился общий культурный фон, чему немало способствовало островное положение Мадагаскара. Вот почему разделение жителей острова на отдельные народы соответствует не столько расовым, сколько географическим, культурным и политическим критериям.
       И хотя каждая этническая группа имеет свои особенности, отличающие её от других, все они составляют социальное, лингвистическое и культурное единство.
       Общий язык позволяет им понимать друг друга, участвовать в различных общинных мероприятиях, проявлять взаимную солидарность. И кроме того, одиннадцать миллионов малагасийцев, начиная от беднейшего рыбака везу и вплоть до премьер-министра, объединены общим "культом предков", который сплотил их в единое сообщество. На Мадагаскаре понятие общинности стоит выше понятия индивидуальности.
       Предки воспринимаются как полубоги, более близкие к живым, чем далекий Бог Вселенной. Вот почему их прославление и почитание носят абсолютный характер. Вера в предков стоит в центре общественных взаимоотношений, пронизывает повседневную жизнь, определяет человеческие поступки. Чтобы понять малагасийскую культуру, необходимо постоянно об этом помнить. Священные места, праздники, искусство, поэзия, поговорки, родственные связи и даже церемония обрезания, вводящая юношу в сообщество мужчин, – всё это как бы воскрешает предков, заставляет вспомнить о них. Нет ни одной деревни, у которой не было бы своей священной территории. Откупорив бутылку, малагасиец никогда не забудет плеснуть немного на пол – для предков. В доме им посвящён северо-восточный угол. Это тотальное присутствие культа мёртвых кажется поразительным в таком молодом обществе (возраст 60% малагасийцев не превышает 20 лет). Но склонные к духовности малагасийцы, в отличие от европейцев, не воспринимают смерть как некое нарушение обычного порядка и конец жизни. Напротив, смерть для них означает сублимацию жизни. Это переход к высшему состоянию знания, к мудрости. Владея ею, предки оберегают живых, руководят ими, направляют к истине.
       Чтобы войти в контакт с духами умерших, малагасийцы совершают обряд заклинания (fijoroana). При этом живые ведут настоящий диалог с мёртвыми. К ним взывают, просят о плодородии, об удачном сборе урожая. Существуют специальные экстатические обряды (tromba), во время совершения которых, как полагают, устами одержимых говорят умершие короли.

КОРОЛИ ОДНОГО ДНЯ

egg.jpg (4162 bytes)Обрезание — это праздник мальчика, главное событие его жизни, только оно даёт ему право называться мужчиной внутри своей родовой общины. Дух жизни вселяется в юношу, даёт ему силу и мужество, делает его совершенным.
       В больших городах этот обряд утратил свое значение, но в сельской местности это настоящий праздник, на который собираются дети, семьи и друзья из соседних деревень и который длится более двух суток. На закате первого дня, заколов зебу, все веселятся, поют и танцуют. Праздничная еда из мяса и риса украшает застолье. Теперь всё дозволено, кроме сексуальных сношений, поскольку они, поговаривают, могут вызвать у мальчиков кровотечение. Строго запрещено также надевать одежду красного цвета.
       Праздник не прерывается до следующего дня. Особенно окружают заботами мальчика, которому предстоит обрезание: отец приносит ему подарки, мать делает массаж.
       Наутро, как только запоёт петух, мужчины отправляются за водой к священному источнику, а когда они возвращаются, инсценируется схватка с деревенскими жителями, которые стараются опрокинуть калебасы (сосуды из тыквы) с водой. Но вот вода спасена, и её приносят в специально построенное для обряда помещение (lapa) Теперь знахарь может приступить к обрезанию спящих мальчиков, одетых в самую нарядную одежду. Во время операции их держит отец. Затем раны промываются принесённой водой, а плач заглушают бой барабанов и крики женщин: "Да будет он мужчиной!"

