ИГРА,
ИГРУШКА,
ВОСТОРГ, ЭКСТАЗ.
Это очень серьёзные вещи
Дмитрий Александрович
ПРИГОВ[1]
Писатель, художник
Общепринятого понятия «индустрия восторга»
пока не существует. Однако для современного социогуманитарного мыслителя,
равно как и для деятеля актуального искусства, это словосочетание
оказывается «заранее понятным». Тем более для автора, объединяющего
в себе обе позиции, и применяющего на практике «восторгающие», экстатические
художественные методы (чтение стихов как мантр, медитативный речитатив
и многое другое). Поэтому мы обратились с рядом соответствующих
вопросов к Дмитрию Александровичу Пригову.
К ПРОЕКТУ ИНДУСТРИИ
– Дмитрий Александрович, какой вам видится возможная в будущем
«индустрия восторга»?
– Восторг, «вос-торжение» человека – это феномен трансгрессивного
переноса в другую область. Понятие восторга – из понятий экстатических,
в принципе отвергающих рутину. Так что «индустрия восторга» – это,
строго говоря, оксюморон. Состояние восторга и вообще экстатические
состояния возможны либо в религиозных ритуалах, либо в квазирелигиозных
– в пределах государственных и иных праздников, молодёжных рок-представлений.
Но они невозможны, скажем, в семье, потому что семья, как и индустрия,
зиждется не на экстатических переживаниях, а на социокультурной
рутине. Экстатические переживания возможны в акте совокупления.
Но сам этот акт, рассматриваемый в данном модусе, есть вообще тантрическое
действие, выходящее за пределы семейных отношений. Любовь тоже,
вообще, состояние тотально экстатическое.
Выдвижение понятия индустрии восторга – это попытка утвердиться
в очень зыбкой пограничной зоне – рубеже, на котором ещё работают
всякие ритуалы и механизмы обыденной жизни, и где следующий миллиметр,
следующий шаг – начинается уже состояние человека, не подлежащего
никаким способам регуляции.
– В чём, по-вашему, главная особенность «человека восторженного»?
– Главное, что «восторженный человек», человек в изменённом состоянии
сознания, способен на сверхчеловеческие поступки. Он способен закрыть
собой амбразуру дота; ходить босиком по углям, в состоянии религиозного
экстаза; он способен на убийство... На совершенно не детерминированную
и ничем не оправданную любовь к другому человеку. На все поступки,
которые в пределах социокультурной рутины блокируются рациональностью,
этикетностью и понятием целесообразности.
Восторжение, восхищение человека есть изъятие из горизонтальности,
из обыденности в те пространства, где детерминация обычной жизни
нарушается. Там он живёт по другим законам. Более того, там нет
законов! Это восторжение из мира законов в мир свободы. Дальше человеком
уже нельзя руководить. Дальше им руководят силовые линии того пространства,
куда он попадает, – высшие силы.
Собственно говоря, индустрия восторга – это индустрия пограничного
состояния. А поскольку граница, как известно, принадлежит обоим
доменам, поэтому восхищаемый и принадлежит обоим доменам, а индустрия
принадлежит только предыдущему домену обыденности и рутины.
– Но она может учиться возвращать в свой домен продукты
восторжения.
– Если индустрии удастся каким-то способом наладить трансферные
отношения с восторгаемым как медиумом, то не исключено, что она
научится опускать, нисторгать в нашу жизнь из горних сфер атрибуты
и смыслы того запредельного пространства, состояния, Бога, или как
угодно. Сложность в том, что индустрия способна наблюдать человека
только в обычном состоянии сознания. Уходя в то пространство, он
становится неразличимым для её оптики. Поэтому если она что и различает,
то лишь его отяжелевшую часть, присутствующую здесь...
БЕСПРЕДЕЛ ENTERTAINMENT'А
В более привычном, прагматическом ключе «восторжение», «восторг»
можно раскрыть не в терминах глобальных преображений, почти метафизических,
а просто как высшую степень наслаждения. Тогда перед нами просто
часть индустрии развлечений, entertainment, но имеющая дело с более
сильными, шоковыми приёмами. Такая индустрия может пользоваться
и образами отвратительными, и методами предельного воздействия на
отдельные органы восприятия. Это может быть переизбыточное наслаждение
для зрения, слуха, вкуса, тактильности. Какие-то экстатические клиповые
продукты с предельной краской и предельным саундом... Скажем, рок
использует низкие басовые тоны и предельную минималистическую ритмичность,
что тоже может привести человека в состояние медитации, либо экстаза.
