ПОЭЗИЯ ЕЩЁ НЕ УМЕРЛА
"Время МН", 28.09.99
В Москве впервые прошел Международный
фестиваль поэтов
Представительность фестиваля не вызывает
никаких сомнений. Были действительно все:
Евгений Рейн и Олег Чухонцев, Белла Ахмадулина и
Тимур Кибиров, Римма Казакова и Дмитрий
Александрович Пригов, Ирина Лиснянская и Иван
Жданов, Юрий Арабов и Ольга Седакова, Бахыт
Кенжеев, Ва-дим Степанцов - всего более 80 поэтов
из России, а также из Франции, Англии, США, Литвы,
Украины. Поэзия" во всех ее современных родах и
видах - от пафосной до ироничной, от
минималистской до заумной, от
маньеристски-куртуазной до концептуальной -
звучала в ЦДЛ, в Музее Маяковского, в Центре
современного искусства А. Зверева, в
Литературном институте, в МГУ и РГГУ. При желании
и готовнос-ти слушать стихи можно было найти всё
что душе угодно, хотя вряд ли кому-нибудь удалось
поспеть везде. По словам председателя
оргкомитета фести-валя, поэта и депутата
Московской городской Думы Евгения Бунимовича
этот поэтический форум и задумывался; как
фестиваль поэтических центров.
Каждый поэтический центр проводил свой вечер, в
своей сфере влияния. Ре-шение мудрое, поскольку,
как известно, "в одну телегу впрячь не
можно...", а недавние попытки такого сопряжения
оборачивались нешуточными конфликтами. В данном
случае поэты различ-ных художественных
пристрастий находились на безопасном расстоянии
друг от друга. И, скажем, поклонники Вадима
Степанцова и Дмитрия Быкова могли отправиться на
вечер "Поэты поэтам" в Литинститут, в то
время как любители Льва Рубинштейна и Сергея
Гандлевского имели возможность со. браться в
РГГУ на. круглый стол "Поэзия и филология.
Сочетание слов". Кстати, как бы ни назывались
поэти-ческие встречи, все они, за исключением
заседания "Разговор книгопродавца с поэтом"
в Мосгордуме и лекции Жака Дарраса
"Поэтическая диагональ. Обзор французской
поэзии от Адама де ля Аля до Артюра Рембо и Шарля
Бодлера, быстро перетекали к чтению стихов. Поэты
явно преобладали над критиками и
литературоведами, а поэзия побеждала рефлексию.
Поэтические собрания фестиваля были встречами
посвящённых, а потому не имели смысла декларации
и манифеста.
Алексей Алёхин, главный редактор журнала
поэзии "Арион", полагает, что "в последние
годы мы переживаем один из самых блистательных
взлётов отечественной поэзии", если иметь в
виду "количество замечательных стихов,
интенсивность художественного поиска, его
разнонаправленность". Тезис, пожалуй, слишком
оптимистичный, по крайней мере в отношении
количества "замечательных стихов". Я бы
сказал осторожнее, Поэзия, как не странно, до сих
пор существует, не умер и интерес к ней. Стихи не
только продолжают писать, что не так удивительно,
но читать и слушать. У поэтов есть своя аудитория.
И хотя Первый московский фестиваль поэтов не
стал "поэтическим Авиньоном", он,
безусловно, состоялся.
Николай АЛЕКСАНДРОВ |