ГЕНЕРАТОР
И ПОЛЕ БИТВЫ БРЕНДОВ
Цикл интервью о "брендинговых" аспектах фантастики, журнал "Со-Общение",
№6, 2004
Борис СТРУГАЦКИЙ
Ант
СКАЛАНДИС
Андрей
ЦЕМЕНКО
Недавно на мировом
рынке сотовой связи едва не разразился жуткий скандал. Дело в том, что
в продажу нелегально поступила модель мобильного телефона, разработанная
компанией Samsung эксклюзивно для блокбастера «Матрица-2». Так выдуманная
вещь «из будущего» проникла в нашу жизнь, превратившись в бренд сегодня!
Не говорит ли это о том, что роль НФ – научной фантастики (science fiction)
в коррекции глобальной прикладной истории по-прежнему значительна и важна?
С вопросами о роли научной фантастики вообще
и, в частности, в создании новых брендов мы обратились к экспертам: патриарху
и корифею жанра Борису СТРУГАЦКОМУ, Анту
СКАЛАНДИСУ – представителю нового поколения, соавтору классика
американской фантастики Гарри ГАРРИСОНА, и Андрею
ЦЕМЕНКО – редактору журнала «Никогда», «губернатору» лагеря
фантастов «Комариная плешь» (1987–1998) на том самом острове Тузла.
«Я
ЛЮБЛЮ СТРАТЕГИИ...»
Борис СТРУГАЦКИЙ
писатель-фантаст
– Случай с «украденной из будущего» маркой мобильника
– не свидетельствует ли он об «измельчании» фантастических прото-брендов,
по сравнению с эпохальными, предсказанными Жюлем Верном или Гербертом
Уэллсом?
– На мой взгляд, предсказать конкретную (хотя бы только и по форме) модель
мобильника гораздо труднее, чем мировую войну или эпидемию терроризма.
Образы глобальных катаклизмов витают в воздухе, их предощущают многие
проницательные люди, конкретности же – непредсказуемы в принципе, и предсказаны
могут быть только разве что случайно. А в данном случае, может быть, даже
не предсказаны, а «навязаны» будущему.
– В романе «Обитаемый остров» (1968) описаны зловещие башни, транслирующие
кодирующее излучение, позволяющее элите контролировать общество, деля
его на «своих-верных-героев» и «врагов-изуверов-выродков». Сегодня вышки-ретрансляторы
сотовых операторов внешне напоминают эти фантастические башни, однако
служат прямо противоположной цели – соединяют людей. Любопытная трансформация
образа...
– Конечно же, «всё влияет на всё». И возможностей любого влияния литературы
(прямого, косвенного, опосредованного, редкого, маловероятного) отрицать
априори не следует.
– В 90-х повсюду стали возникать фирмы «Амальтея», «Комкон», «Оверсан»
– бренды, порождённые книгами Стругацких... Ощущали ли вы когда-нибудь
влияние на вашу жизнь элементов описанного вами будущего?..
– Такого рода «рифмование» (как удачно выразился один наш читатель) между
литературой и реальностью, вообще говоря, не редкость. Об этом много говорено
и писано. Но влиять на нашу жизнь... Нет, до этого не доходило. К счастью.
– Что воспитывает в своих читателях НФ сегодня?
– Не воспитывает, но иллюстрирует многогранность мира и жизни; будоражит
воображение; учит сопереживать. Словом, делает то, что обязана делать
любая литература, да и любое искусство вообще.
– Какие «социальные бренды» сейчас раскручены хуже, чем хотелось бы, –
разум, чувство свободы, предприимчивость, профессионализм, доброта?
– Всё вами перечисленное. Но для начала: честность, терпимость, трудолюбие,
любовь к творчеству.
– Произведения Стругацких становятся основой для новых компьютерных
игр. Игры с позитивным героем как психологический тренинг для молодых
людей – разве это не ещё один путь совершенствования общества? Какие алгоритмы
в создании игр (или в работе с создателями) вы бы посоветовали?
– По-моему, надлежит просто следовать канонам обыкновеннейшей христианской
этики и не заставлять героев и игрока совершать аморальные поступки.
– Какие литературные произведения вы порекомендовали бы в качестве
прототипов для игр?
– Не готов ответить. Вопрос слишком специфичен. Но почему-то мне кажется,
что здесь должен выполняться тот же закон, что и при экранизациях: невозможно
сделать хорошую экранизацию по хорошему роману – только по посредственному.
Или это будет не экранизация, а другое, самостоятельное произведение.
Подозреваю, то же самое с играми: нельзя сделать хорошую игру по «Солярису»,
а по какойнибудь третьесортной лабуде – можно.
– Сыграли бы вы в такие «литературные» игры сами? А в игры «по
Стругацким»?
– Отчего же? Но без особой охоты: я люблю «стратегии», а это всё, как
я понимаю, «стрелялки-бегалки».
– Создавая в произведениях новые миры, писатель предлагает их
читателям как некий товар: понравится мир публике – книгу раскупят, а
не понравится – прощайте, денежки. Но содержание книги влияет на сознание
и бытие тем сильнее, чем она популярнее. Так не является ли литература
«важнейшим из искусств» как механизм коррекции реальности?
– Кино – на порядок мощнее. Литература способна оказывать сколько-нибудь
серьёзное воздействие только на уже подготовленного, «квалифицированного»
потребителя, каких – один на двадцать, если не меньше.
– Возможны ли произведения, максимально программирующие реальность – через
сюжет, суггестивные образы, «словесную магию»?..
– Наверное, возможны. Но... обычно чем «огромнее» воздействие, тем эфемернее,
кратковременнее, вторичнее его результаты. Вспомним «Гарри Поттера», «Звёздные
войны» и иже с ними. Это всё временный уход из реальности в иллюзию, но
ведь от реальности не уйдёшь. К счастью. Или к сожалению?
Беседовал Игорь
Сид
См. также интервью на эту тему у с А.
СКАЛАНДИСОМ и А.
ЦЕМЕНКО
|