ЛИТЕР.NET
ГЕОПОЭТИЧЕСКИЙ СЕРВЕР КРЫМСКОГО КЛУБА
создан при поддержке Фонда Дж. Сороса
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ ПОИСК ГЛОССАРИЙ КОНТАКТ
КОЛЛЕГИ:
Vavilon.ru
Журнал
TextOnly
ExLibris НГ
Русский
Журнал
Галерея
М.Гельмана
Курицын-
Weekly
Библиотека
М.Мошкова
Малый Букер
М.Эпштейн:
Дар слова
Rema.ru
Интернет-
клуб
СКРИН
Ferghana.ru
Александр
Левин
Леонид
Каганов
Растаманские
сказки
Журнальный зал
Amason.com

 
Сборник русско-украинской критики Владимир Ешкилев

Из Малой украинской энциклопедии актуальной литературы

НМ-дискурс: дискурс неомодернизма в современной украинской литературе.

Объединил в 60-80-е годы практически всех литераторов Украины, мысливших через эстетическую установку "примата формы над содержанием" и отходивших от канонов псевдоклассической исповедальности, культивируемой в эпоху соцреализма и тотальной рустикальности. В отличие от модернистского дискурса 20-30-х годов, НМ-дискурс утверждается в ситуации конфронтации не с классическими нарративными практиками в искусстве, а в ходе идеологического противостояния с художественным официозом, обслуживавшим тоталитаризм. Поэтому НМ-дискурс приобрёл в Украине следующие специфические черты: 1) социальная манифестарность ("классический модернизм", как известно, дистанцировался от социополитической проблематики), 2) ориентированность на фольклорный материал (здесь проявилось его "происхождение" от рафинированно-рустикальной украинской литературы XIX - нач. XX вв.), 3) отвращение к профессионализму. Украиноязычный НМ-дискурс создаётся в середине 50-х годов Нью-Йоркской группой. В УССР признаки манифестарно-оппозиционной модерновости впервые прослеживаются в лучших образцах литературного "шестидесятничества", но само явление "шестидесятничества" с его доминирующим политическим уклоном пребывало в пространствах самоосознания, далёких от мировых модернистских практик. Только в постшестнидесятнической ситуации, с другой стороны - в львовской среде на сломе десятилетий (И. Калинец, Г. Чубай) в эпоху Киевской школы поэзии, неомодернистский знаково-образный комплекс развернулся к проблематике, ценностному списку и творческим практикам полноценного дискурса искусства. Окончательно его оформили "восьмидесятники" И. Рымарук, М. Рябчук, В. Герасимьюк, И. Малкович, О. Забужко, В. Медведь, В. Неборак, Я. Довган и др. Характерным явлением НМ-дискурса в 80-е годы стало сосуществование и взаимодополнения креативных корпусов НМ-дискурса и ПМД-80. К 1997 г. НМ-дискурс среди дискурсов украинской литературы занимает лидирующее положение среди продуцирующих авторов.

ПМ-дискурс в современной украинской литературе.

Постмодернистский дискурс в Украине возник как потребность и синтез постмодернистских концепций и непостмодерновой ситуации в украинском искусстве конца 80-х - начала 90-х годов, на фоне доминирования и катастрофической деградации ТР-дискурса, и культурного шока от быстрого возрастания информационной открытости общества в Украине. Фундаментом ПМ-дискурса в Украине стал андеграунд 80-х годов. Наиболее мобильными оказались визуальная и музыкальная составляющие общекультурного ПМ-дискурса. Поэтому первые феномены ПМ-дискурса в Украине имели синтетический характер, в частности, "автомобиль-опера" "Крайслер-Империал" (Бу-Ба-Бу и Сергей Проскурня, Львов, фестиваль "Вывих", октябрь 1992), "журнал текстов и визий" "Четвер" (1990, Издрик), Станиславский феномен. Характерной чертой первых феноменов ПМ-дискурса в современной украинской литературе стала гротескная составляющая, так называемый "стёб". Некоторые исследователи считают актуализацию смеховой составляющей в искусстве неотвратимым последствием разрушения империи и бессознательного коллективного страха перед возмездием со стороны высших сил за деимпериализацию. Развитие отечественного литературного ПМ-дискурса отчётливо делится на два периода, которые мы можем условно определить как: 1) период 80-х годов и 2) период 90-х, или ПМД-80 и ПМД-90. Некоторые исследователи определяют их также как дискурс постгессеанский (ПМД-80), по имени Германа Гессе, и дискурс постборхесовский. (...) В ПМД-80 были предложены первые знаковые стратегемы суверенного украинского постмодернистского феномена: "малый Апокалипсис" (Издрик), "венская ностальгия" (Петросаняк), "карнавал" (Бу-Ба-Бу), "Крысоград" (Винничук), "посткарнавальный синдром" (Андрухович), "нечёсанная глухота нажитая" (Пашковский), "рекомбинативность" (Прохасько) и т.д. В ПМД-90 произошла определённая деградация концептуальной, интеллектуальной составляющей постмодернистского дискурса. Новое поколение молодых украинских литераторов (представленное сборниками "Тексты" и "Молодое вино"), не имея андеграундного самообразовательного потенциала, присущего авторам ПМД-80, упростила задачу текстотворчества до простых формалистических исканий в рамках неомодернистских и псевдомодернистских повествовательных практик. Ситуация ПМД-90 сегодня раскрыта в присущих ей признаках скорее как "установка ожидания", нежели "установка обнаружения". Бесплодным представляется сознательное провоцирование конфликта между поколениями 80-х и 90-х, инициированное участниками ПМД-90, которые не желают иметь над собой "харизматические авторитеты восьмидесятых". Одновременно авторы ПМД-90 более толерантно воспринимают список ценностей ТР-дискурса (союз "дедов" и "внуков" от издательства "Смолоскип").

