ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ

 
Московский Международный Фестиваль поэтов 22-26 сентября 1999 г.
Программа Участники Фотоархив Публикации Сборник отзывов Ваши отзывы

 

 

 

ПРОСПЕКТЫ ВЕЧЕРОВ
"Литературная жизнь Москвы", октябрь 1999

24.09. Музей Цветаевой

Вечер журнала поэзии "Арион"

Многое говорит за то, что поэзия наша уже обрела тот облик, с которым она войдет в ХХI век, - если только этот поэтический век уже не начался. Поток, хлынувший в конце 80-х, когда отверзлись все шлюзы, в общем, вошел в берега. Пену снесло ветром, балласт осел на дно, существенное частью сплелось в фарватер, частью определило боковые русла, которые со временем сами могут стать фарватером, - ну а нынешний достаточно очевиден, и пролегает (что существенно!) не там же, где лет 10 и тем более 30 назад.

Пожалуй, мы можем теперь утверждать, что современная русская поэзия сформировала свой "большой стиль" - понимая под ним не школу, не течение, не отдельное творческое направление, но именно то общее, что роднит сегодня многих (хотя и не всех) представителей действующих поэтических "школ", направлений и творческих генераций. Генезис же этого "большого стиля" видится прежде всего в развитии идей постакмеизма - обогащенных поисками и обериутов, и сюрреалистов, и даже отчасти футуристов: собственно, к такому итогу и вел поэтический век.

О том, что конкретно представляет из себя этот "большой" стиль, каков его диапазон и что он оставляет за своими пределами, можно и, видимо, еще придется в будущем порассуждать, но лучше - один раз продемонстрировать. По этому принципу и составлена программа фестивального вечера авторов "Ариона", включающая поэтов всех (кроме самого юного) поколений - от Е.Рейна, А.Кушнера и О.Чухонцева до А.Шаталова и В.Павловой, работающих в самых разных поэтических техниках - от классического стиха, через акцентный, до верлибра.

Алексей Алехин

24.09. Премьера

Вечер "Счастье и радость в современной лирике"

Мажорное звучание стиха уже давно и прочно дискредитировано в нашем эстетическом сознании. Эта дискредитация производилась по разным направлениям: начиная с Козьмы Пруткова (в котором некоторые видят предшественника обериутов) и кончая официальной поэзией советского периода, дискредитировавшей саму себя во-первых, а во-вторых и затем - перелицованной в сатиру и юмор нашим политизированным концептуализмом.

Нынешние поэты все как один становятся в тупик перед вопросом: каким образом радость и счастье отражены в их поэзии? Им кажется, что этих чувств они вообще не испытывают и не излагают. Однако этого не может быть - просто по человеческой природе. Для нас несомненно, что поэтика радости и счастья существует, но в виде не только никак не описанном, но даже и не осознанном.

Задача нашего вечера - попытаться услышать и понять, как - на каких правах и с помощью каких средств - эти фундаментальные человеческие состояния входят в современное лирическое высказывание.

Николай Байтов

25.09. Клуб "На Ермолова"

Вечер "Поэтический фарватер"

Один из девизов вечера - "Русская поэзия в конце XX века" - звучит уклончиво и поэтому устно уточняется: это, мол, вечер традиционалистов. Давайте задумаемся: почему эта вроде бы внятная формулировка оказалась сегодня практически непечатной?

Слово "традиция" удивительным образом изменяет свое значение в производных формах. Традиция - это классика, то есть избранный временем сильный ряд. Традиционный же - скорее звучит как "эпигонский", "вторичный". Возникает нелепая фигура простака, желающего дешево попасть в вечность, старательно следуя уже сложившемуся канону. Как же быть? Сказать: "вечер классической поэзии"? Было бы нескромно и глупо. "Вечер вторичной лирики"? Забавно, но прямо неверно. Лучше всмотримся в первоначальный подзаголовок: Русская поэзия в конце века, а не конца века, - и поймем, что речь идет о едином длящемся явлении. Раз от разу возобновляются глубинная мотивация творчества и требования органики речи. Так мы подходим к пониманию внутренней традиционности поэзии, как, впрочем, и жизни в целом. Далее - ясно.

Леонид Костюков

25.09. Авторник

Вечер "Новые языки в современной поэзии"

Слово "новый" в применении к искусству всегда вызывает неоднозначную реакцию. Особенно в ситуации постмодерна, добавившей к претензиям "справа" (поиски нового как бессодержательный выпендреж) сомнения "слева" (все уже придумано, нового ничего не будет). То и другое - от узости мышления: новизна никогда не бывает чисто формальной (как вообще не бывает формы отдельно от содержания: форма и есть, по Гегелю, "переход содержания в форму"), и в меняющемся (да еще так стремительно) мире непрерывно появляется новый, небывалый прежде материал для искусства, новые способы видения (поскольку меняется и человек)...

