Илья Кукулин
СТИХОТВОРЕНИЯ РЕЗОНИРУЮТ В
ДВИЖУЩЕМСЯ АМФИТЕАТРЕ*
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", "Кулиса
"НГ", 16.10.99
В Москве на многих площадках прошёл
международный фестиваль поэтов
Общественная жизнь поэзии бывает камерная или
грандиозная. Камерная - это вечера в литературных
салонах и клубах. В Москве их происходит довольно
много, и бывают они очень хороши. Грандиозная -
это, понятно, фестиваль. За последние годы в
Москве прошло несколько крупных поэтических
фестивалей, и все они были встречей российских
авторов с авторами какой-то другой страны
(фестивали российско-британский и
российско-австрийский в 1998 г. и
российско-украинский в 1999 г.) или встречей
московских авторов с представителями
дружественной культурной общности (совместный
фестиваль поэтов С.-Петербурга и Москвы "Genius
loci" ("Гений места"), прошедший в две стадии,
поочерёдно в каждом из этих городов, в сентябре
1998 г.). Все эти фестивали получились интересными и
серьёзными (питерская часть "Genius loci" была
более праздничная и торжественная, московская -
более рабочая). Однако (впрочем, это на любителя)
не хватало какой-то пестроты, мельтешения, искр,
электризации воздуха.
В сентябре этого года пестрота и мельтешение
последовали в таком количестве, что мало не
покажется: фестиваль искусств "Неофициальная
Москва", встреча поэтов стран Балтии
"Nordwest", и, наконец, Первый московский
международный фестиваль поэтов, который стал
очень масштабным культурным событием. Это нужно
и естественно, потому что Россия - один из
литературных центров Европы. В Роттердаме в
течение многих лет проходили встречи поэтов
разных стран мира, в Берлине есть ежегодная Ночь
поэзии под открытым небом, с множеством
слушателей, бенгальскими огнями и поеданием
шашлыков. Есть аналогичные международные
встречи и в некоторых других крупных городах. Так
что и в Москве рано или поздно необходимо было
провести что-то подобное.
(В Петербурге, кстати, тоже был международный
поэтический фестиваль, летом этого года.)
Первый московский фестиваль поэтов прошёл с 22
по 26 сентября и состоял из множества
литературных вечеров, выступлений поэтов в
школах и всевозможных встреч. Тяжёлых
призов-статуэток на нём не дарили и наград за
лучший стихотворный размер никому не давали.
Главным было услышать друг друга.
Спрессованное время фестиваля физически не
позволяло попасть на все его мероприятия,
которых было больше двадцати. В один день
параллельно происходило по несколько
поэтических чтений. Тем не менее, при всей этой
суматохе прошло несколько очень значительных
вечеров.
О некоторых я могу судить лично, о некоторых - по
рассказам, потому что, повторяю, поспеть всюду
было невозможно; впрочем, вовлечённые в скачущий
ритм событий, поэты из других городов и стран
ездили с одного вечера на другой, проходящий в то
же самое время - на машинах и автобусах, добытых
организаторами. На тех вечерах, на которые я
успел, людей было много - больше, чем в среднем на
"камерных" выступлениях. Фестивальная
суматоха стала словно бы громадным суетливым,
дышащим амфитеатром, в которой - хоть она и
разорвана на клочки событий - слово начинало
резонировать, особенно звучать. Возникало
взаимодействие, перекличка разных голосов в
одном амфитеатре. А те или иные вечера стали
разными формами организации этой переклички.
Вечера происходили в основном в давно
действующих литературных центрах - музее
Маяковского, доме-музее Цветаевой,
клубах-салонах "Авторник", "Образ и
мысль" и т.д. - а также в клубах менее известных,
но также имеющих свой круг авторов и слушателей
(например, библиотека имени Ахматовой в
Крылатском). В Москву приехали поэты из разных
стран мира (Франция, Италия, Литва, Украина, США),
из множества городов России (Воронеж, Петербург,
Самара, Ярославль, Иваново…), а также несколько
русских авторов, живущие за рубежом. Русские
авторы были представлены очень достойно; не
смогли приехать или не удалось пригласить
некоторых по-настоящему хороших авторов, но в
целом картина получилась достаточно большая и
подробная. Приехал, в частности, такой редкий для
Москвы гость, как знаменитый в Израиле поэт
Михаил Генделев (петербургского происхождения).
