ГЕНЕРАТОР
И ПОЛЕ БИТВЫ БРЕНДОВ
Цикл интервью о "брендинговых" аспектах фантастики, журнал "Со-Общение",
№6, 2004
Борис СТРУГАЦКИЙ
Ант СКАЛАНДИС
Андрей
ЦЕМЕНКО
Недавно на мировом
рынке сотовой связи едва не разразился жуткий скандал. Дело в том, что
в продажу нелегально поступила модель мобильного телефона, разработанная
компанией Samsung эксклюзивно для блокбастера «Матрица-2». Так выдуманная
вещь «из будущего» проникла в нашу жизнь, превратившись в бренд сегодня!
Не говорит ли это о том, что роль НФ – научной фантастики (science fiction)
в коррекции глобальной прикладной истории по-прежнему значительна и важна?
С вопросами о роли научной фантастики вообще
и, в частности, в создании новых брендов мы обратились к экспертам: патриарху
и корифею жанра
Борису СТРУГАЦКОМУ, Анту СКАЛАНДИСУ
– представителю нового поколения, соавтору классика американской фантастики
Гарри ГАРРИСОНА, и Андрею
ЦЕМЕНКО – редактору журнала «Никогда», «губернатору» лагеря
фантастов «Комариная плешь» (1987–1998) на том самом острове Тузла.
ФАНТАСТИКА
УШЛА. НО ОБЕЩАЛА ВЕРНУТЬСЯ
Ант СКАЛАНДИС
писатель-фантаст
ant@atlan-tv.ru
– Способна ли научная фантастика предсказывать
будущее?
– Кир Булычёв как-то процитировал некоего английского автора XIX века,
смело заглянувшего на сто лет вперёд и описавшего Лондон, заваленный конским
навозом по окна третьего этажа. Пример более чем красноречивый. Ну, не
мог этот автор придумать двигатель внутреннего сгорания, в лучшем случае
заменил бы лошадей на воздушные шары – опять же потому, что это средство
передвижения уже существовало. «Наутилус» Жюля Верна – «навороченная»
модель уже известной тогда подводной лодки. Фантасты не предсказали ничего:
ни космических ракет, ни ядерных взрывов, ни компьютеров. Разговоры об
этом – реклама жанра. А «попадания» вроде угаданной в каком-то романе
гибели гигантского корабля за несколько лет до трагедии «Титаника» или,
скажем, близкого к реальности описания ещё не случившегося теракта 11
сентября – предмет не литературоведческого, а скорее уголовного расследования.
Никакой футурологии. Это утечка информации.
– И всё же НФ – это литература о будущем?
– В какой-то своей части, безусловно. Но фантасты описывают воображаемое,
желаемое, заведомо сконструированное согласно своим мечтам будущее. К
реальному развитию событий это практически не имеет отношения.
Тем не менее научная фантастика всегда служила зеркалом основных процессов
мирового развития; была прекрасным интеллектуальным тренингом для тех,
кто хотел и умел думать; наконец, одним из способов описать возможные
грядущие опасности. Однако роман-предупреждение – это всё же не предсказание.
Фантасты всегда писали о том, что должно быть в будущем или чего не должно
быть, но никогда им не удавалось написать о том, что реально будет.
– А почему ты говоришь о фантастах в прошедшем времени?
– Это главный вопрос. Полагаю, НФ как направление в литературе прекратила
своё существование. Произошло это как минимум лет пятнадцать назад.
Те же Стругацкие, в ранних вещах органично соединившие современную научную
мысль и традиционную русскую прозу, в последних произведениях полностью
ушли от науки к литературе. В США тот же путь прошёл другой классик –
Рей Брэдбери; в одном из недавних интервью он без лишней скромности назвал
себя последним писателем Америки. Ушла определённая эпоха – эпоха научно-технической
революции (НТР), породившая глобальные политические катаклизмы ХХ века
и вызвавшая всеобщие эсхатологические ожидания. И вместе с ней ушла НФ
как инстинктивный ответ искусства на НТР.
То, что пишется и продаётся сегодня, – детективно-любовные истории, разворачивающиеся
в окрестностях Альфы Центавра, персонажи которых одеты в скафандры и вооружены
заговорёнными мечами, – отношения к научной фантастике не имеет. Просто
масс-культ эксплуатирует бренд «НФ», сформированный в XX веке.
– Значит, бренд НТР, по-твоему, уходит с рынка?
– Я выступил с этим заявлением пять лет назад, и никто меня пока не переубедил.
Многие крупные учёные признают, что в последние лет двадцать фундаментальная
наука откровенно буксует. Бурно развиваются только технологии: цифровые,
биохимические, то же пресловутое клонирование (кстати, этот термин взят
у фантастов, хотя не соответствует реально освоенному процессу) и так
далее.
Забавно: наиболее рьяно за НТР вступаются именно братья-фантасты, инстинктивно
защищая кормящий их бренд. Но ведь революции, даже технические, не бывают
вечными! Вспоминается анекдот из книг Стругацких. Изобретатель задал вопрос
электронному предсказателю будущего: «Что я буду делать через десять минут?»
Тот пожужжал полчаса и ответил: «Будешь сидеть и ждать моего ответа».
– Не означает ли это близость поворота человечества в сторону
других – «нетехнических», то есть гуманитарных, технологий?
– Вот именно. Академик Бестужев-Лада, согласившись с моим предположением
об остановке НТР, напомнил о волнообразном движении истории. То есть пройдёт
очередной период статичного накопления знаний, – быть может, даже не несколько
поколений, а несколько лет, – и НТР начнёт новый виток, с реализацией,
скажем, идей антигравитации и путешествий во времени.
Мне же кажется, что развитие науки будет скорее идти на стыке с магией.
Ещё в 1982 году участники Бомбейской конференции «Древние знания и современная
наука» пришли к выводу, что без актуализации древнейшего эзотерического,
частично, быть может, утерянного знания развитие человечества невозможно.
А что есть такая гуманитарная технология, как литература, если не разновидность
магии?
Беседовал Игорь
Сид
См. также интервью с Б.
СТРУГАЦКИМ и А.
ЦЕМЕНКО
|