Акции Крымского клуба

 

СМИ о КРЫМСКОМ КЛУБЕ
и о БОСПОРСКОМ ФОРУМЕ

(новые публикации: 2000-2006!)

 

Здесь представлены цитатами некоторые публикации предыдущего периода (2000-2006), связанные связанные с работой Крымского клуба в Москве (Крымского геопоэтического клуба) и исторически предшествовавшего ему Боспорского форума в Крыму.

Последовательность публикаций в обратном хронологическом порядке.


***
Развивая свои давние «естественнонаучные» штудии, Крымский геопоэтический клуб провел в рамках VII Всемирного дня поэзии два мероприятия из циклов «Зоософия» и «ТравмоТекст».
24 марта в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН писатели и ихтиологи погрузились в глубинную дискуссию «Ихтиостихи, или Рыбы в литературе-2» (первая акция на эту тему прошла в 2000 году). <...> Суждения не только писателей, но и учёных звучали временами весьма антинаучно. Впрочем, как пошутил соведущий вечера, заместитель директора Института Юрий Дгебуадзе, на то есть забытая добрая традиция – некогда в институте работал знаменитый аферист от биологии академик Лысенко, и именно в этом зале проходил траурный вечер, когда он умер... <...>
В том же зале 28 марта прошла акция цикла «ТравмоТекст» – «Сердце поэта, или Границы сердечной тупости», объединившая литераторов и врачей-кардиологов.
<...> Были анонсированы также акция по алкоголизму и болезням печени в жизни и творчестве поэтов, а также акции с участием поэтов, проктологов, урологов и сексопатологов по наиболее интимным частям тела поэтов и связанному с ними творчеству. Учитывая, что первой акцией цикла была «Голова поэта» с участием поэтов, психиатров и неврологов, налицо откровенный поступательный переход внимания дискутантов от высшей нервной деятельности к грубому телесному низу .
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 06.04.2006,
статья Саломата Гуляева "Именины сердца (Крымский клуб между литературой и медициной)"



***
Для Крымского клуба конец года был освящён ностальгической «полуостровной» нотой. Известные московские литераторы и деятели культуры крымского происхождения – Евгений Сабуров, Юрий Черниченко, Татьяна Михайловская, Александр Трофимов, Ник Рок-н-Ролл, Юрий Кулиш, Игорь Сид и другие – собрались на презентацию новой книги прозы поэта Александра Ткаченко, в позднесоветские годы возглавлявшего Крымскую литературную студию и периодически спасавшего коллег-земляков от преследований партии и КГБ.
Сегодня Ткаченко, – коренной крымчак по матери и потомственный партизан (сын руководителя крымского подполья в Великую Отечественную войну), – продолжает дело борьбы за свободу в качестве вице-президента Русского ПЕН-центра, вытаскивая из тюрем во всём мире пострадавших за правду писателей и журналистов. Новая же его книга «Париж – мой любимый жулик» представляет собой коллекцию остросюжетных мемуаров о крымском отрочестве и крымско-американской молодости.
“КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ”, 13.01.2006,
заметка"Возвращение Крымского клуба"