Приехала из Саратова замечательная поэтесса
Светлана Кекова, которая до этого не выступала в
Москве никогда. Неплохо были представлены и
иностранные авторы (в их отборе участвовали
живущие в Москве культурные центры разных стран),
которые выступали с переводчиками. Читались при
этом не подстрочники, а профессионально
выполненные стихотворные переводы; большинство
переводов было подготовлено специально к
фестивалю.
Председателем оргкомитета фестиваля стал
известный поэт, депутат Московской городской
думы Евгений Бунимович. После помпезного и
официального празднования 200-летия со дня
рождения Пушкина он предложил Правительству
Москвы поддержать проведение Первого
международного фестиваля поэтов. Первого -
потому что, хотелось бы верить, будут и ещё.
Правительство Москвы поддержало.
Организационные моменты фестиваля Бунимович
прокомментировал так:
"В последнее время поэзия живет в
определенных центрах, в определенных магнитных
полях. Эти центры притяжения - московские
литературные клубы… Мне кажется, что стоит [их
многолетнюю и последовательную работу]
обозначить на карте Москвы более внятно. Это ведь
как родинки: они, во-первых, отличают один город
от другого, одну культуру от другой, а во-вторых,
они, может быть, не очень заметны, к ним
привыкаешь, а вот если сколупнешь, то можно и
помереть. Поэтому я и предложил сделать этот
фестиваль фестивалем поэтических центров.
Фактически каждый поэтический центр проводит
свой вечер, в своей сфере влияния: из встреч,
предложенных этими центрами, сложилась по
большей части программа фестиваля.
Участвуя в поэтических фестивалях в разных
странах - например, в парижском, где я был пару лет
назад, - я обратил внимание, что там, кроме…
крупных выступлений… у меня, у других участников
были выступления в лицеях, разговоры с
лицеистами, в одном месте они получили заранее
мои стихи во французских переводах и каждый
написал некоторую вариацию на их тему...
Программа "Поэты в школе", где в лучшие
московские лицеи и гимназии едут поэты, - это
очень важная, взаимно важная работа: конечно, у
поэзии очень немногочисленный читатель, -
Бродский говорит об одном проценте, - но тем не
менее этот читатель формируется в школе, и звучит
ли в школе современное поэтическое слово - это
очень важно".
(Это интервью и комментарии организаторов
отдельных программ, приведённые дальше,
цитируются по спецвыпуску-анонсу газеты
"Литературная жизнь Москвы", напечатанному
перед фестивалем.)
Несмотря на проблемы и сложности, естественные
при всякой организации большого дела, фестиваль,
кажется, удался. Многие выступления
"резонировали", были ощутимы; держалось - то
сильнее, то слабее, но держалось - ощущение того,
что слово всё-таки таинственно и живуче. Темы
прошедших вечеров были разные, от "Новые языки
в современной поэзии" до "Счастье и радость
в современной лирике".
Был вечер журнала "Арион" - крупнейшего
российского журнала, посвящённого поэзии, - на
котором его главный редактор Алексей Алёхин
представил, по его словам, основное направление,
"большой стиль" современной русской поэзии,
которое в наибольшей степени интересует журнал.
Под этим "большим стилем" он понимает "не
школу, не течение, не отдельное творческое
направление, но именно то общее, что роднит
сегодня многих (хотя и не всех) представителей
действующих поэтических "школ", направлений
и творческих генераций. Генезис же этого
"большого стиля" видится прежде всего в
развитии идей постакмеизма - обогащенных
поисками и обериутов, и сюрреалистов, и даже
отчасти футуристов: собственно, к такому итогу и
вел поэтический век".
