Авторы

 

Игорь Сид

 

Недавно на мировом рынке сотовой связи едва не разразился жуткий скандал. В продажу нелегально поступила модель мобильного телефона, разработанная компанией Samsung эксклюзивно для блокбастера "Матрица-2". Так выдуманная вещь "из будущего" проникла в нашу жизнь, превратившись в бренд сегодня...ГЕНЕРАТОР
И ПОЛЕ БИТВЫ БРЕНДОВ


Цикл интервью о "брендинговых" аспектах фантастики, журнал "Со-Общение", №6, 2004


Борис СТРУГАЦКИЙ
Ант СКАЛАНДИС
Андрей ЦЕМЕНКО

     Недавно на мировом рынке сотовой связи едва не разразился жуткий скандал. Дело в том, что в продажу нелегально поступила модель мобильного телефона, разработанная компанией Samsung эксклюзивно для блокбастера «Матрица-2». Так выдуманная вещь «из будущего» проникла в нашу жизнь, превратившись в бренд сегодня! Не говорит ли это о том, что роль НФ – научной фантастики (science fiction) в коррекции глобальной прикладной истории по-прежнему значительна и важна?
     С вопросами о роли научной фантастики вообще и, в частности, в создании новых брендов мы обратились к экспертам: патриарху и корифею жанра Борису СТРУГАЦКОМУ, Анту СКАЛАНДИСУ – представителю нового поколения, соавтору классика американской фантастики Гарри ГАРРИСОНА, и Андрею ЦЕМЕНКО – редактору журнала «Никогда», «губернатору» лагеря фантастов «Комариная плешь» (1987–1998) на том самом острове Тузла.


Писатель-фантаст Борис СТРУГАЦКИЙ«Я ЛЮБЛЮ СТРАТЕГИИ...»

 

Борис СТРУГАЦКИЙ

писатель-фантаст

– Случай с «украденной из будущего» маркой мобильника – не свидетельствует ли он об «измельчании» фантастических прото-брендов, по сравнению с эпохальными, предсказанными Жюлем Верном или Гербертом Уэллсом?

– На мой взгляд, предсказать конкретную (хотя бы только и по форме) модель мобильника гораздо труднее, чем мировую войну или эпидемию терроризма. Образы глобальных катаклизмов витают в воздухе, их предощущают многие проницательные люди, конкретности же – непредсказуемы в принципе, и предсказаны могут быть только разве что случайно. А в данном случае, может быть, даже не предсказаны, а «навязаны» будущему.

– В романе «Обитаемый остров» (1968) описаны зловещие башни, транслирующие кодирующее излучение, позволяющее элите контролировать общество, деля его на «своих-верных-героев» и «врагов-изуверов-выродков». Сегодня вышки-ретрансляторы сотовых операторов внешне напоминают эти фантастические башни, однако служат прямо противоположной цели – соединяют людей. Любопытная трансформация образа...

– Конечно же, «всё влияет на всё». И возможностей любого влияния литературы (прямого, косвенного, опосредованного, редкого, маловероятного) отрицать априори не следует.

– В 90-х повсюду стали возникать фирмы «Амальтея», «Комкон», «Оверсан» – бренды, порождённые книгами Стругацких... Ощущали ли вы когда-нибудь влияние на вашу жизнь элементов описанного вами будущего?..

– Такого рода «рифмование» (как удачно выразился один наш читатель) между литературой и реальностью, вообще говоря, не редкость. Об этом много говорено и писано. Но влиять на нашу жизнь... Нет, до этого не доходило. К счастью.

– Что воспитывает в своих читателях НФ сегодня?

– Не воспитывает, но иллюстрирует многогранность мира и жизни; будоражит воображение; учит сопереживать. Словом, делает то, что обязана делать любая литература, да и любое искусство вообще.

– Какие «социальные бренды» сейчас раскручены хуже, чем хотелось бы, – разум, чувство свободы, предприимчивость, профессионализм, доброта?


– Всё вами перечисленное. Но для начала: честность, терпимость, трудолюбие, любовь к творчеству.

– Произведения Стругацких становятся основой для новых компьютерных игр. Игры с позитивным героем как психологический тренинг для молодых людей – разве это не ещё один путь совершенствования общества? Какие алгоритмы в создании игр (или в работе с создателями) вы бы посоветовали?

– По-моему, надлежит просто следовать канонам обыкновеннейшей христианской этики и не заставлять героев и игрока совершать аморальные поступки.

– Какие литературные произведения вы порекомендовали бы в качестве прототипов для игр?

– Не готов ответить. Вопрос слишком специфичен. Но почему-то мне кажется, что здесь должен выполняться тот же закон, что и при экранизациях: невозможно сделать хорошую экранизацию по хорошему роману – только по посредственному. Или это будет не экранизация, а другое, самостоятельное произведение. Подозреваю, то же самое с играми: нельзя сделать хорошую игру по «Солярису», а по какойнибудь третьесортной лабуде – можно.

– Сыграли бы вы в такие «литературные» игры сами? А в игры «по Стругацким»?

– Отчего же? Но без особой охоты: я люблю «стратегии», а это всё, как я понимаю, «стрелялки-бегалки».

– Создавая в произведениях новые миры, писатель предлагает их читателям как некий товар: понравится мир публике – книгу раскупят, а не понравится – прощайте, денежки. Но содержание книги влияет на сознание и бытие тем сильнее, чем она популярнее. Так не является ли литература «важнейшим из искусств» как механизм коррекции реальности?

– Кино – на порядок мощнее. Литература способна оказывать сколько-нибудь серьёзное воздействие только на уже подготовленного, «квалифицированного» потребителя, каких – один на двадцать, если не меньше.

– Возможны ли произведения, максимально программирующие реальность – через сюжет, суггестивные образы, «словесную магию»?..


– Наверное, возможны. Но... обычно чем «огромнее» воздействие, тем эфемернее, кратковременнее, вторичнее его результаты. Вспомним «Гарри Поттера», «Звёздные войны» и иже с ними. Это всё временный уход из реальности в иллюзию, но ведь от реальности не уйдёшь. К счастью. Или к сожалению?


Беседовал Игорь Сид 

См. также интервью на эту тему у с А. СКАЛАНДИСОМ и А. ЦЕМЕНКО

 

ВВЕРХ      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(323): SAPE_base->_read() #1 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/down.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/virtwww/w_liter-aaa_44b54048/http/ccc3edd198828463a7599341623acddc/sape.php on line 221