Сент-Экзюпери уподобил развитие человеческой культуры возведению Собора. Это точный образ. Каждый из нас, приходя на стройплощадку, застает здание отчасти уже возведенным. И нужна строго пропорциональная смесь дерзания и смирения, чтобы, осмотревшись и освоившись, присоединиться к работе, кипящей на одном из этажей, или, напротив, заложить первый камень нового этажа, - но не городить собачью будку у величественного портала и не вваливаться с тачкой кирпичей на сверкающий паркет Пушкинского зала или под гулкие своды придела Ахматовой. В этом смысле новизна - едва ли не синоним культурной вменяемости.

Авторы, которые выступят в "Авторнике", ведут свой поиск в разных направлениях. Герметичная образность лирики Николая Звягинцева, повествующей о всеобщей связности ткани мироздания, имеет мало общего с экзальтированным внутренним монологом Станислава Львовского, отражающим психологическую разорванность молодого интеллектуала в эпоху mass media, fast food'a и World Wide Web'a, а работа Михаила Еремина по втягиванию в орбиту поэзии, обживанию и одухотворению научной и иной экзотической лексики - с экспериментами Дмитрия Авалиани по наполнению полноценным содержанием такого уровня текста, как буквенная графика, и трансгрессии палиндромического принципа в визуальную сферу. Но все, кто предстанет в этот вечер перед публикой, едины в одном: их усилиями здание русской поэзии становится выше и совершеннее.

Дмитрий Кузьмин

25.09. Литературный музей на Петровке

Вечер Клуба ПОЭЗИЯ

Клуб ПОЭЗИЯ пережил два этапа своего существования. Первый - когда в самом начале перестройки некто Леня Жуков предложил организовать альтернативное Союзу Писателей сборище молодых литераторов, что вызвало сначала вялую реакцию со стороны тех, к кому он с этим предложением обращался. Но как оказалось впоследствии, вялость реакции была отчасти притворной, отчасти вызванной бытовым российским пессимизмом. Как только Жуков со свойственным ему упорством преодолел все бюрократические препоны и получил разрешение собрать всех желающих вступить в члены Клуба в помещении на окраине Москвы (кажется, на Енисейской улице), народу собралось видимо-невидимо. Там можно было встретить всех, начиная с Дмитрия Александровича Пригова и кончая Юлием Гуголевым - тогда, должно быть, представителем самой молодой генерации поэтов.

Кроме них, здесь были: Еременко, Жданов, Парщиков, Гандлевский, Сопровский, Бунимович, Искренко, Арабов, Шатуновский, Иртеньев, Друк, Рубинштейн - да вообще редкая птица не залетала на середину этого клуба в то время. Уже на втором заседании Жуков был смещен с должности председателя Клуба, а вместо него назначен гораздо более известный и состоятельный как поэт Игорь Иртеньев.

Первые организационные заседания проходили бурно и с большим числом участников, но по своей амбициозности и бессмысленности ни в чем не уступали отечественному парламенту. Несколько акций клуба имели особенно сильный резонанс. Так, например, выступление уже упоминавшегося Гуголева с сеансом полного раздевания вынудило куратора Клуба от Союза Писателей Кирилла Владимировича Ковальджи писать объяснительные записки административным органам надзора. Другой шумной и многолюдной акцией было выступление членов Клуба в помещении ДК табачной фабрики "Дукат". Аншлаг превосходил все мыслимые границы и закончился взрывами осветительных приборов рампы, а также появлением в зале милицейского наряда.

Почти сразу же вслед за этим наступил второй этап. Литература, в частности поэзия, перестали кого-либо интересовать. А смысл в альтернативной Союзу Писателей организации отпал в связи с распадом самого Союза на ряд альтернативных Союзов. И ряды членов Клуба ПОЭЗИЯ резко поредели. Впрочем, и Дмитрий Александрович Пригов, и отчасти Юлий Гуголев сохранили в нем свое членство.

Клуб перешел в иную фазу: он стал существовать в режиме "Бродячей собаки". Мотором Клуба стала ныне покойная Нина Искренко. Она придумывала тематические поводы для проведения заседаний, назначала даты и инициировала участие всех остальных. Наиболее запомнившимися акциями на этом этапе были поэтические выступления в очереди в "МакДоналдс", на станциях метро и в Палеонтологическом музее. Клуб даже выпустил два номера своей газеты "Благонамеренный кентавр".

Со смертью Нины Искренко Клуб перешел в третью свою стадию. Он уже существует как Дух Святой, т.е. практически бестелесно, но с некоторым так до конца и не испарившимся амбьянсом. Скорее всего, третья стадия и будет заключительной, что вполне вписывается в имеющиеся каноны: первая - ветхозаветная, вторая - новозаветная, а третья, стало быть, духосвятская. Издание книг членов Клуба и было бы правильным завершением его существования.

Марк Шатуновский


 
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221