Наверное, такие возможности имеются и у воздействия на обоняние,
и так далее.
– Не это ли моделировал в «Парфюмере» Зюскинд?
– Конечно. ...Итак, эта индустрия возможна. Однако она
граничит уже с неконвенциональными религиозно-сектовыми способами
воздействия на человека. Изменённое состояние сознания всегда рискованно,
опасно. Но при наличии механизмов удержания его на границе ухода,
им можно манипулировать в пределах развлечения, – градуируя всю
эту шкалу: «удовольствие, наслаждение, восторг».
– Возможно ли «развлекательное» применение медитации? Entertainment
слияния с Великим Ничто... Туризм в трансцендентное?
– Для людей действительно занимающихся медитативной практикой сие
есть просто некое состояние наслаждения в рамках этого, посюстороннего
мира. Медитация же предполагает выход из него. Но для привычной
индустрии entertainment такие состояния – чуть покуривать, чуть
«плыть» от музыки – это уже состояния полумедитативные. Иначе, при
серьёзном подходе, вся индустрия должна стать простой пропедевтикой.
Смириться до роли подготовительного действа, до уровня яслей или
подготовительной школы к «институту» – уходу человека.
– Праздники – не являются ли они тоже механизмом восторга,
экстаза, причём массовым?
– Праздник, изначально имевший религиозное содержание, не обязательно
связан с экстазом. Это просто разрыв в социально-экономической и
культурной рутине. Не всегда связан праздник и с радостью и весельем,
он может быть связан с печальным, с трагическим. Скажем, смерть
Христа, эти двенадцать праздников христианских отнюдь не связаны
с состоянием восторга или эйфории. Есть и личные праздники: например,
когда нет колбасы, то достать колбасу – это праздник, в конце концов!
Нарушение нормального течения жизни. Поэтому индустрия восторга
и праздник – области пересекающиеся, но отнюдь не совпадающие.
– Работа Prigov Family Group[2]
тесно связана с механизмами восторга. Там происходит что-то в пространстве
смыслов, но и плоская проекция, отбрасываемая на нашу сетчатку,
вовлекает зрителя в «трансгрессию» своей композицией, анимацией,
колоритом...
– Эта группа имеет своей целью воспроизвести ячейку семьи, как первичный
ритуальный организм, который апроприирует мир во всём богатстве
его проявлений. Посему она и способна на квазиритуальные действия.
Она их не столько имитирует, сколько воспроизводит логос всех этих
действий – от вылепливания Образа Новой России до одомашнивания
картофеля – в элементарной антропоструктуре из трёх человек. Один
– это одиночка, двое – это пара, но трое – уже коллектив. Минимальная
схема семьи: два пола, два поколения. И когда совершается ритуальное
действие, задача группы не столько самой впасть в экстаз – хотя
и это бывает, – сколько попытаться индуцировать это состояние у
людей предстоящих. Состояние, которое бы было у них, присутствуй
они при архаических ритуальных действах.
– ...Игрушка – ближайший коннотат радости, восторга, игры.
Что такое игрушка в рамках человечества и в рамках Prigov Family
Group?
– Феномен игрушки можно рассматривать в синхронии и исторической
диахронии. Игрушка пришла из традиции магических манипулятивных
практик. Манипулируя игрушкой, человек моделирует мир и в то же
время овладевает миром. Потом это переместилось в зону детского
социума и стало способом социального приуготовления, проигрывания
ребёнком будущих жизненных ситуаций – с помощью игрушки. В коей
осталась черта магичности, конечно! Скажем, когда Чичоллина, итальянская
порнозвезда и бывшая проститутка, стала депутатом парламента, она
вошла туда с детскими инфантильными игрушками, отрицая с их помощью
мир серьёзных мощных людей и 21 традиционный образ «государственного
мужа»: строгий костюм, конвенциональное поведение...
В наше время игрушечный медвежонок, например, становится генеральным
презентантом всех человеческих игрушек. Во-первых, он сохраняет
в себе черты фратарной и тотемической презентации, пункта связи
человека – через природный мир – с Космосом. Медвежонок – это орудие
установления баланса между человеком и Космосом.
Кроме того, он, конечно, презентует детство. В бездетных семьях
он может замещать, как собака, ребёнка, на него могут быть спроецированы
все коннотации потомства, вся сфера эмоциональных отношений, даже
семейно-эротических. Плюш ведь несёт в себе, через тактильность,
эротический заряд... И третье: в наше время он приобретает значение
презентанта утраченной в нашем обиходе природы. Он есть заместитель
и домашних животных, и дикой environment.