***
Конец прошедшего года для одного из ведущих литературных клубов Москвы – Крымского геопоэтического клуба – был ознаменован неожиданным поворотом к едва ли не "почвеннической" тематике. <...> Роль Крыма как сближающего начала и была основной интригой новой акции – презентации книги прозы Александра Ткаченко "Париж – мой любимый жулик". Автор, гендиректор Русского ПЕН-Центра, в свое время крымский поэт и председатель полуостровной литературной студии, а еще раньше – легендарный футболист, форвард симферопольской "Таврии", – построил вечер как дегустацию "выдержанной" прозы из книги и находящихся еще в состоянии "брожения" совсем новых рассказов.
Действия большей части текстов, вопреки франкофильскому названию сборника, были географически и исторически привязаны к родине автора. Слушатели, большинство из которых оказались не просто литераторами, но и земляками автора, время от времени прерывали чтение, чтобы уточнить всплывающие в тексте полуостровные реальности. Аудиторией была отмечена особая аура, некий благостный, почти идиллический контекст, окружающий персонажей текстов и подкрепляемый авторскими ремарками типа "...по-крымски незлобиво сказала она".
Эффект этот следует объяснять, конечно, ностальгическими мотивами автора, но также и несколько умозрительной, возможно, концепцией Крыма как "идеальной модели, как можно жить в мире" <...> Среди аудитории – а точнее, стихийно сложившегося полуостровного землячества – были замечены поэт и экономист, директор Института проблем инвестирования Евгений Сабуров (ялтинец), секретарь Московского союза литераторов Татьяна Михайловская (правнучка крымских итальянцев), автор концепции книжной серии (и одноименной диссертации по культурологии) "Крымский текст в русской литературе" симферополец Александр Люсый, последователь якутских и крымских шаманов Ник Рок-н-Ролл и прочие концептуальные крымчане. В качестве новогоднего приза от хозяев помещения – магазина крымских вин "Массандра", где планируется целая серия "крымских" акций Крымского клуба – герою вечера и благодарным слушателям достался дегустационный набор крымских шампанских в жанре "Брют".
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 12.01.2006,
статья Ларисы Кононовой "Крымский клуб припал к истокам (Александр Ткаченко не столько о Париже)"



***
<...> В Москве завершились публичные чтения Биеннале поэтов. Одной из самых интригующих проблем, которые обсуждались на фестивале, оказались трудности с психикой и черепно-мозговые травмы лириков. <...> Лирики, официально не подверженные душевным болезням, оправдывали свое присутствие на чтениях «Голова поэта» тем, что когда-то (но, как правило, очень давно) они много пили, часто дрались и лежали в больнице с сотрясением мозга, были уронены в детстве.
Как объяснил собравшимся ведущий вечера, известный культурный деятель Игорь Сид, в современной литературе есть несколько больших величин с травмами головы. Прежде всего это живой классик Андрей Битов и поэт Сергей Гандлевский, которые почти одновременно перенесли трепанацию черепа. После этого Гандлевский внезапно стал писать прозу (увековечив свою операцию в романе «Трепанация черепа»), а Битов вернулся к поэзии, которой до тех пор занимался только в юности <...> Возникла гипотеза, что поэтический и прозаический таланты двух писателей мистическим образом поменялись местами во время вскрытия их черепов. <...>
“НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ”, 03.10.2005,
статья Марии Кормиловой "Диагноз – поэт"



***
<...> Круглый стол Крымского клуба в цикле "Зоософия" под условным заглавием "EPEA PTEROENTA, или ПТИЧИЙ БАЗАР. Птица в небе и в литературе" объединил таких разных людей, как прозаик Андрей Битов, эссеист и философ Михаил Эпштейн, поэты Виктор Коваль и Татьяна Щербина, директор Союза охраны птиц России Елена Зубакина, директор Центра независимых экологических программ Мария Черкасова, глава Фонда поддержки русской канарейки Роман Скибневский и другие писатели и ученые. Акция, инициированная Эпштейном, была приурочена к тридцатилетию знаменитой повести Битова "Птицы, или Новые сведения о человеке". <...>
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 04.08.2005,
статья Александра Степанова "Введение в орнитологию духа. (Диспут о непостижимости образа птицы)"



***
Новым поворотом в "мадагаскарской" деятельности Крымского геопоэтического клуба стала презентация выставки лучшего живописца Великого острова – Фофы Рабеаривело - в московском литературном салоне "Классики XXI века". Вернисаж состоялся практически сразу после закрытия предыдущей выставки этого автора в Информационном центре ООН в Москве. <...>
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 12.05.2005,
статья Геннадия Стратофонтова "Книжная драма Мадагаскара. (Фофа Рабеаривело замахнулся на "Фумба Малагаси")"



***
Факт многолетнего участия людей искусства "новой волны" в подготовке украинской "бархатной революции" практически неизвестен в России. Между тем писатель, артист, художник в Киеве или Львове является истинным лидером мнений – феномен, исчезнувший в Москве и Ленинграде еще после крушения первой "оттепели". Неудивительно, что сразу после инаугурации нового президента Украины Виктора Ющенко Крымский геопоэтический клуб, с 90-х годов занимающийся протаскиванием в российское культурное пространство новой украинской литературы, провел в Москве круглый стол "Искусство. Революция. Контрреволюция". <...>
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 10.02.2005,
статья Алексея Поляшова "Мандарины и бананы как ответ "оранжаду"



