ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ

 
Московский Международный Фестиваль поэтов 22-26 сентября 1999 г.
Программа Оргкомитет Участники Фотоархив Публикации Сборник отзывов Ваши отзывы

 

 

Илья Кукулин

СТИХОТВОРЕНИЯ РЕЗОНИРУЮТ В ДВИЖУЩЕМСЯ АМФИТЕАТРЕ*

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", "Кулиса "НГ", 16.10.99

В Москве на многих площадках прошёл международный фестиваль поэтов

Общественная жизнь поэзии бывает камерная или грандиозная. Камерная - это вечера в литературных салонах и клубах. В Москве их происходит довольно много, и бывают они очень хороши. Грандиозная - это, понятно, фестиваль. За последние годы в Москве прошло несколько крупных поэтических фестивалей, и все они были встречей российских авторов с авторами какой-то другой страны (фестивали российско-британский и российско-австрийский в 1998 г. и российско-украинский в 1999 г.) или встречей московских авторов с представителями дружественной культурной общности (совместный фестиваль поэтов С.-Петербурга и Москвы "Genius loci" ("Гений места"), прошедший в две стадии, поочерёдно в каждом из этих городов, в сентябре 1998 г.). Все эти фестивали получились интересными и серьёзными (питерская часть "Genius loci" была более праздничная и торжественная, московская - более рабочая). Однако (впрочем, это на любителя) не хватало какой-то пестроты, мельтешения, искр, электризации воздуха.

В сентябре этого года пестрота и мельтешение последовали в таком количестве, что мало не покажется: фестиваль искусств "Неофициальная Москва", встреча поэтов стран Балтии "Nordwest", и, наконец, Первый московский международный фестиваль поэтов, который стал очень масштабным культурным событием. Это нужно и естественно, потому что Россия - один из литературных центров Европы. В Роттердаме в течение многих лет проходили встречи поэтов разных стран мира, в Берлине есть ежегодная Ночь поэзии под открытым небом, с множеством слушателей, бенгальскими огнями и поеданием шашлыков. Есть аналогичные международные встречи и в некоторых других крупных городах. Так что и в Москве рано или поздно необходимо было провести что-то подобное.

(В Петербурге, кстати, тоже был международный поэтический фестиваль, летом этого года.)

Первый московский фестиваль поэтов прошёл с 22 по 26 сентября и состоял из множества литературных вечеров, выступлений поэтов в школах и всевозможных встреч. Тяжёлых призов-статуэток на нём не дарили и наград за лучший стихотворный размер никому не давали. Главным было услышать друг друга.

Спрессованное время фестиваля физически не позволяло попасть на все его мероприятия, которых было больше двадцати. В один день параллельно происходило по несколько поэтических чтений. Тем не менее, при всей этой суматохе прошло несколько очень значительных вечеров.

О некоторых я могу судить лично, о некоторых - по рассказам, потому что, повторяю, поспеть всюду было невозможно; впрочем, вовлечённые в скачущий ритм событий, поэты из других городов и стран ездили с одного вечера на другой, проходящий в то же самое время - на машинах и автобусах, добытых организаторами. На тех вечерах, на которые я успел, людей было много - больше, чем в среднем на "камерных" выступлениях. Фестивальная суматоха стала словно бы громадным суетливым, дышащим амфитеатром, в которой - хоть она и разорвана на клочки событий - слово начинало резонировать, особенно звучать. Возникало взаимодействие, перекличка разных голосов в одном амфитеатре. А те или иные вечера стали разными формами организации этой переклички.