БИТВА ПОКОЛЕНИЙ
– Однако несколько лет назад вас везде можно было видеть
с плюшевым крокодильчиком...
– Да-да-да! Как вы понимаете, в детские игрушки вчитывается столько
эмоций, что они очеловечиваются. У Даниила Андреева – один из миров
предназначен к тому, чтобы человек встречался со своими детскими
игрушками, которые обретают там почти равный ему образ, квазиантропологический,
как и литературные герои, в которых тоже инвестировано столько эмоций
и переживаний... Так что этот крокодильчик живёт в моём доме до
сих пор. Его всё время пытается вос-хитить у меня мой внук, но я
каждый раз возвращаю его к себе; у нас, естественно, происходит
борьба.
– Сюжет прямо-таки из эллинского мифа.
– Почти как за Елену, да-да... У внука масса игрушек, но по причине,
вероятно, моего сопротивления этот крокодильчик обретает в его глазах
особую ценность, какую-то персональность, значимость, которую он
непременно хочет приобщить к своему миру. Приходя, он начинает разговоры
с вопроса: «А как там крокодил? Когда ты его привезёшь ко мне?»
Я отвечаю прямо: «Он мой!». – «А погостить? Он познакомился бы с
моими игрушками...» Диалог длится, но подспудно я чувствую, что
под этим длинным разговором – страстное желание его захватить.
Пока что в этой борьбе побеждаю я, но я понимаю, что время работает
на него...
– «Тургеневский юноша», последняя акция Prigov Family Group.
Явная реминисценция на «тургеневских барышень»...
– Тургеневская девушка реализует все свои амбиции в пределах такой
как бы духовной сферы, почти отрицая телесность. Такое гиперхристианское
представление о человеке, когда тело есть отягощающий элемент, и
тот, кто преодолел его, и есть возвышенный человек. Тургеневские
девушки посвящают себя какому-то делу, любимому человеку и прочее.
Этот принцип самоотверженности, почти орденской, свойствен не только
русским девушкам. Но в тургеневском юноше важно было не это, а возвышенный
характер тургеневских текстов, которые полны обаяния при чтении,
и служат не столько экстатическому служению, сколько анестезии,
транквилизации бытия. В нашем случае тургеневским юношей был этот
плюшевый мишка, который, будучи изъят из реальных мирских отношений,
стал сосредоточением любви – даже не он источал любовь, а на него
источалась любовь, превращая его в презентанта этой любви и лиричности.
БРЕМЯ КУЛЬТУРТРЕГЕРА
Между человеком и природой всегда стояли какие-то промежуточные,
медиумные агенты. В свое время это были домашние животные. Поэтому
в городском быту медиацией между человеком и природой стал вот этот
мишка. И мы пытались, оторвав его от природы, приобщить его к социуму.
Тургенев, принадлежа к аристократическому классу, то же самое проделал
с народом – он пытался насильно привить ему эту культуру.
...Мы вынимали из медвежонка его природное наполнение и взамен впихивали
в него страницы из тургеневской «Аси», потом зашивали, и он начинал
чуть буратинистым голосом читать «Асю». То есть мы воспроизводили
ритуал, который наиболее социализированная культурная часть общества
всегда воспроизводила над народом. В её представлении он был природой,
и она всегда насильно приобщала его к культуре.
– Микромодель интеллектуальной мобилизации! Как с Пиноккио
или Буратино: тебя вырезают из дерева, вручают азбуку и гонят в
школу...
– Совершенно верно. Мы моделируем реальный социальный механизм.
Беседовал Игорь
Сид
(Интервью для журнала "Со-ОБщение",
№12, декабрь 2004)
Примечания:
[1] Дмитрий А. Пригов — автор,
вошедший в дополнительный список Рейтинга социогуманитарных мыслителей
России (см. «Со-Общение» 2004, №9, с. 33-35).
[2]. Prigov Family Group — группа
акционного искусства, созданная в 2002 году и выступающая, как правило,
в тройном составе: Дмитрий Александрович Пригов, его сын антрополог
и художник Андрей Пригов, жена Андрея медиахудожник Наталия Мали.
Иллюстрации:
– Дмитрий Александрович Пригов после перформанса
Prigov Family Group "Одомашнивание картофеля". Москва,
ЦДХ, 26.04.2003. Фото автора.
– "Тургенеский юноша". Перформанс Prigov
Family Group: Н.Мали, Д.А.Пригов, А.Пригов. Москва, ЦДХ,
28.05.2004. Фото автора.
|