ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ

 
Московский Международный Фестиваль поэтов 22-26 сентября 1999 г.
Программа Оргкомитет Участники Фотоархив Публикации Сборник отзывов Ваши отзывы

 

 

 

 

ЗВЕЗДЫ СИЯЛИ
"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА", 29.09.99

В Москве прошел Первый международный фестиваль поэтов

Удивительно, что такого не произошло раньше. Казалось бы, идея проведения в Москве международного поэтического фестиваля настолько лежит на поверхности... Но потребовалось 12 лет свободы поэтического слова в России (отсчитываем от первой легальной публикации Бродского), Пушкинский юбилей и незаурядная фигура поэта Евгения Бунимовича, ставшего депутатом Московской городской Думы, чтобы эта идея наконец материализовалась.

На пути ее стояли объективные препятствия. Прежде всего - тревожное положение в Москве. Затем - слишком краткие сроки и слишком маленькие деньги. Не в последнюю очередь - сомнительные люди, взявшиеся, в отсутствие других желающих, за организационные хлопоты (шустрые мальчики из некоего фонда проявили большое организационное мастерство в наделении своих друзей и подружек пропусками на фуршеты, остальное же шло зачастую через пень-колоду). Но поэтическое слово оказалось сильнее. Фестиваль был насыщенным и содержательным - разве что слегка сумбурным, но это и естественно для первой попытки.

Конечно, элемент международности не был столь велик, как хотелось бы. Однако в числе немногих зарубежных участников были фигуры яркие и значительные, чье появление в Москве - событие. И если польского поэта Ежи Чеха, видного представителя великолепной тамошней школы верлибристов, блестящего афориста и ритора, или старейшину литовской поэзии Марцелиюса Мартинайтиса в Москве так или иначе знали и ценили, то француз Жак Даррас, поразивший московскую публику по-фольклорному музыкальной, изобилующей повторами и параллелизмами поэзией, или два молодых американца, Брайан Хенри и Эндрю Завацки, с их усложненной образностью и постоянными экскурсами к истокам языка, стали для литературной Москвы подлинным открытием (нельзя не отметить и героизм их переводчиков, соответственно Ольги Северской и Станислава Львовского, проделавших нелегкую работу почти экспромтом).

Поэтическая Россия также присутствовала на Фестивале - не скажу широко, но вполне достойно. Питерская делегация в составе Михаила Еремина, Николая Кононова, Виктора Кривулина и Александра Кушнера - это, разумеется, далеко не весь поэтический Петербург, но некая система координат, от которой можно танцевать (хотя, что и говорить, Драгомощенко, Пурин, Шварц, кое-кто из молодежи - очень бы не помешали). Ойкумена российской поэзии была представлена как авторами, хорошо известными по своим выступлениям в столице (назовём хотя бы Игоря Жукова из Иванова и Елену Фанайлову из Воронежа), так и редкими и драгоценными гостями: саратовской поэтессой Светланой Кековой (выпустившей в обеих столицах уже 4 книги, но прежде не объявлявшейся самолично), Сергеем Лейбградом из Самары - редактором почти легендарной газеты "Цирк "Олимп"", Александром Беляковым из Ярославля. Сюда же, вероятно, следует отнести экс-москвичей: Бахыт Кенжеев как бы представлял на фестивале Канаду, Елена Смоловская - Австралию, Иван Жданов - не то Крым, не то Алтай (поскольку живёт попеременно там и там), Михаил Генделев, особенно давно не будораживший российскую публику своей энергичной, страстной, необыкновенно ангажированной в социально-политическом смысле поэзией, - Израиль... География тут важна не сама по себе, а как знак нежелания ограничиваться "обоймой", рутинным набором примелькавшихся имён, - не потому, что эти примелькавшиеся нехороши, а потому, что расцвет искусства (а русская поэзия переживает сейчас именно расцвет - об этом говорили на фестивале многие, и прежде всех главный редактор журнала поэзии "Арион" Алексей Алёхин, который знает об этом, так сказать, из первых рук) - тогда подлинный расцвет, когда одновременно происходит много разного, и на разных участках поэтического спектра горят яркие звёзды и то и дело зажигаются новые.