Вечера происходили в основном в давно действующих литературных центрах - музее Маяковского, доме-музее Цветаевой, клубах-салонах "Авторник", "Образ и мысль" и т.д. - а также в клубах менее известных, но также имеющих свой круг авторов и слушателей (например, библиотека имени Ахматовой в Крылатском). В Москву приехали поэты из разных стран мира (Франция, Италия, Литва, Украина, США), из множества городов России (Воронеж, Петербург, Самара, Ярославль, Иваново…), а также несколько русских авторов, живущие за рубежом. Русские авторы были представлены очень достойно; не смогли приехать или не удалось пригласить некоторых по-настоящему хороших авторов, но в целом картина получилась достаточно большая и подробная. Приехал, в частности, такой редкий для Москвы гость, как знаменитый в Израиле поэт Михаил Генделев (петербургского происхождения). Приехала из Саратова замечательная поэтесса Светлана Кекова, которая до этого не выступала в Москве никогда. Неплохо были представлены и иностранные авторы (в их отборе участвовали живущие в Москве культурные центры разных стран), которые выступали с переводчиками. Читались при этом не подстрочники, а профессионально выполненные стихотворные переводы; большинство переводов было подготовлено специально к фестивалю.

Председателем оргкомитета фестиваля стал известный поэт, депутат Московской городской думы Евгений Бунимович. После помпезного и официального празднования 200-летия со дня рождения Пушкина он предложил Правительству Москвы поддержать проведение Первого международного фестиваля поэтов. Первого - потому что, хотелось бы верить, будут и ещё. Правительство Москвы поддержало.

Организационные моменты фестиваля Бунимович прокомментировал так:

"В последнее время поэзия живет в определенных центрах, в определенных магнитных полях. Эти центры притяжения - московские литературные клубы… Мне кажется, что стоит [их многолетнюю и последовательную работу] обозначить на карте Москвы более внятно. Это ведь как родинки: они, во-первых, отличают один город от другого, одну культуру от другой, а во-вторых, они, может быть, не очень заметны, к ним привыкаешь, а вот если сколупнешь, то можно и помереть. Поэтому я и предложил сделать этот фестиваль фестивалем поэтических центров. Фактически каждый поэтический центр проводит свой вечер, в своей сфере влияния: из встреч, предложенных этими центрами, сложилась по большей части программа фестиваля.

Участвуя в поэтических фестивалях в разных странах - например, в парижском, где я был пару лет назад, - я обратил внимание, что там, кроме… крупных выступлений… у меня, у других участников были выступления в лицеях, разговоры с лицеистами, в одном месте они получили заранее мои стихи во французских переводах и каждый написал некоторую вариацию на их тему... Программа "Поэты в школе", где в лучшие московские лицеи и гимназии едут поэты, - это очень важная, взаимно важная работа: конечно, у поэзии очень немногочисленный читатель, - Бродский говорит об одном проценте, - но тем не менее этот читатель формируется в школе, и звучит ли в школе современное поэтическое слово - это очень важно".

(Это интервью и комментарии организаторов отдельных программ, приведённые дальше, цитируются по спецвыпуску-анонсу газеты "Литературная жизнь Москвы", напечатанному перед фестивалем.)

Несмотря на проблемы и сложности, естественные при всякой организации большого дела, фестиваль, кажется, удался. Многие выступления "резонировали", были ощутимы; держалось - то сильнее, то слабее, но держалось - ощущение того, что слово всё-таки таинственно и живуче. Темы прошедших вечеров были разные, от "Новые языки в современной поэзии" до "Счастье и радость в современной лирике".

Был вечер журнала "Арион" - крупнейшего российского журнала, посвящённого поэзии, - на котором его главный редактор Алексей Алёхин представил, по его словам, основное направление, "большой стиль" современной русской поэзии, которое в наибольшей степени интересует журнал. Под этим "большим стилем" он понимает "не школу, не течение, не отдельное творческое направление, но именно то общее, что роднит сегодня многих (хотя и не всех) представителей действующих поэтических "школ", направлений и творческих генераций. Генезис же этого "большого стиля" видится прежде всего в развитии идей постакмеизма - обогащенных поисками и обериутов, и сюрреалистов, и даже отчасти футуристов: собственно, к такому итогу и вел поэтический век".

