Лариса Березовчук
(Санкт-Петербург)
Российско-украинское интеллектуальное пространство:
векторы отталкивания и притяжения
За истекшее десятилетие изолированного существования гуманитарной
мысли России и Украины обнаружились преобразования, которые
произошли с научно-творческими сообществами в обеих странах.
Составляя ранее единое проблемно-методологическое и ценностное
поле, за это время, лишенные государственного финансового
обеспечения, они - независимо друг от друга - претерпели во
многом сходные изменения.
И в России, и в Украине среда представителей гуманитарного
знания разделилась на "ученых" в традиционном смысле
и на "интеллектуалов".
Первые ("ученые") - как и раньше - занимаются исследовательской
и преподавательской деятельностью. Это преимущественно люди
от 45 лет и старше. Даже работая не только в государственных,
но и коммерческих структурах, они сохраняют традиционную систему
представлений о роли "человека знания и искусства"
в обществе, предъявляя при этом ему счет по поводу ухудшений
условий жизни и профессиональной деятельности. Мировоззренческая
и методологическая ригидность этих слоев российских и украинских
гуманитариев очевидна. Тем не менее, они обнаруживают беззащитность
перед новыми идеологическими поветриями, с легкостью усваивая
как самые консервативные, так и радикально-мифотворческие
доктрины. Несмотря на то, что именно этот слой гуманитариев
способен дать реальные знания и сформировать профессиональные
исследовательские навыки, "ученые" с трудом воспроизводят
свои методологические установки, несмотря на учебную работу
с молодым поколением. Они с настороженностью относятся к публичным
формам репрезентации науки и новым организационным структурам,
даже возникающим под эгидой правительств обеих стран, предпочитая
традиционные - академические нормы научной жизни. Наиболее
одаренные магистры и аспиранты и в России, и в Украине преимущественно
либо уходят из сферы гуманитарно-художественного знания вообще,
либо принимают методологические установки "интеллектуалов",
как более успешных в карьерном росте.
Вторая группа ("интеллектуалы") - это преимущественно
молодые специалисты до 45 лет. Они скептически относятся к
базисной стороне гуманитарного знания, но под лозунгом "обновления
гуманитарного сознания" легко проходят все этапы инициации,
принятые в научно-творческом сообществе. Предпочитая реализовывать
себя за его пределами, "интеллектуалы" интересуются,
прежде всего "актуальной проблематикой", связанной
с дискурсивными практиками. Поэтому полем их деятельности
оказываются журналистика и издательское дело, телевидение,
разнообразные фонды, информационные агентства и сети, обеспече-ние
контакта с общественностью (PR), новые экспертные структуры,
обслуживающие партийные и общегражданские политические движения
- партийные и общегражданские, участие в проектах, финансируемых
из-за рубежа, др. Во всех случаях поле деятельности "интеллектуалов"
ориентировано на коммуникацию и, как следствие, на активное
их участие в общественной жизни.
Именно в этой среде, далекой как от науки и искусства, так
и от образования, сформировались две фундаментальные мифологемы,
активно поддержанные "независимыми" СМК в обеих
странах: 1) идея альтернативных гуманитарных практик (преимущественно
российская); 2) Центрально-Европейский проект (преимущественно
украинская). Обе вызвали одобрение западных наблюдателей,
кураторов либерального толка и, как следствие, поток поощрений
тем, кто эти мифологемы активно внедрял в культурную практику.
Эти две мифологемы (а не экономические интересы России или
защита национальной суверенности Украины) и были основанием
для изоляции гуманитарных сообществ обеих стран друг от друга,
для нагнетания атмосферы подозрительности и даже враждебности
с обеих сторон.
Но на рубеже столетий стало очевидным, что политическая, научная
и творческая практики не дают оснований для конфронтации культур
обеих стран. Обнаружилось, что мифологемы "альтернативности"
и "Центральной Европы" не способствуют решению внутренних
проблем гуманитарных сообществ, как в России, так и в Украине.
К тому же среда "интеллектуалов", которую в начале
предшествующего десятилетия поддержали представители творческих
профессий поколений 80-90х годов, оказалась неоднородной.
Именно деятели искусств (литераторы и кинематографисты) сумели
осознать непродуктивность и "внешнее" происхождение
этих мифологем для гуманитарных традиций обеих стран. Особенно
болезненно происходил постепенный отказ от проекта "Центральной
Европы", который реально провоцировал разрыв государственной
целостности Украины, а также тормозил становление диаспорального
статуса для русскоязычных граждан страны.
Сегодня группы "ученых" обеих стран восстанавливают
утерянные было научные контакты друг с другом: это происходит
легко, потому что еще до перестройки подлинно гуманитарное
знание стремилось избежать воздействия идеологии. Гораздо
сложнее будет создать диалогические отношения в сфере коммуникаций,
поскольку и в российских, и в украинских СМК (периодике и
электронных) работают преимущественно "интеллектуалы",
которые формируют идеологический фон для реальных отношений
России с Украиной. Есть основания считать, что "интеллектуалы"
в обеих странах выполняют именно политический заказ, активно
внедряя в среду гуманитариев идеологию либерального толка.
Вопрос заключается в том, насколько эти идеологические принципы
способствуют формированию демократического общества в Украине
с Россией, установлению дружеских, взаимовыгодных отношений
между ними, а также развитию творческих и научных контактов.
Об авторе:
Лариса Николаевна Березовчук (Санкт-Петербург)
Поэт, переводчик, литературовед, критик.
Коммуниколог (психология вербальной и визуальной коммуникации).
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора
кино Российского института истории искусств; доцент кафедры
искусствознания Санкт-Петербургского государственного института
кино и телевидения.
Участие в российско-украинских и украинских творческих и
научных проектах:
Москва, 1994. А.П.Довженко. Российско-украинская конференция
к 100-летию режиссера. Институт теории и истории кино.
Киев, 1994. Международный конгресс к столетию со дня рождения
А.П.Довженко. Союз кинематографистов Украины.
Москва, 1999. Российско-украинский поэтический фестиваль "Южный
акцент".
Санкт-Петербург, 2000. Куратор презентации петербургского
номера русскоязычного журнала "Крещатик" (Киев)
в литературном клубе "Лицей".
Киев, 2001. Кинофестиваль "Украинская альтернатива".
Член экспертного совета.
Львов, 2001. Конференция, посвященная творчеству художника
Александра Аксинина.
Киев - Санкт-Петербург, 2001. Член редакционной коллегии журнала
"Крещатик".
Киев, 1999, 2000, 2001, Львов, 2001 - авторские поэтические
вечера.
Публикации
Российско-украинский бюллетень. Москва-Киев. 2000 г. № 4,
5, 6.
Крещатик. Киев. 2000, №7. Перевод с украинского стихов Сергея
Жадана.
Крещатик. Киев. 2000, №6. Визуальный фактор в современной
словесности.
Критика. Київ. 2000, №3. Поруйнування Єрусалиму.
Кiно-Коло. Київ. 2000, №4. Минуле на екранi: "iсторичний
фiльм" чи кiно про iсторiю?
Кiно-Коло. Київ, 2000, №5. Мiфоборець Стелiнг проти мiфотворця
Вагнера
Кiно-Коло. Київ, 2000, №7-8. Homo Communicans у свiтi вiзуальних
технологiй.
Кiно-Коло. Київ, 2001, №10. Як i чому ми перетворились на
мишкунiв.
Критика. Київ, 2001, №9. Пришестя дискурсу.
Критика. Київ, № 12. Комунiкологiчний аналiз "Критики"
за 2000-2001 роки.
|