***
В бизнес-центре московской гостиницы "Украина" состоялась презентация книжной серии петербургского издательства "Алетейя" "Крымский текст".
<...> В презентации приняли участие эксперт по политике и культуре посольства Эфиопии в Москве преподаватель МГУ Агнесса Дуга Чала, литератор, представитель журнала "Мосты" (Франкфурт) в Москве Виктор Кузнецов, директор издательского дома "Коктебель" Дмитрий Лосев, <...> одна из организаторов Боспорских форумов современной культуры в Крыму Оксана Евсеева.
Вёл вечер директор Крымского геополитического* клуба в Москве Игорь Сид.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 23.12.2004,
очерк Семёна Боброва "Полуостров литературы"



***
Василий АКСЁНОВ, писатель, автор романа «Остров Крым»: – Проект с тоннелем несет на себе оттенок сюра. Такое уж это место. Помню, в 1994 году произошла совершенно анекдотическая история отделения острова Тузла. Из Крыма выделился маленький кусочек пляжа и начал свою собственную интригу – борьбу за независимость. Во главе всего действа стоял некто Игорь Сид. На Тузлу приехала группа художников-авангардистов и поэтов, я был в их числе. Мы проводили «Боспорский форум», раскапывали какие-то старые курганы и закапывали туда разные вещи, кидали в море бутылки с посланиями... В общем, место было отдано на растерзание творчеству.
Но если говорить серьезно – тоннель должен обеспечить хороший транспортный путь, и это было бы замечательно. Как-то я ехал из Крыма на Кавказ – мучение совершенное. Дорога на пароме заняла целый день: бесконечные очереди, самосвалы, паром еле тащился, потом еще был выезд с парома... Главное, чтобы и та, и другая стороны – и Россия и Украина – положили деньги на кон. И чтобы в этом тоннеле не начали воевать и взрывать. Для современной технологии и для двух развитых держав осуществить этот проект вполне реально. <...>.
“ОГОНЁК”, №45, ноябрь 2004,
материал Саши ДЕНИСОВОЙ о проекте тоннеля Тамань-Керчь



***
<...> – Возникла еще одна «горячая» точка на постсоветском пространстве. Не затихает «спор славян между собою» вокруг Тузлы?
Василий АКСЁНОВ: – Я знаю Тузлу, ездил туда на так называемый Босфорский** форум. В середине 90-х годов молодая группа авангардистов устроила там концептуалистский форум вместе с археологическими раскопками. Мы высаживались на этом острове, заполняли бутылку своими сочинениями и торжественно ее бросали в бушующие волны Керченского пролива. Она сейчас где-то болтается. На берегу шли раскопки одного из бесчисленных курганов, в который мы опускали свои вещи. <...>”.
“РУССКИЙ КУРЬЕР”, 31.10.2004,
интервью Юрия Коваленко с Василием АКСЁНОВЫМ



***
Чаепитие в мастерской живописца Канторова на Патриарших, февраль 1995 года. Руслан Элинин и Алёна Пахомова, кураторы салона «Классики 21 века» при Чеховской библиотеке, отговаривают крымчанина Игоря Сида, готовящего очередной Боспорский форум в Керчи и на острове Тузла, перемещать свою деятельность в Златоглавую: «ведь в Москве уже есть литературный салон». Осенью тот всё же переехал и создал Крымский геопоэтический клуб.
журнал “СО-ОБЩЕНИЕ”, №01, 2004,
статья Оксаны МОСЕНДЗ о литературных клубах Москвы



