| |
Отзывы прессы |
Тарас ПРОХАСЬКО |
|
Тарас
ПРОХАСЬКО
МОИ ДЕДЫ ГОВОРИЛИ О ЕВРОПЕ КАК О
СОБСТВЕННОМ ПОДВОРЬЕ
Тарас Прохасько (1968) Прозаик.
Дебютировал в 1991 г. Автор четырех повестей. По
мировоззрению, дружеским связям, методу создания
текстов и месту проживания принадлежит к
станиславскому феномену. Ботаник по профессии.
Прохасько обозначил в своих текстах
формоохранительную функцию
повествовательности.
Из выступления на фестивале “Южный акцент”
Понимание культуры на самом деле
сводится к простому тезису: Культура это
понимание своего рода, понимание своей
преемственности в цепи поколений. Мне кажется,
что именно в этом заключена самая важная
составная культурного ощущения человека. Когда
человек знает, кто был его бабушкой, прабабушкой,
дядей, прадядей, он может чувствовать себя
культурным человеком, может чувствовать себя
своим в данной культуре. И я хочу рассказать вам о
том необычайном опыте культуры, том опыте
удивительного родства, который присутствует в
моей крови...
Хочу рассказать о некоторых
удивительных моментах из своей семейной
биографии: я это всё прожил в самом деле и, как я
писал в рассказе одном, это было действительно. У
меня был дедушка, который жил в Карпатах. К нему
приходили друзья, и он единственный из них не был
в итальянском плену. Для того чтобы понять это,
надо перечитать Хемингуэя. Сначала была Первая
мировая война, и он не был в итальянском плену,
потому что не был в австрийской армии, потому что
был на несколько лет младше своих друзей. Когда
они приходили, они пили удивительный напиток,
который существует только в Карпатах – настойку
из побегов смереки (пихты). Как говорит один мой
совершенно русский друг – можжевеловые веточки.
Они выпивали по несколько декалитров и
вспоминали о том, где. Начинали говорить о
европейской географии, как о собственном
подворье. И это время было моё супервремя,
время-пик. Я, тогда совсем мальчишка, помнил все
эти названия, а они, конечно, забывали, потому что
эти можжевеловые веточки совершенно отбивают
память. И мне приходилось вспоминать, что было на
самом деле в 1915 году... Я должен был это все
вспоминать и подсказывать им, где кто дрался и иные вещи. Потом
было несколько десятилетий украинского
национализма на Западной Украине. Т.е. украинский
национализм осуществился как научная теория.
Потом была Вторая мировая война, которая
оказалась не хуже и не лучше чем Первая. Потом
были совершенно разные участия в боевых
действиях на стороне различных сторон. И это все
осуществлялось на нашей территории, как будто бы
интересы различных государств делались на наших
огородах. Это все осуществлялось у нас на
практике.
Я, действительно, в 1972 году выкапывал в
своем огороде весной и осенью по несколько
десятков патронов различных стран. Кстати, очень
хочу поблагодарить Россию за использование в
1914-1918 году самых гуманитарных пуль. Они были
острые и длинные и они входили в тело
безболезненно, тогда как австрийские были
квадратные и очень чувствительные, рвали
внутренности на части. Спасибо.
Потом такая вещь. Я служил в Советской
армии. Называю ее Советской, потому что она такою
и была и я служил очень хорошо, честно. Потому что
чувствовал какую-то свою ответственность. У меня
в той же семье 16 человек служило в разных армиях и
почти все погибли, а я как-то вышел из этой
истории живым. Однажды, когда я приехал из
учебного подразделения в настоящую действующую
армию, меня ночью разбудили трое человек. Они
были старше по призыву и сказали, что сейчас
будет какая-то инициация или что-то такое, то есть
я должен стать солдатом. Но я знал, что я солдатом
не могу стать, потому что я уже был сержантом. Они
начали рассказывать что-то о своих делах
армейских. Я посмотрел на них и вдруг увидел
нормальных молодых мальчиков, которым по 18 лет, у
которых в голове совершенный хаос и вижу, чего им
не хватает, я вижу, что я могу сказать им
несколько фраз и они станут нормальными,
спокойными. И я им рассказал про все. О Карпатах,
горах, об этом маленьком келишке смерековой
настойки, о своём деде и людях, которые меня
окружали. И я вдруг увидел, что эти люди, которые
были готовы меня убить, закопать, сделать ещё
что-то, они вдруг стали человечнее. Они вдруг
вспомнили о том, что... Не знаю, что с ними там
произошло. С той поры я помню, что нет ни одного
человека, который даже делал бы самые большие
гадости, и который бы не отзывался на
человечность, на доброту. Поэтому я хочу
предложить всем Вам не бояться этой человечности даже если сначала
это покажется смешным. Но нету ни одного подонка,
никого, кто бы не отозвался бы на человечность и
думаю, что в этом самая большая надежда.
“Українська мозаїка” № 18 (37) 24-30 мая 1999
г. |
|
| |
|