ЦАРСТВО ЗЕБУ

Zebu cattle near Toliara, Madagascar. -б.jpg (47004 bytes)Положение зебу (разновидность крупного рогатого скота, близкая к корове и отличающаяся наличием горба) на Мадагаскаре весьма необычно. С одной стороны, владеть зебу престижно, с другой, – это главное жертвенное животное. Зебу с его хозяином связывают такие тесные узы, что в былые годы зачастую, когда умирал владелец, всё его стадо приносилось в жертву. Рогами украшали гробницу, они были символом богатства умершего при жизни. Кроме того, зебу постоянно приносят в жертву на свадьбах и при родах. Огромные стада, пасущиеся на плоскогорьях, могли бы стать прекрасным источником доходов. Однако зачастую они нужны лишь для парада. На юге острова, у народа бара например, чтобы вступить в брак, жених должен привести стадо зебу. В противном случае он может получить отказ. Правда, в настоящее время, в связи с экономическими трудностями, эти традиции постепенно исчезают.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ И ДУША МАЛАГАСИЙЦА

       Помимо осязаемого и конкретного мира, который человек воспринимает рационально, малагасийцы признают существование мира воображаемого, не воспринимаемого нормальными органами чувств. Этот мир с особыми законами и устремлениями, действие которых следует нейтрализовать, вызывает у малагасийца одновременно страх и непреодолимое влечение. Поэтому возникают ритуалы, призванные приблизить к реальной жизни этот невидимый мир, иметь возможность с ним общаться.
       Чтобы достичь согласия с потусторонним миром, малагасийцы в повседневной жизни отводят большое место фади (fady), запретам или табу. Нет ничего более тяжкого, как нарушить запрет. Малагасийцы строго соблюдают фади. Во время вашего пребывания на острове вы услышите множество легенд, красивых и необыкновенных, на которых строится культура страны. Но это не просто предания, фольклор, но часть повседневной жизни, поэтому, если вы хотите спокойно продолжить путешествие, вам также следует подчиниться определенным запретам, как в городах, так и в сельской местности. Часто запреты имеют моральный смысл, охраняя единство этнической группы или семьи. Кроме того, они усиливают чувство принадлежности к данной группе, отличая её от других. Так, например, фади везу отличаются от фади бецилеу. У народа зафиманири запрещается прислоняться к столбу, который поддерживает кровлю, – можно привлечь молнию. А бецилеу не садятся на порог дома, чтобы не случился неурожай риса. Запреты могут относиться к конкретному месту, человеку, предмету, животному и к определённому промежутку времени. Так, на Нуси-Кумба запрещено потреблять в пищу лемуров, бецимисарака не едят змей, в Бекили (неподалеку от Тауланару) запрещено есть угрей.
       Отдельные запреты касаются одного конкретного человека, указаны ему божеством или астрологом и зависят от расположения светил. Но чаще фади передаются в общине по наследству и связаны с культом предков. Так, в четверг (alakamisy) нельзя совершать перезахоронение умерших, поскольку последние два слога этого слова (misy) означают "будут". Поэтому если в этот день открыть гробницу, то "будут другие, которые последуют за ним".
       Нарушение запрета освобождает неистовые силы зла. Гнев предков может покарать и одного человека, и всю общину, и целый город. У некоторых народов, чтобы остановить силы зла, совершаются жертвоприношения, иногда кровавые (laha).
       Запреты, которых придерживается община, передаются по наследству, и если женщина выходит замуж за представителя другой этнической группы, она придерживается собственных табу и не соблюдает запретов общины мужа (если к тому не вынуждает совместная жизнь). Чаще всего фади имеют очень древнее происхождение и передаются из поколения в поколение посредством устных рассказов и преданий.. Однако запреты не существуют вечно, старейшина клана, прорицатель или их устами сам умерший иногда могут их отменять.