***
БОСПОРСКИЙ ФОРУМ
…Итак, благодаря скандалу остров был осенен визитами VIP-персон метрополии – Президента, министра транспорта, главы погранслужбы, других крупных чиновников и военных чинов.
Но мало кто помнит, что в начале-середине 1990-х одиозный кусочек суши трижды посещали VIPперсоны современной словесности. Василий Аксенов и Иван Жданов, Тимур Кибиров и Владимир Войнович, Алексей Парщиков и Фазиль Искандер, а также иные персонажи московского и крымского литбомонда участвовали здесь в поэтических чтениях и артистических бдениях. Плюс художники и культурологи из России, Украины, Австралии, Германии. Плюс заочно – приветствиями и докладами – Сергей Аверинцев, Виктор Ерофеев, Вячеслав Курицын и другие титаны духа.
Называлось это Боспорский форум современной культуры (по античному наименованию Керченского пролива – Боспор Киммерийский) и являло собою пятидневную смесь карнавала искусств и псевдонаучного семинара. Акции и дискуссии проводились в керченских учреждениях, на античных раскопках Керченского полуострова и – один из дней целиком – на Тузле.
С 1995 года программа плавно переместилась в Москву и осуществляется на различных площадках в виде акций созданного вслед Форуму Крымского клуба.
Ключевым словом «игры в бисер» еще на Боспорском форуме стал термин геопоэтика, придуманный в пику геополитике профессором культурологии в Сорбонне Кеннетом Уайтом. Крымская версия утопической доктрины провозглашала творческое (гр. poieticos) формирование культурной географии, а в глобальном плане – «смену амбиций власти на творческие амбиции». «От геополитики – к геопоэтике» – таким виделся лучезарный маршрут человечества.
Осень 2003 года породила у сообщества сомнения на этот счет. Задетые реваншистской эскалацией политического творчества вокруг Тузлы, члены Крымского клуба посвятили свою 181-ю акцию в ноябре 2003 года десятилетию открытия Боспорского форума. На острове Серебряный Бор на окраине Москвы, в присутствии журналистов и москвичей-уроженцев Керчи были повторены две инсталляции с первого Форума – «Афродита рождается из яйцеклетки» (Валерий Айзенберг, Ирина Данилова) и «Восставшие из пролива» (Аристарх Чернышев).
журнал “СО-ОБЩЕНИЕ”, №12, 2003,
статья Игоря СИДА "Остров (коса) Тузла: война мифов или новая талассократия?
"


***
Василий АКСЁНОВ: – Маленькая крымская подоплека под остров Тузла. Я кстати был на этой Тузле. Там был так называемый Боспорский форум, и мы с москвичами, с поэтами молодыми, я был там. Это интересное место. Но не стоит за него воевать, по-моему. <...>.
“ЭХО МОСКВЫ”, 07.12.2003,
интервью Ксении ЛАРИНОЙ с Василием АКСЁНОВЫМ



***
Отдайте Тузлу фэнам!
<...> на Тузле проходили первые Барзовки, несколько Боспорских Форумов (один из них – с В.Аксеновым, Ф.Искандером, Т.Кибировым, Е.Сабуровым :) и другими.) Поэтому – слоган:
ТУЗЛА НЕ МОЖЕТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ НИ РОССИИ, НИ УКРАИНЕ.
ЭТО НАША ФАНТАСТИЧЕСКАЯ РОДИНА, ОНА ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКУССТВУ.
(А.Ю.ЦЕМЕНКО)
Форум на сайте “ОСТРiВ ТУЗЛА” (http://tuzla.vistka.com), 21.11.2003


***
Богемное местечко
Это только широкой публике островок в Керченском проливе стал известен недавно. А любители фантастики со всего СНГ облюбовали косу лет десять назад и проводят здесь ежегодные сборы под названием «Комариная плешь». Целый месяц фэны (так они себя называют) живут под палящим солнцем в палатках, добывая воду в пансионате, а продукты в Керчи.
В начале 90-х на Тузле несколько раз проводилось и более помпезное мероприятие – Боспорский форум. Его организаторы – московские и крымские поэты – вдохновленные идеей тройной границы, решили организовать форпост геопоэтики. Экзальтированная богема провела здесь ряд артистических акций, самая масштабная из которых – гигантская надпись, выложенная из водорослей: «LOOK TO THE HEAVENS» («Смотри в небеса»). Ее с перепугу снял на фото спутник НАСА.
В рамках Боспорского форума на Тузле побывало много знаменитостей. И даже автор крымской сепаратистской метафоры Василий Аксёнов. Воистину жизнь затейливей любого романа: человек, придумавший, как из полуострова сделать остров, освятил своим присутствием остров, из которого теперь делают косу. Вообще Украине стоит объявить писателя персоной нон грата. Как только возникают территориальные прения с Россией, как тут же всплывает его фамилия. <...>.
“СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ГАЗЕТА”, №43, 23.10.2003,
спецрепортаж Янины ВАСЬКОВСКОЙ "Тузла: никто не хотел воевать"



