Дмитрий
ГАЙДУК
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ - НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ МАСКА
(впечатления от фестиваля “Южный
акцент”)
Итак, фестиваль пришёл и прошёл.
Приехало больше десятка украинских литераторов,
собралась целая толпа московских литераторов,
все читали, рассказывали, мнениями обменивались
и даже делали вид, что друг друга понимают. Хотя и
говорят на разных языках.
Выяснилась очень любопытная вещь:
оказывается, литературные тусовки есть не только
в Москве и в Питере. В далёком Ивано-Франковске
тридцатилетние дядечки точно так же играют в
гениев, да и более ближний Харьков, а тем более
Львов тоже от этой игры не свободны. А я вам
больше скажу: та же игра идёт и в Полтаве, и в
Донецке, и, наверное, в любом областном центре.
Другое дело – масштабы претензий. Все
областные литературные тусовки убеждены в своей
вторичности, ибо в той или иной степени
ориентируются на столичные расклады и стремятся
участвовать в столичных играх. Ивано-франковские
ребята первыми отказались от такой ориентации и
провозгласили себя культурной столицей. И тут же
оказалось, что ихняя тусовка гораздо круче
киевской и ничем не хуже московской. А кое-в чём
даже и получше (особенно по части связей с
Западом).
Для всех провинциалов это тоже большой
урок. Ведь при современных информационных
технологиях "столица" и "провинция" –
это уже не географические понятия, а просто два
разных стиля мышления, которые в равной степени
присутствуют и в Москве, и в Ивано-Франковске.
Несколько сложнее с национальными различиями, но
и здесь уже найдено решение в духе грядущей эпохи
Водолея. Национальность писателя – не более чем
маска; которую можно надеть, а можно и снять. Один
мой знакомый поэт несколько лет был немцем, затем
американизировался, а сейчас стал конченным
французом; другой был кельтом, но на старости лет
обрусел. Не исключено, что "русскость"
некоторых москвичей (как и "украинскость"
некоторых ивано-франковцев) – не более чем маска,
надеваемая из конъюнктурных или иных
соображений. Правда, у некоторых она прирастает к
лицу – ну, что ж, и такое бывает.
Поэтому нет смысла думать о границе
между "столичной" и "провинциальной"
культурой и говорить о каких-то границах между
"русским" и "украинским". Граница
проходит совсем в другом месте. Лично для меня
это граница между теми, кто дарит радость, и теми,
кто нагоняет сон. За весь прошедший фестиваль эту
границу перешел только Андрухович – ну, так ему сам Бог
велел, он ведь живой классик. А вот Пригов с
Рубинштейном оказались безнадёжно мёртвыми
классиками, и это очень огорчает, хотя и
понимаешь, что время берет своё. Все остальные –
либо мёртвые неклассики, либо славные живые
ребята, которые изо всех сил косят под мёртвых.
Впрочем, не исключено, что я кого-то упустил,
потому что часто выходил из зала покурить и
потусоваться.
Впрочем, по части тусовок всё было
более-менее. Да и гостиница была клёвая, и
фуршетик был очень славный. Всё-таки, неплохо
оттянулись.
Записала Елена
“Українська мозаїка” № 20 (39) 14-20 июня |