СКРЫТАЯ СТОРОНА РЕАЛЬНОСТИ

       Малагасийцы восприимчивы ко всему, что касается скрытых, оккультных сил и связей, веры в загробное существование душ и общения с ними, а также к тому, что с известной долей пренебрежения называют колдовством. В противоположность знаков и слов западной цивилизации , здесь главенствует символ. Для малагасийца всё имеет тайное значение, и природа исполнена сокровенного смысла и скрытых намёков, с которыми необходимо считаться. Так, следует быть очень внимательным к фазам луны, верховного светила, воплощению плодородия и женского начала. Поэтому для достижения экстаза и транса во время общения с духами предков (tromba) следует выбирать новолуние, которое способствует силе и свободе душевных движений. Вера в значение скрытых сил и связей проявляется также в распространении учений, заимствованных от арабов и связанных с предсказаниями, гаданием и астрологией. С помощью сложных фигур и зёрен прорицатель (mpisikidy) может предсказать судьбу.
       Малагасийцы охотно подчиняются предназначенному, веря в его неотвратимость и исходя из завета "предначертанное Богом не может быть изменено человеком".
       Вера в порчу, сглаз, наговор и колдовское снятие их – здесь обычное дело. Поскольку, как полагают, болезнь вызвана гневом предков или недоброжелательством соседа, то, чтобы излечиться от нее, обращаются к знахарю или колдуну (ombiasy). Они используют либо лекарственные растения, лечебные свойства которых им известны, либо, в случае сглаза, – отворотные зелья. Либо же, чтобы побороть недуг, впадают в транс и заклинают духов. Путешествуя по стране, вы можете пройти мимо этого мира, даже не заподозрив о его существовании. Но внимательный путешественник сможет многое понять, угадать, что скрыто в молчании и красноречивых взглядах, какой смысл имеют растения и зерна на рынке... Вы откроете для себя удивительный мир, если приблизитесь к нему с большим тактом и уважением.

НАУЧИТЕСЬ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ С МАЛАГАСИЙЦАМИ

       "Малагасиец верит всему, ничему не веря" — это высказывание одного из коренных жителей острова очень точно определяет склад ума и скрытный характер этого народа.
       Если вы не будете слишком подчеркивать свою принадлежность к белым иностранцам (vazaha) и в то же время осознавать своё положение человека со стороны, чужака, пришельца, будете соблюдать этические нормы Большого острова, уважать местные обычаи, запреты и культ предков, считайте, что вы положили начало дружбе с малагасийцами. Малагасиец миролюбив, чаще всего сдержан, готов выслушать, отвечает не сразу, а поразмыслив. Он вежлив, приветлив, и в его знаменитой улыбке нет ни грана лицемерия. Однако, храня свое достоинство, он не желал бы, чтобы в общении с ним переступали определённые рамки. Вы скоро убедитесь, что излишняя фамильярность вряд ли допустима. Не следует слишком испытывать его сдержанность, повышать голос, нервничать. "Возможно, вы правы", – эти слова могут означать конец нежелательного разговора. Это не исключает каламбуров, игры слов, скрытого юмора и удовольствия от беседы с человеком, приехавшим издалека. Если же малагасиец бывает разгневан, значит, его довели до крайности.
       С другой стороны, услуга, оказанная даже непроизвольно, предполагает ответную услугу, возможно не сразу, а через день или два – своеобразный способ обмена.
       Что особенно приятно, это спокойный, без агрессивности характер мужчин, женщин, детей, стариков. Среди этих людей вы сразу почувствуете себя непринуждённо. Вас может поразить их бедность, местами доходящая до нищеты, и то, что система ценностей и потребности здесь значительно отличаются от привычных вам, но подход к жизни на острове с европейскими мерками вряд ли даст реальное представление о стране. Мадагаскар сохранил некоторые черты матриархата, хотя в настоящее время все решения, не касающиеся семьи, принимаются мужчинами, и им первым подают за столом. Что касается сексуальных отношений, то, за исключением некоторых клановых запретов, к этим вопросам относятся с большой терпимостью.

 

 

САЙТ:
Об острове
КЛУБ
ДРУЗЕЙ
МАДА-
ГАСКАРА
Мифология
Мадагаскар
в русской
культуре
История
мадагаскар-
ского
проекта
Люди о
Великом
острове
Статьи и книги