Сказать, что Фестиваль открыл совсем уж новые имена, было бы преувеличением: всё-таки преобладали среди участников люди хорошо известные (можно только согласиться с Евгением Бунимовичем, не раз отмечавшим в ходе фестиваля, что вообще такие мероприятия - прерогатива творческой молодёжи, но для первого раза, безусловно, необходимо отдать должное старшим поколениям, у которых не было прежде возможности поучаствовать в чём-либо подобном). При всём том два младших поколения - 20- и 30-летние - не были обделены вниманием: и, условно говоря, традиционалисты (Дмитрий Быков, Виталий Пуханов, Инна Кабыш, Татьяна Милова), и, не менее условно, авангардисты (Данила Давыдов, Дмитрий Воденников, Станислав Львовский, Сергей Морейно) были на фестивале заметными фигурами. Что до привычных звёзд на небосклоне российской поэзии, то они, как и положено, сияли: Ахмадулина и Рейн, Лиснянская и Пригов, Гандлевский (сразу с несколькими новыми стихотворениями: для этого автора, пишущего мало и трудно, - событие) и Сапгир (с целой лавиной нового, написанного за лето, едва оправившись от инсульта, - и тексты исключительной свежести, в самом широком диапазоне, от эффектных стихотворений в прозе, напоминающих то о Борхесе, то о Кафке и сдобренных своеобразным сапгировским юмором, и до поразительных стихов о косовской трагедии, где героем - муха, севшая на мёртвое тело ополченца)... Кого-то, конечно, и не хватало (прежде всего, заявленных в программе, но по тем или иным причинам не появившихся Айги, Некрасова, Чухонцева, Шаталова...), да ведь нельзя объять необъятное.

В концептуальном отношении фестиваль был устроен довольно затейливо, поскольку в программу включались мероприятия, предложенные разными людьми и организациями. Некоторые были подготовлены московскими литературными клубами: так, в "Премьере" прошел вечер "Счастье и радость в современной лирике" (причем куратор клуба Николай Байтов, желая продемонстрировать умение поэзии говорить не только о грустном и трагическом, пригласил авторов различных до полярности: от неоклассиков-постакмеистов Дмитрия Веденяпина и Алексея Кубрика до самого, пожалуй, радикального из авангардистов среднего поколения Павла Митюшёва). Вечер в "Авторнике" назывался "Новые языки в современной поэзии" и отражал некоторый (не слишком навязчивый) авангардный уклон клуба: здесь выступали Сапгир и Ерёмин, уже названная мною "левая" молодёжь, Кононов и Кривулин, особенно много - Дмитрий Авалиани со своими визуально-поэтическими экспериментами, подтолкнувшими участников вечера к дискуссии (в частности, Виктор Кривулин размышлял о противостоянии в сегодняшней поэзии визуально-предметного и риторически-оценочного начал). Известным противовесом "Авторнику" послужил проведённый Леонидом Костюковым вечер "традиционалистов", с на редкость ровным и сильным составом. В сущности, конечно, сегодня уже трудно понять, где грань между "традицией" и "авангардом", и так ли уж представленные в одном месте Ирина Ермакова и Григорий Кружков "традиционнее" выступавших в другом Николая Звягинцева и Фаины Гримберг. Возможно, это вопрос самоопределения: важнее ли для автора чувствовать себя открывателем новых путей или продолжателем великих предшественников, - такой выбор сам по себе любопытен и знаменателен. Стремление к золотой середине, как всегда, продемонстрировал журнал "Арион": подготовленные Алексеем Алёхиным чтения в Музее Цветаевой стали в некотором роде дайджестом фестиваля (за вычетом крайностей - без них, однако, на мой вкус, не так интересно) - от Кушнера и Кековой до Сапгира и Веры Павловой пролегает широко понятый мэйнстрим сегодняшней русской поэзии. К новейшей истории русского стиха апеллировал вечер в Литературном музее, где чествовали участников клуба "Поэзия" - возникшего в перестроечную эпоху объединения неподцензурных авторов, куда входили Пригов и Иртеньев, Ерёменко и Парщиков, Искренко и Бунимович... Объединение не мыслилось как основанное на творческой общности: это был своего рода альтернативный Союз писателей, - ан, однако ж, роль этого этапа в личностном и творческом развитии многих поэтов оказалась достаточно велика, чтобы спустя более чем десятилетие по-прежнему осознавать себя причастными некоему единству; здесь особенно любопытно наблюдать, как недавнее прошлое на глазах кристаллизуется в историю (в этом же направлении работают и презентовавшиеся на вечере небольшие, но солидные томики издательства "ВЛАДОМ" - книжная серия "Библиотека клуба "Поэзия""). Были ещё вечера в МГУ, Литературном институте, Российском Гуманитарном Университете (РГГУ) - о последнем надо сказать особо: ведь именно благодаря щедрости ведущего гуманитарного вуза столицы в Москву смогли приехать некоторые иногородние участники.