***
Русская литература без обезьян - все равно что без Пушкина. Тем более что лицейское прозвище Александра Сергеевича было именно Обезьяна. Засилье предков человека в отечественной словесности сподвигло куратора Крымского клуба Игоря Сида провести 18 апреля в Институте проблем экологии и эволюции акцию "Обезьяны и тексты. От Пушкина и Битова до Бандар-Логов и Кинг-Конга". Это уже пятая за последние два года акция в цикле "Зоософия", цель которого - осмысление образа животных в литературе и искусстве.
Литераторов, помимо самого Сида, должен был представлять Андрей Битов (автор повести "В ожидании обезьян"). <...> Соведущими вечера были Сид и зоолог Михаил Кочетков. <...>
Под занавес организаторы, желая показать прелести жизни наших предков, раздали всем собравшимся по банану, что было встречено публикой с большим энтузиазмом - это лишний раз доказывает сильное обезьянье начало в русской культуре.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 24.04.2003,
спецрепортаж Николая Кириллова "Обезьяны и бананы"



***
<...> То, что крымское сообщество, столько говоря о необходимости энциклопедии Крыма, так и не приступило к ее созданию (и пролоббированное решение ВР АРК мало что гарантирует), в то время как куда менее «уникальные» области Украины подобные проекты осуществили, говорит само за себя. Нельзя сказать, что так ничего и не было сделано. Но сделанное всегда носило локальный характер, никогда – общекрымский, т.е. политическим образом не оконтуривало регион. Боспорский форум, первая версия «Таврических ведомостей», КЦГИ, «Остров Крым» – все эти проекты были нацелены на удовлетворение потребностей интеллектуальной части сообщества. <...>
"PART.ORG.UA - Политическое сетевое издание", 05.02.2002,
беседа Сергея Киселёва с Сергеем ГРАДИРОВСКИМ и Татьяной ЛОПУХИНОЙ
"Недостача регионального сознания, или Изломы островного регионализма"


***
<...> В клубе "Дума" прошел творческий вечер Василия Аксенова. В жарком подвале, куда вот-вот хлынула бы с улицы вода страшного ливня, Аксенов начал рассказывать медленно, степенно – как и полагается настоящему классику. <...>
На всех вечерах, которые устраивает куратор "Крымского клуба" Игорь Сид, разговор так или иначе касается Крыма. Аксенов, который одним из первых ввел в русскую литературу XX века жанр альтернативной истории, продолжает любить этот полуостров, как и много лет назад: "Крым тогда вызывал во мне обманчивое чувство побега".
И сейчас писатель считает себя "гражданином "Острова Крым", но при этом иногда мечтает о какой-то суверенности Крыма под эгидой Украины и России.
Мероприятие было спокойным, неторопливым, умеренным, как и вся литература, ставшая классикой и не нуждающаяся (или делающая вид, что не нуждается) в ажиотажном интересе.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 18.07.2002,
статья Владимира Березина "Писатель из Биаррица"