Одно из главных достоинств фестиваля - выступления авторов, которые не входят ни в какую "обойму", мало выступают, мало известны - и явно заслуживают куда большей известности. Это и столичные авторы, такие, как Фаина Гримберг или Ирина Ермакова, и авторы, живущие в других городах и редко выступающие по сугубо техническим причинам. Вот этим-то немосковским авторам был посвящён вечер "Ойкумена российской поэзии", на котором выступили авторы из разных городов - Александр Беляков из Ярославля, Сергей Лейбград из Самары, Елена Смоловская из Австралии, Юрий Беликов из Перми. На вечере слушатели могли убедиться, что в провинции присутствует весь спектр направлений современной поэзии - от неотрадиционализма до различных течений поставангарда. Был и более масштабный "Вечер гостей Фестиваля" в музее Маяковского, на котором выступали и русские, и иноязычные авторы - признанный французский поэт Жак Даррас, молодые американцы Брайан Хенри и Эндрю Завацки или, например, индийский поэт Викрэм Сет, написавший роман в стихах "Золотые ворота" - по-английски, но онегинской строфой.

Разные, но не конфликтующие идеи были представлены на вечерах "Русская поэзия в конце века" и "Новые языки в современной поэзии". "Русская поэзия в конце века" - вечер авторов, которые (в основном) развивают традиционные и неоклассические направления в актуальной ситуации. Именно развивают, а не повторяют уже бывшее. Куратор вечера, известный прозаик и публицист Леонид Костюков заметил: "Русская поэзия в конце века, а не конца века… речь идет о едином длящемся явлении. Раз от разу возобновляются глубинная мотивация творчества и требования органики речи. Так мы подходим к пониманию внутренней традиционности поэзии, как, впрочем, и жизни в целом".

На вечере "Новые языки" выступили авторы от представителей старшего поколения - Генриха Сапгира и Михаила Ерёмина - до младшего (Николай Звягинцев, Станислав Львовский, Данила Давыдов). Они продемонстрировали возможности рождения (в ситуации, когда "языков" уже много) новых возможностей осмысленного и ответственного высказывания. По ходу вечера то и дело возникали микродискуссии - о том, как и почему у разных современных авторов требуется расширение словаря - за счёт научной или наоборот, разговорной лексики, - или о роли визуального в актуальной поэзии, или о том, что означает поэзия для современного человека.

(Генрих Сапгир умер вскоре после фестиваля; умер "на взлёте", в последние месяцы жизни написав несколько поэм и циклов стихотворений. Чтение на вечере "Новые языки...." стало одним из последних его публичных выступлений - и прошло свободно и захватывающе.)

В конце 1980-х годов одной из первых мест собраний, одной из первых "концертных площадок" для многих московских поэтов-нонконформистов стал клуб "Поэзия"; сохраняя черты переходного времени, он всё же был ярким и несомненным явлением. На фестивале был специальный вечер, посвящённый этому клубу. Как пишет один из главных "общественников" клуба Марк Шатуновский, "там можно было встретить всех, начиная с Дмитрия Александровича Пригова и кончая Юлием Гуголевым - тогда, должно быть, представителем самой молодой генерации поэтов. <…> Кроме них, здесь были: Еременко, Жданов, Парщиков, Гандлевский, Сопровский, Бунимович, Искренко, Арабов, Шатуновский, Иртеньев, Друк, Рубинштейн… На втором заседании… [председателем Клуба стал]… Игорь Иртеньев." Приехать смогли не все (Парщиков живёт за границей), но выступили всё же многие из названных авторов. Приехал и Иван Жданов, ныне живущий в Крыму - и читал новые стихи (поскольку пишет он очень серьёзно и нечасто, это выступление уже само по себе нетривиально).

Мне довелось также стать свидетелем одной из встреч поэтов со школьниками, и я увидел, с каким интересом и уважением относились друг к другу обе стороны. Правда, школа была специальная, с гуманитарным уклоном, но всё равно здорово, что школьники, а их было человек сорок, внимательно слушали сложные и нетривиальные стихи и пытались в них разобраться. А потом - после бережных уговоров поэтессы Татьяны Миловой - читали свои.

* У нас статья представлена в полном варианте.


 
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221