Попытки разговорить поэтов, предпринимавшиеся в ходе фестиваля неоднократно, не так уж часто увенчивались успехом. Однако два полноценных круглых стола состоялись. В Музее Окуджавы спорили о судьбах русской поэзии в целом; в зале заседаний городской Думы, при сугубо официозном антураже, - о более приземлённых материях: издательском деле, книготорговле и т.п. Характерно, что на каждый голос, жалующийся на нелёгкое настоящее и туманное будущее, приходилось едва ли не два голоса, твердившие о реальной возможности работать, делать своё дело, ничего ни у кого не прося и не требуя. Удивительно, но факт: не только поэты, но и издатели поэзии настроены вполне оптимистически! Притом звучали и новые предложения: как облегчить и упростить путь поэзии к читателю? Шла речь о литературных конкурсах как способе привлечь внимание к поэзии (а заодно и найти новых интересных авторов) - здесь опытом поделился советник по культуре японского посольства г-н Идэ (поэтические конкурсы - давняя традиция японской культуры, а минувшим летом завершился и первый такой конкурс, проведённый по инициативе посольства в России). Говорилось и о необходимости наладить, наконец, способы доставки выходящих в обеих столицах поэтических сборников в провинцию, где их ждёт едва ли не более благодарный читатель, - тут тоже есть свежие идеи.

Особо нужно сказать ещё об одной программе фестиваля. Недаром у председателя оргкомитета Евгения Бунимовича есть ещё и третья ипостась, помимо поэтической и политической: он - один из ведущих московских учителей математики. И вот в рамках фестиваля российские и зарубежные поэты отправились в школы, гимназии, лицеи. Эта инициатива казалась рискованной: ведь представленная на фестивале современная поэзия не только непроста для восприятия, но и довольно далека от той поэтической классики, с которой школьники сталкиваются на уроках. Однако риск полностью оправдался: все выступавшие в школах в один голос рассказывают об огромном интересе подростков. И порой на поэтическом вечере можно было видеть старшеклассников, которым с утра на уроке читали стихи и рассказывали о фестивале! Поэты и педагоги едины во мнении: такие встречи можно и должно проводить постоянно.

Первый Московский международный поэтический фестиваль завершился. Оргкомитет обещает подумать о сборнике стихов по его итогам. И - о том, каким быть второму фестивалю. Молодёжным? Посвящённым русскому зарубежью? Тематическим? Пока сказать трудно. Но хотелось бы, чтобы он в самом деле был. В обозримом будущем.

Дмитрий КУЗЬМИН


 
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221