***
<...> поросенок был подан к столу, и московские литераторы бросились (а иные и степенно двинулись) запивать нежное мясо тонкими грузинскими винами. Так проходила презентация первой книги стихотворений Глеба Шульпякова "Щелчок", - книги, которая вызывает у нас двойную радость: во-первых, потому что автор - не только поэт и даже не только редактор отделов поэзии и эссеистики журнала "Новая Юность", но и наш ведущий полосы "Художественная литература", а во-вторых, потому что книга выпущена Издательством "Независимая Газета".
<...> Вечер проходил в клубе "Дума", солидном и тихом, со старыми советскими учебниками по стенам, притаившемся в одном из двориков между Тверской и Большой Никитской. Организовал презентацию поэт и общественный деятель Игорь Сид, куратор Крымского геопоэтического клуба: теперь геопоэтические мероприятия периодически устраиваются именно в "Думе". На сайте клуба уже выложен подробный фотоотчет о вечере, а посмотреть физиономии пришедших можно по адресу: http://liter.net/act/shelchok/.
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 11.10.2001,
статья "Оранжевый дебют и кутеж литераторов"




***
В последнюю неделю августа в Москве фактически начался новый сезон литературных вечеров. Начался шумно: с презентации однотомного собрания сочинений Тимура Кибирова "Кто куда, а я - в Россию…" (М.: "Время", 2001) в клубе "Дума". Клуб, находящийся в подвале Института Европы стал новой точкой на литературной карте Москвы; вечера там теперь проводит неугомонный, ведущий сразу несколько разнотипных проектов Игорь Сид - презентация была проведена "от имени" его Крымского Клуба.
Вечер Кибирова превратился в нечто среднее между дружескими посиделками и чествованием. Кибиров читал вошедшие в книгу стихотворения 1987-2000 г., в том числе первое и последнее - соответственно, вступление к поэме "Сквозь прощальные слезы" ("Пахнет дело мое керосином…") и "Большое спасибо, Создатель…" В середине задавали вопросы и ответы и произносили речи. Хвалили Кибирова критик и филолог Андрей Немзер (автор предисловия к книге; как выяснилось из ответа на соответствующий вопрос, он же придумал ее название) и культуролог Андрей Зорин. Зорин, среди прочего, сказал, что Кибиров – один из немногих современных поэтов, ухитрившийся в стихах сказать нечто новое о любви – а именно стихотворение "Песня Сольвейг".
Один из слушателей спросил у Кибирова, не считает ли он, что его стихи опошляются употреблением ненормативной лексики (поразительно, что Кибирову этот вопрос задают до сих пор). Кибиров ответил, что, по его мнению, не опошляются – дело в чувстве вкуса и отношении к слову; Сид тут же заметил, что ненормативная лексика была формой заклинаний, с помощью которых Кибиров боролся с тоталитаризмом. Потом Сид представил публике украинского поэта Сергия Жадана, который прочитал выполненный им перевод на украинский язык сонета Кибирова "Заявка на исследование" ("Когда б Петрарке юная Лаура…").
“НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА”, " EXLIBRIS НГ", 06.09.2001,
заметка "Cид повсюду"