ТР-дискурс: тестаментарно-рустикальный дискурс (от лат. testamentum - заповедь и rusticus - простой, сельский).

Заповедно-селянский или просветительско-народнический дискурс в украинской литературе, список ценностей которого в целом сформировался в конце XIX - начале XX века. Способ создания текстов ТР-дискурса базируется на "реалистической" традиции со значительным влиянием романтизма (особенно в исторической прозе) и вкраплениями модернизма как стилистической составляющей ("тестамент" В.Стефаника или М.Зерова). Особенностью ТР-дискурса в украинской литературе является "хрестоматийная установка" - составление освящённого просветительской традицией корпуса операбельной классики, на критическое отношение к которой наложен запрет (Т. Шевченко, И. Франко, в советское и постсоветское время - А. Малышко, О. Гончар, Е. Гуцало и др.). "Хрестаматийная установка" значительно сужает спектр творческих исканий писателей ТР-дискурса и делает практически невозможным существование в его границах фундаментальной литературной критики. В дискурсе применяются внелитературные критерии оценки литературных произведений (например, "полезное и нужное" либо "бесполезное и ненужное" произведение для становления украинской государственности). ТР-дискурс тяготеет к дидактически-школьной прагматике, практически не интегрирует в себя знаковые, концептуальные и формотворческие достижения литературных практик XX ст. Причиной этого является специфическое рустикальное мышление литераторов ТР-дискурса, мировоззренчески органиченных горизонтом "крестьянского поля хлопот" (Хайдеггер). Так, редакция журнала "Перевал" манифестирует этот феномен в статье-послесловии в №1, 1997: "Хотелось бы, чтобы за журналом закрепился символ: эта глубокая вспашка нашей богатой украинской нивы, при которой пласт земли перемещается на место нижнего... И снова перемещается. И снова. Вечно. А для этого требуется так мало: немного денег, немного рукописей..." (с. 181). В приведённой цитате репрезентировано циклическое рустикальное мировоззрение, характерное для ТР-дискурса, связанное с символами и ритуалами вечного хозяйственного цикла, которое не воспринимает качественно нового, иного (абстрагированного до философских категорий) способа мышления. Следствием такой знаково-образной цикличности является самодостаточность текстовых практик ТР-дискурса, что, в свою очередь, способствует его постепенному вырождению. До 80-х годов XХ века литература ТР-дискурса выполняла этноохранительную и языкоохранительную функцию, но в современной ситуации открытости по отношению к метагештальту и упадка закрытых тоталитарных дискурсов эта функциональность становится сомнительной. Было бы некорректно отоджествлять ТР-дискурс с наследием дискурса "социалистического реализма", но следует понять, что способы и принципы текстотворчества, присущие соцреализму, до сих пор сохраняют в ТР-дискурсе актуальность.

 
ПРАВДА
о Крымском
клубе
ТРУДЫ и ДНИ
АВТОРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ФЕСТИВАЛИ и
КОНГРЕССЫ
ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ
ГЕОПОЭТИКА
ЭКСПЕДИЦИИ
МАДАГАСКАР
ГЛОБУС
УКРАИНЫ
ДНЕПР
ХУРГИН
АНДРУХОВИЧ
Мир искусств
Котика
ВЕРБЛЮДОВА
ЗАНТАРИЯ
В.РАЙКИН
ЕШКИЛЕВ
ИЗДРИК
ЖАДАН
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221