Одно из главных достоинств фестиваля -
выступления авторов, которые не входят ни в какую
"обойму", мало выступают, мало известны - и
явно заслуживают куда большей известности. Это и
столичные авторы, такие, как Фаина Гримберг или
Ирина Ермакова, и авторы, живущие в других
городах и редко выступающие по сугубо
техническим причинам. Вот этим-то немосковским
авторам был посвящён вечер "Ойкумена
российской поэзии", на котором выступили
авторы из разных городов - Александр Беляков из
Ярославля, Сергей Лейбград из Самары, Елена
Смоловская из Австралии, Юрий Беликов из Перми.
На вечере слушатели могли убедиться, что в
провинции присутствует весь спектр направлений
современной поэзии - от неотрадиционализма до
различных течений поставангарда. Был и более
масштабный "Вечер гостей Фестиваля" в музее
Маяковского, на котором выступали и русские, и
иноязычные авторы - признанный французский поэт
Жак Даррас, молодые американцы Брайан Хенри и
Эндрю Завацки или, например, индийский поэт
Викрэм Сет, написавший роман в стихах "Золотые
ворота" - по-английски, но онегинской строфой.
Разные, но не конфликтующие идеи были
представлены на вечерах "Русская поэзия в
конце века" и "Новые языки в современной
поэзии". "Русская поэзия в конце века" -
вечер авторов, которые (в основном) развивают
традиционные и неоклассические направления в
актуальной ситуации. Именно развивают, а не
повторяют уже бывшее. Куратор вечера, известный
прозаик и публицист Леонид Костюков заметил:
"Русская поэзия в конце века, а не конца века…
речь идет о едином длящемся явлении. Раз от разу
возобновляются глубинная мотивация творчества и
требования органики речи. Так мы подходим к
пониманию внутренней традиционности поэзии, как,
впрочем, и жизни в целом".
На вечере "Новые языки" выступили авторы
от представителей старшего поколения - Генриха
Сапгира и Михаила Ерёмина - до младшего (Николай
Звягинцев, Станислав Львовский, Данила Давыдов).
Они продемонстрировали возможности рождения (в
ситуации, когда "языков" уже много) новых
возможностей осмысленного и ответственного
высказывания. По ходу вечера то и дело возникали
микродискуссии - о том, как и почему у разных
современных авторов требуется расширение
словаря - за счёт научной или наоборот,
разговорной лексики, - или о роли визуального в
актуальной поэзии, или о том, что означает поэзия
для современного человека.
(Генрих Сапгир умер вскоре после фестиваля;
умер "на взлёте", в последние месяцы жизни
написав несколько поэм и циклов стихотворений.
Чтение на вечере "Новые языки...." стало одним
из последних его публичных выступлений - и прошло
свободно и захватывающе.)
В конце 1980-х годов одной из первых мест
собраний, одной из первых "концертных
площадок" для многих московских
поэтов-нонконформистов стал клуб "Поэзия";
сохраняя черты переходного времени, он всё же был
ярким и несомненным явлением. На фестивале был
специальный вечер, посвящённый этому клубу. Как
пишет один из главных "общественников"
клуба Марк Шатуновский, "там можно было
встретить всех, начиная с Дмитрия Александровича
Пригова и кончая Юлием Гуголевым - тогда, должно
быть, представителем самой молодой генерации
поэтов. <…> Кроме них, здесь были: Еременко,
Жданов, Парщиков, Гандлевский, Сопровский,
Бунимович, Искренко, Арабов, Шатуновский,
Иртеньев, Друк, Рубинштейн… На втором
заседании… [председателем Клуба стал]… Игорь
Иртеньев." Приехать смогли не все (Парщиков
живёт за границей), но выступили всё же многие из
названных авторов. Приехал и Иван Жданов, ныне
живущий в Крыму - и читал новые стихи (поскольку
пишет он очень серьёзно и нечасто, это
выступление уже само по себе нетривиально).
Мне довелось также стать свидетелем одной из
встреч поэтов со школьниками, и я увидел, с каким
интересом и уважением относились друг к другу
обе стороны. Правда, школа была специальная, с
гуманитарным уклоном, но всё равно здорово, что
школьники, а их было человек сорок, внимательно
слушали сложные и нетривиальные стихи и пытались
в них разобраться. А потом - после бережных
уговоров поэтессы Татьяны Миловой - читали свои.
* У нас статья представлена в полном
варианте. |