***
<...> мне удалось найти одного человека, который собственными ногами был на Тузле и вернулся живой. Обнаружил я его в бухте Мама Русская (в слове мама – дарение на последнем слоге), в рядах археологической инспекции. <...> Зовут Игорь Сидоренко (в узких кругах – Игорь Сид). Вообще-то он поэт, причем московский, но когда-то жил в Крыму, и не просто жил, а гремел. Вся неформальная культурная жизнь города Керчи "первой половины пятого десятилетия второй половины двадцатого века" (он так выразился) прошла под его именем. В юности он полюбил теорию геопоэтики. Это слово придумал профессор Сорбонны Кеннет Уайт и означает оно "осмысление и формирование культурного ландшафта". В Крыму для этого занятия нашими предками вплоть до древних греков созданы все условия. Но осмысление в душе Сида очень быстро уступило место формированию. Сид решил сделать полуостров мировым культурным полигоном. То есть чтобы люди искусства со всего мира могли воплощать на этой территории свои какие угодно замыслы какого угодно масштаба.
<...> назывались они красиво – <...> Боспорские форумы. На Керченский полуостров съехались разнообразные представители современного искусства, среди которых встречались и небезызвестные (Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Алексей Парщиков, Михаил Айзенберг), и даже совсем небезызвестные (Василий Аксенов). В результате формирования ими культурного пространства остров Тузла пострадал особенно. Об этом Сид рассказал так: "Тузла находится посередине мира. Почему? Потому что между Крымом и Кавказом, между Украиной и Россией, между Меотидой (это Азовское море по-гречески) и Понтом (Черное море) и даже между Европой и Азией. Да, между Европой и Азией. В античном мире деление между ними шло по реке Дон, которая впадает в Азовское море, а оно впадает через Киммерийский боспор (Керченский пролив по-гречески) в Черное. Это пространство мы просто обязаны были заполнить. И мы его заполнили. Там было сооружено несколько инсталляций, одна из которых называлась "Look to the heaven!" ("Посмотри в небеса" по-английски). Эту фразу мы выложили морскими водорослями. Буквы были такими огромными, что вертолёт заснял их с высоты нескольких сот метров. Они до сих пор проступают на поверхности Тузлы. А под конец мы устроили акцию под названием "Epistolae ex Ponto" ("Письма с Черного моря" по-гречески). Каждый на листочке написал художественное послание потомкам, все это мы должны были запечатать в бочку и бросить в море. Но во время закладки писем оператор местного телевидения удалился в заросли <...>. А потом, уже в лодке, попросил церемонию повторить. Бумажки из бочки были извлечены, но где чья уже было непонятно. Тимур Кибиров был очень удивлен, когда прочитал на своей такое изощренное ругательство в адрес "товарищей потомков", что я не рискну его повторить.
Сейчас Сид, как уже было сказано, живёт в Москве. А идеи геопоэтики воплощает на почве африканской. Точнее, мадагаскарской. <...> На прощание он мне сказал так: "Вряд ли у тебя с Крымом что-то получится. Крым не всех к себе подпускает. Это место не простое. И граница здесь какая-то не та. Не хотят её пересекать. Как будто мешает что-то. <...> Несовместимость культурной почвы – вот что её охраняет.
Здесь, в бухте Мама Русская, я был готов с Сидом согласиться. Особенно когда стало сбываться его предсказание, и я в течение месяца не мог написать этот репортаж. Не мог написать, потому что не мог найти разоблачения своим мистическим впечатлениям. <...>.
“ИЗВЕСТИЯ”, 27.06.2001,
статья Дмитрия Соколова-Митрича "Призрак Кырыма"



***
Сид проиграл Крым Лужкову
В Крыму остро ощущается отсутствие двух замечательных поэтов – Евгения Сабурова и Игоря Сида. Культурное зияние здесь стало вакуумом к концу 90-х, когда прекратились проводимые Сидом Боспорские форумы и прочие межпланетные пляски. Друг-культуртрегер запал на Африку, и я с прискорбием признаю, что его африканские проекты отнимают у Крыма какой-то существенный шанс. Его Крымский клуб в Москве уже на треть Мадагаскарский клуб... Недавно Сид опять привёз в Симфи сильную команду поэтов – Жданова, Максимову, Коваля. Но устраивали конференцию уже другие люди... Куда активнее из Москвы на Крым проецируется теперь команда Юрия Лужкова. Филиал МГУ в Севастополе, прочая гумпомощь... Фонд "Москва-Крым" наполняет крымские курорты москвичами, а значит, бюджет – инвалютой (т.е. рублями). И забываются бурные сейшены прежних лет. Совестно молвить, но грех промолчать: в каком-то смысле Сид проиграл Лужкову право на культурное окормление Крыма. Всё же я надеюсь, что через пару лет Сид удовлетворится тропическими сюжетами и вернётся к проблемам своей малой родины. <...>
“ЛИГА НАЦИЙ”, 24.11.2000,
интервью Ларисы Кононовой с Андреем ПОЛЯКОВЫМ

===============================================

 

* Медвежья услуга газетного корректора: "геопоэтического" ошибочно исправлено на "геополитического".

** Ещё одна медвежья услуга: "Боспорский" ошибочно исправлено на "Босфорский". Следует всегда различать Боспор (в античности – Боспор Фракийский), т.е. Керченский пролив, и Босфор (в античности – Боспор Фракийский), т.е. пролив в Турции между Балканским полуостровом и Малой Азией.

 

 

См. также
цитаты из публикаций о Крымском клубе и Боспорском форуме
1993-1999 гг.